Писатель Энтони Троллоп

Энтони Троллоп английский писатель больше знаком читающей публике как автор серии романов, где действие происходит либо в вымышленном графстве Барсетшир, либо в реальной Ирландии. Тем не менее его смело можно отнести к столичным писателям. Хотя лишь одно его произведение — «Противостояние Брауна, Джонса и Робинсона» — является сугубо «лондонским», образ Лондона так или иначе всплывает в большинстве его романов (если быть точным, в двух третях из тридцати шести романов) и в восьми из семнадцати рассказов. Как заметил критик Р. Хаттон, «если вселенная мисс Остин практически не включает Лондона… то в романах мистера Троллопа все дела делаются именно в Лондоне». Вот оно, ключевое слово — «дела»! Действительно, вся деловая активность сосредоточена в столице, поскольку, по словам самого Троллопа, Лондон — это «средоточие власти». А рычагами могущества служат: деньги, мода, «Сизон», «Клубландия» Сент-Джеймса и Пикадилли, насилие и порок.

Политическая власть, способы ее обретения и использования — вот главная тема романов Троллопа о Паллисере, и хитроумные интриги, которые разворачиваются в стенах загородного имения, являются прямым продолжением борьбы, что кипит в столичном Вестминстере. Писатель твердо убежден, что финансовая власть Сити и несокрушимая сила лондонской прессы оказывают деморализующее воздействие на человеческую душу, и доказывает это на примере злобного мошенника Огастеса Мелмотта из произведения «Как мы нынче живем».

Хотя Троллоп почти двадцать лет провел в Ирландии, но он единственный из писателей викторианской поры, о ком можно сказать: этот человек родился и умер в Лондоне. Проработав долгое время служащим в министерстве почт, он детально — не хуже Диккенса — изучил географию столицы. Пожалуй, его знания даже более обширны и, уж несомненно, лучше систематизированы. В 1866 году Троллоп получил должность инспектора по Северному и Западному Лондону, в его задачу входила реорганизация системы почтовых доставок. Знакомство с окраинами столицы (чем Диккенс никак не мог похвастать) дало Троллопу возможность поселить свою героиню Мэрион Фэй на Холлоуэй-стрит — в тот самый вожделенный райский уголок, куда все стремились, но немногие попадали.

Троллопа удивляло и раздражало подчеркнутое неприятие, которое демонстрировал Диккенс по отношению к миру лондонских политиков — при том что практически ничего об этом мире не знал! Более того, в качестве государственного служащего, который немало потрудился на благо своей страны и тем гордился, Троллоп был оскорблен злобной карикатурой Диккенса на бюрократическое учреждение — имеется в виду «Департамент околичностей» в романе «Крошка Доррит». Троллоп, так же как и Диккенс, сотрудничал с журналом «Атенеум» и являлся членом Гаррик-клуба. Но, в отличие от Диккенса, он не только хорошо знал пресловутую «Клубландию», но и писал о ней. Например, Троллоп был членом клуба «Космополитен» (где встречались литературные деятели и политики) и использовал свой опыт при изображении аналогичного клуба в «Финеасе возвратившемся» (1874).

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.