Спортивная жизнь Лондона

Год 1948-й, когда проводились четырнадцатые Олимпийские игры, был отмечен и другими знаменательными событиями в области спорта. Так, лондонец Фредди Миллс завоевал чемпионское звание в полутяжелом весе. «Арсенал» выиграл чемпионат Премьер-лиги, а знаменитый крикетист, непревзойденный Дон Брэдман закончил свои выступления на международной арене. Он в последний раз вышел на поле «Овала» только для того, чтобы обескуражить болельщиков нулевым счетом.

Все эти события, вынесенные в газетные заголовки, вроде бы доказывали: в британском спорте сохраняется все та же расстановка сил, что и до войны. Футбол, бокс и крикет по-прежнему оставались ведущими видами спорта, однако теперь спортивная жизнь в послевоенной Англии отличалась куда большим разнообразием. Зарождались совершенно новые виды спорта.

Все в том же 1948 году возникла Британская ассоциация дзюдо и впервые прошли «Девайзес-Вестминстер» — соревнования байдарочников и каноистов, которые впоследствии приобрели статус ежегодных. Об их авторитете свидетельствует почетное звание — «Эверест байдарочного мира». В 1951 году состоялся первый массовый марафонский забег Лондон — Брайтон, а в городе Райслипе был открыт первый британский клуб водных лыж. В рамках все той же тенденции бурно развивались ранее непопулярные виды спорта наподобие сквоша. Одновременно наблюдался прилив новых спортсменов — из упрочившего свое благосостояние рабочего класса — в такие традиционные виды спорта, как теннис и гольф, которые прежде являлись прерогативой среднего класса.

Бокс, некогда занимавший в рабочей среде второе место по популярности после футбола, постепенно утрачивал свои позиции. И это несмотря на явные достижения лондонских боксеров — Чарли Магри, Терри Спинкса, Джона X. Стрэйси, Найджела Бенна, Фрэнка Бруно, Одли Харрисона и великолепного Генри Купера (кстати, первого боксера, удостоившегося рыцарского звания). Борьба ненадолго завладела сердцами столичных жителей — надо сказать, немалую роль в этом сыграла телевизионная шумиха, — но интерес угас так же быстро, как и возник.

Любители крикета наконец-то увидели финал затянувшейся эпопеи — многолетнего противоборства между командами «Джентльменов» и «Игроков». Последний матч состоялся в сентябре 1962 года на лондонском стадионе «Скарборо», после чего весь крикетный мир переключился на новую проблему — допустимо ли участие женщин в крикете? Спор решился, хоть и не скоро, в пользу женщин: в 1998 году руководство «МКК» признало их право играть в крикет. В 1950 году произошло еще одно событие — на базе стадиона «Лордз» был организован клуб «Лордз Тавер-нерз», являющийся, по сути дела, благотворительной организацией. Ведь все сборы от матчей, в которых принимали участие звезды шоу-бизнеса и спортивные журналисты — наряду с приглашенными профессионалами, — шли на благотворительные цели. Однако, судя по всему, в крикете дела тоже обстояли не слишком блестяще, иначе зачем было устраивать матчи-однодневки и вводить ограничения по длительности в обычных соревнованиях. Похоже, что крикетные функционеры пытаются оживить игру, сделать ее более динамичной и привлечь таким образом новых поклонников. Большую помощь в этом им оказывает телевидение. Зрители знают: как только на экране появляется телевизионная заставка с изображением футуристического здания «Медиа-Центр», их ждут великолепные, профессионально сделанные репортажи со стадиона «Лордз». Летом 2005 года казалось, что старания оправдались и английский крикет действительно обрел новую жизнь. Тогда вся страна, затаив дыхание, наблюдала за серией игр между Великобританией и Австралией. Чего стоил захватывающий финальный матч на «Овале», который вернул англичанам заветную «Урну» после ее 18-летнего пребывания на австралийской земле.

Хотя первый розыгрыш футбольного Кубка в XX веке состоялся лишь в 1967 году («Шпоры» выиграли у «Челси» со счетом 2:1), футбол продолжал неизменно пользоваться вниманием и любовью английской публики. Тем не менее новые веяния коснулись и этой, прежде довольно однородной категории болельщиков. В ряды приличных и сдержанных работающих мужчин среднего возраста просочились зеленые необузданные юнцы, во-первых, и богатая, швыряющаяся деньгами публика, во-вторых. Ставшее нормой футбольное хулиганство обезобразило лицо некогда прекрасной игры. Пьяные выходки, массовые драки и даже убийства продолжались не один десяток лет, прежде чем власти отреагировали, отменив стоячие места и усадив всех зрителей на сиденья на время матча.

Другое новшество касалось системы оплаты игроков. После того как Джимми Хилл из «Фулхэма» успешно преодолел «потолок» футбольного гонорара (который прежде равнялся чистому заработку квалифицированного рабочего), невидимую плотину прорвало. Теперь востребованные футболисты в неделю получают больше, чем банковский менеджер мечтает заработать за год. На смену твердости характера пришли блеск и гламурность — именно эти черты ныне определяют лицо современного футбола, чьи кумиры стали предметом поклонения модных барышень и героями светской хроники.

«Фулхэм», «Чарлтон», «Куинс Парк Рейнджере», «Кристал Пэлас», «Миллуолл» и даже «Уимблдон» — всех этих команд в той или иной степени коснулось дыхание славы. «Вест Хэм» выиграл Кубок в 1964,1975 и 1980 годах. Именно «Вест Хэм» подарил своего капитана и обоих игроков, завершающих комбинацию, сборной Англии, которая в 1966 году на стадионе «Уэмбли» победила немецкую команду с разгромным счетом 4:2 и выиграла Кубок мира. «Шпоры» в 1960 году стали победителями Премьер-лиги и розыгрыша Кубка. Свои притязания на Кубок они подтвердили в 1961, 1981 и в 1982 годах. В 1972 году они выиграли также Кубок УЕФА, а десять лет спустя повторили свой подвиг. Однако самым успешным лондонским клубом был и остается «Арсенал». В награду за свои успехи «канониры» получили новенький, «с иголочки» стадион. «Челси» тоже времени даром не теряет: он выдвинулся на передовые позиции и заменил «Тоттенхэм Хотспер» на посту извечного соперника «Арсенала».

Тысяча девятьсот шестьдесят восьмой год стал знаменательным для профессиональных теннисистов: им наконец-то разрешили участвовать в Уимблдонском турнире. А вот регбистам пришлось ждать аналогичного решения до 1995 года. Тем временем налицо печальный процесс — старые спортивные арены уходят из жизни. В 1958 году прекратила свое существование «Харрингей-Арена», в 1983 году был разрушен «Уайт-Сити». Через два десятилетия настал черед старичка «Уэмбли» с его знаменитыми башнями. Было принято решение соорудить на его месте стадион, достойный XXI века. «Уимблдон» также ждет коренная перестройка. То же самое происходит и с традиционными английскими видами спорта. Спидвей, все еще популярный в провинции, совершенно утратил свои позиции в столице. Устроители Собачьих бегов в отчаянной попытке выжить решились на проведение выездных пикников, когда приятное застолье комбинируется со скромным тотализатором. Зато ежегодный Лондонский марафон, стартовавший в 1981 году, превратился в событие общенационального значения. Англичанка Пола Рэдклифф выиграла женский забег во время своего дебютного выступления в 2002 году, она же побила женский мировой рекорд год спустя. Справедливости ради следует заметить, что четыре пятых ее преследователей составляли так называемые фан-раннеры — то есть люди, которые за разумную оплату участвуют в благотворительном забеге. Благодаря этой толпе бегуний, одетых в костюмы плюшевых мишек, горилл, официанток и т. п., было собрано 35 млн фунтов стерлингов, что стало самой крупной суммой, собранной в течение года.

Тот факт, что Лондон выиграл конкурс на роль устроителя олимпиады 2012 года, не только спасет от неизбежного вымирания заброшенный участок Лоуэр-Ли на восточной окраине Лондона, но и вольет новые силы в спортивную жизнь столицы. На долю спорта — с его ежегодным оборотом в 4,7 млрд фунтов стерлингов — уже сейчас приходится 1% всего столичного бюджета. Свыше 683 тыс. лондонцев являются членами различных спортивных клубов и команд, таким образом принимая участие в использовании пяти сотен бассейнов, спортивных залов и полей, беговых дорожек и прочих объектов спортивного назначения. А ведь надо еще помнить о 55 тыс. человек, трудоустроенных в этой области. В 2012 году в распоряжении лондонцев окажется Олимпийский стадион на 80 тыс. зрителей, спроектированный великолепным архитектором иракского происхождения — всемирно известной Захой Хадид; аквацентр с двумя 50-метровыми бассейнами; велодром, рассчитанный на 12 тыс. зрителей; а также две спортивные арены универсального назначения — и все это в центре самого крупного парка, какой только создавался в Европе за последние сто пятьдесят лет.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.