Приморский Гринвич

Даниэль Дефо отзывался о Гринвиче как о «самом восхитительном месте на английской земле». По его словам, «природные преимущества географического расположения многократно усиливаются благодаря плодам человеческих рук — это и великолепные постройки, на редкость удачно вписавшиеся в пейзаж; и вереница судов, постоянно курсирующих вверх и вниз по одной из красивейших европейских рек. К этому следует добавить чистый воздух, замечательную перспективу и очаровательные жанровые сценки, которые можно наблюдать в Гринвиче».Многое из того, чем восторгался писатель, благополучно дожило до наших дней. Куинс-хаус — первое в Лондоне здание в неоклассическом стиле — было построено знаменитым архитектором Иниго Джонсом для королевы Анны Датской. Оно тщательно и с большим вкусом отреставрировано. В результате здание вернулось в то состояние, в каком находилось в 1662 году, когда оно стало прибежищем Генриетты-Марии, вдовы казненного Карла I. Дворец состоит из ряда симметричных покоев и оригинального холла, представляющего собой идеальный куб со стороной 12 м. Его черно-белый пол выполнен Николасом Стоуном в 1638 году. Особый интерес представляют «Тюльпановая лестница» без всяких видимых опор и элегантный консольный балкон, с которого придворные дамы могли наблюдать за кавалерами, развлекающимися в охотничьем парке позади дворца. Кстати сказать, небольшое стадо оленей — потомки той дичи, на которую охотились в XVII веке, — до сих пор содержится в укромном, обнесенном изгородью заповеднике.

Маленькая симпатичная церковь Св. Алфидиса, исполняющая роль приходской церкви, была возведена любимым учеником Рена — Николасом Хоксмуром и перестроена во времена Дефо. Посвящена она архиепископу Кентерберийскому, который в 1012 году попал в плен к викингам. Алфидис не пожелал, чтобы за него вносили выкуп, и предпочел принять мученическую смерть от рук язычников. Старые церковные стены были свидетелями многих исторических событий: здесь крестили Генриха VIII и отпевали Томаса Толлиса, «отца английской фортепианной музыки».

Сюда же доставили для похорон тело генерала Вольфа — отважного полководца, пожертвовавшего собственной жизнью во имя завоевания Квебека и утверждения имперской власти Великобритании над Канадой. Генерал Гордон «Хартумский», чей портрет, если верить Конан Дойлу, украшал стену кабинета Шерлока Холмса, также крестился в церкви Св. Алфидиса. Если бы Дефо мог перенестись на машине времени, то он наверняка бы узнал здание Королевской обсерватории работы Кристофера Рена — «штаб-квартиры времени» и специально сооруженный дворец Стюарта, который впоследствии стал госпиталем для ветеранов ВМФ. Тесть Хогарта сэр Джеймс Торнхилл выполнил для него великолепный расписной потолок, посвященный Георгу I. Современные посетители могут бесплатно насладиться творением великого мастера, так же как и замечательной часовней с заботливо кессонированным потолком, восстановленным Джеймсом Стюартом по прозвищу Афинянин.

Безжалостный ход истории стер прочие метки. Так, здание обсерватории стоит на месте наблюдательной башни приморской королевской резиденции, возведенной в 1432- 1437 годах по приказу герцога Хамфри, широко образованного, но распутного брата Генриха V. Его обширное собрание книг отправилось по завещанию в Оксфорд, заложив основы Бодлеанской библиотеки. Точно так же многочисленные немецкие оружейники, которых приглашал в свое время Генрих VIII, давным-давно истлели в своих могилах, а их творения хранятся в Вулиджском артиллерийском музее, известном под именем «Огневая мощь».

Сегодня продуваемая всеми ветрами пустошь Блэкхит, примыкающая непосредственно к Гринвичскому парку, стала излюбленным местом для местной детворы: здесь они катаются на осликах и запускают воздушных змеев. В прежние времена это было куда более мрачное место. Здесь во время крестьянского восстания 1381 года собирались мятежники из Кента. Здесь же в 1450 году были выставлены на всеобщее обозрение останки четвертованного Джека Кейда — после того как его армия, не дождавшись поддержки от лондонцев, разошлась по домам и бросила своего предводителя в руках врагов. Минуло еще сколько-то лет, и Генрих VII сокрушил на Блэкхите мятежных жителей Корнуолла. А столетие спустя Яков VI Шотландский, уже в бытность Яковом I Английским, представил здесь своим подданным новое развлечение — гольф. Да уж, Блэкхит по праву может претендовать на звание старейшего гольф-клуба, так же, собственно, как и клуба легкой атлетики, регби и хоккея.

Порой кажется, что звездный час Гринвича миновал — это раньше, при Тюдорах, он служил излюбленной резиденцией королевской семьи. Но здешние постройки хранят воспоминания о различных выдающихся деятелях и могли бы поведать немало занятных историй. Так, например, известный драматург и самодеятельный архитектор сэр Джон Ванбург выстроил себе здесь необычный особняк в неоготическом стиле. За образец он взял здание Бастилии, где ему пришлось провести некоторое время по обвинению в шпионаже. Известно также, что тело великого Нельсона несколько дней пролежало в гробу на борту корабля, пришвартованного в Гринвиче, прежде чем его отправили на захоронение в собор Св. Павла. Здесь же, в скромном доме на Блэкхите, обосновалась неряшливая толстуха — принцесса Каролина Брауншвейгская, пока разворачивался скандал вокруг ее любовных похождений и разрыва с венценосным супругом. Во времена Диккенса ярмарка в Гринвиче служила излюбленным местом развлечения шумных компаний кокни, которые писатель уподобил «весенней эпидемии крапивницы».

Джозеф Конрад, напротив, избрал здание обсерватории в качестве декораций для кровавой кульминации своего мрачного романа «Тайный агент». К этому его подтолкнула реальная история, когда некий анархист разнес себя на куски, приведя в действие неисправный детонатор бомбы. Статуя генералу Вольфу (дар Канады) невозмутимо взирает на Канадскую башню — самое высокое сооружение в Лондоне, которое упирается в небеса над верфью Кэнари-Уорф, расположенной на Доклендсе — Собачьем острове. Неподалеку стоит на приколе чайный клипер «Катти Сарк». Этот быстроходный корабль, построенный в 1869 году в шотландском городе Клайдсайде, ходил в основном по двум маршрутам — в Китай за чаем и в Австралию за шерстью. К нему можно попасть по пешеходному переходу, который проложили под Темзой (открыт для желающих с 1904 года). Ниже по течению блестят на солнце Купол Тысячелетия и Барьер Темзы (система шлюзов) в Вулидже, блоки которого время от времени всплывают с речного дна, подобно старинным испанским шлемам из сверкающей стали.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.