Тайная Вечеря Леонардо Да Винчи

Леонардо Да ВинчиОдной из достопримечательностей Милана является церковь Санта-Мария делле Грацие.
В 1463 г. на подаренном графом Вимеркати ордену доминиканцев участке земли прекрасный архитектор Джунифорте Солари (замеченный одновременно в строительстве Дуомо) выстроил церковь и монастырь. Типичный ломбардский романский стиль, характерные для Солари круглые окна-иллюминаторы, с добавленной чуть позже вызванным из Рима Браманте многогранной Трибуной. (Последняя стоит отдельного разговора…)

В монастыре, естественно, была трапезная, в которой по церковным канонам должна была висеть картина последней трапезы Христа. И заказала ее монастырская братия художнику Леонардо. Гениальный сын нотариуса из городка Винчи создал не просто картину. Не просто шедевр. Он совершил революцию в живописи. Всего одной фреской он закрыл целую эпоху, перевернул последнюю страницу живописи кватроченто. Он устроил Катастрофу…

После этой картины уже нельзя было писать с той грацией несовершенства, с тем еще чуть детским восприятием мира, который был характерен для художников предренессанса и ренессанса. После нее уже нельзя было заниматься «поисками перспективы». Она, эта сладостная перспектива, была найдена и представлена Леонардо так явно, что не признать ее существования было невозможно… Она была «запатентована» гением Леонардо на весь мир. Оставалось только подражать.

Так же, как найденное его тончайшей душой художника и раскрытое средствами живописи изображение на плоскости сложнейшего психологического движения души человеческой. И мысли. Сложнейший мир соединения в одной судьбе учителя и учеников, жертвы и карателя. Предательства и долга, судьбы и веры. Решимости и страха. Это было настоящее «таинство евхаристии»… И это была катастрофа живописи, ибо дальше начинался другой мир, рисовать который художники еще не умели…

Техника фрески — борьба за минуты. Время, отпущенное художнику для работы, — это время высыхания штукатурки. Такая скорость Леонардо не устраивала. Он хотел размышлять, творить, а не механически торопливо рисовать по заранее заготовленному картону и расчерченной сепией поверхности стены… И он совершает революцию. Он пишет темперой по двухслойной гипсовой пастели, нанесенной на стену. Время работы Леонардо над «Тайной вечерей» вошло в легенду. По разным источникам, он писал картину от трех до шести лет! (Официальной считаются даты 1494-1498). И ни настоятель монастыря, ни сам Лодовико иль Моро, описавший в письмах друзьям свое нетерпение увидеть результат, не смели его торопить… А Моро спешил, так как решил создать в церкви семейный пантеон. И, как оказалось впоследствии, времени у него было в обрез…

Иногда маэстро приходил рано утром и принимался неистово рисовать до изнеможения, иногда неделями не появлялся в трапезной, подбирая в городе типажи — прототипы для ликов апостолов — и делая бесконечные наброски… Искал выразительные лица, менял композицию. Он творил, именно для этого ему нужна была новая техника, дававшая бесконечное время. Шестым чувством гения он знал, что пишет вечность… Остальное, господа, надо видеть, или нам придется превратить краткое эссе в искусствоведческий труд по анализу одной из самых великих картин человечества…
Тайная вечеря
«Один из вас предаст меня»… Леонардо смог раскрыть трагедию не человека, но самого Бога, возлюбившего и прощающего… Здесь печаль, суд, прощение и вечность…
Здесь несовершенство и надежда… Любовь и вера… Здесь конец, но и начало… «Я есмь альфа и омега…» Не будет преувеличением сказать, что Леонардо написал первую в истории живописи психологическую картину. Написал гениально, разбив двенадцать апостолов на «тройки» и создав различную «режиссуру» для каждой их них.

Даже сегодня, через 500 лет, это удается немногим… Леонардо рисует, если так можно сказать, светскую часть иудейского праздника Песах — «первого седера», который собрался отметить с учениками равви Иешуа… Он не касается второй части, чисто христианской — таинства евхаристии, — когда Иисус предложил ученикам вкусить свое тело и кровь… Но и этого довольно! Именно с «Тайной вечери» в мировой живописи началась эпоха психологического портрета… С «Тайной вечери» началась слава Леонардо как величайшего художника. Уже тогда к ней ездили поклоняться… Уже тогда о ней писали друг другу. Вазари приехал из Флоренции специально, чтобы описать ее для своего литературного труда о художниках — первой попытки искусствоведения…

Остается добавить только, что все беды, свалившиеся на это чудо (кстати, запрограммированные самим Леонардо), не смогли его уничтожить. И не одинаков входящий и выходящий из трапезной человек, ибо даже пятнадцатиминутный сеанс (а именно столько времени проходит от открытия до закрытия специального «шлюза», через который проходят зрители) способен что-то изменить в нашем чувстве мира. Мира, включающего и людей, и идею Бога, и сам космос, который чувствовал и понимал Леонардо… Конечно, если только мы с вами сегодня способны к переживанию и чувствам, как человек того времени…

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.