Римский Колизей

Каждый турист в Риме стремиться увидеть громадину Колизея. До Колизея рукой подать от церкви Петра. Спускаясь вниз, пройдем мимо остатков «Золотого дома» Нерона (к сожалению, там практически не на что смотреть, лишь в случайно открытых через 1500 лет гротах сохранились росписи — «гротески», по которым учились художники Возрождения, пораженные великими достижениями древних). Веспасиан сдержал слово, данное жителям Рима: он стер воспоминания о Нероне из города, не пожалев великолепной резиденции, являвшей собой чудо архитектуры. А жаль…

Колизей

Колизей

Спускаемся к громадине Колизея, к единственному сооружению, которое, наряду с Великой Китайской стеной, по свидетельству астронавтов, видно из космоса невооруженным глазом. И построили его те самые рабы, которых пригнал из Иерусалима Тит Веспасиан, разрушивший второй Храм…

Идея императора из династии Флавиев была проста: раз когда-то иудеи построили пирамиды фараонов, значит, теперь построят и «Амфитеатр Флавиев», как официально именовалась гигантская арена для боя гладиаторов, битв со зверями и морских сражений. А позже и показательных казней первых христиан… Рим требовал хлеба и зрелищ. Зрелища были в «Ко- лоссиуме» (так из-за установленного рядом «Колосса Нерона» стали звать амфитеатр в народе), а хлеб и вино вереницы повозок подвозили ко входам, которых в здании было великое множество. Кроме великих размеров, оно изобиловало техническими изюминками. Например, для предотвращения загара, которого римляне боялись не меньше, чем ран в сражениях (ибо загар — признак работы под солнцем, а работа — признак только рабов: римляне, даже самые бедные, не работают!), над огромнейшей ареной натягивался тент… Делала это команда матросов, привыкшая к работе с парусами. Клетки со зверьем поднимались на арену лифтом. И т. д. В общем — чудо. Но главное чудо в том, что всего за 8 лет, за рекордно короткое время (днем при свете солнца, а ночью при колеблющемся пламени сотен факелов), было построено самое большое здание на земле.

О качестве строения не говорим. Не требуется… Одно из предположений современной инженерии о чуде сохранности огромнейшего строения, пережившего три сильнейших землетрясения, заключается в уникальности монолитного бетонного фундамента толщиной более восьми метров, для которого использовали осушенное озеро в парке Нерона. Дно его было идеально ровное и к тому же уплотнено находившейся над ним массой воды. Эта колоссальная «подушка» и держит Колизей без малого 2000 лет. (Так что не скупитесь на нулевой цикл, господа…)

Праздник открытия самого большого амфитеатра Римской империи длился непрерывно сто дней, что вполне понятно, учитывая миллионное население Рима: дальнейшая статистика не для слабонервных… Количество погибших и прославившихся здесь гладиаторов огромно. Иногда на арену выходил даже сын императора Марка Аврелия — Коммод (сам впоследствии ставший императором), обладавший недюжинной силой и любивший покрасоваться окровавленным мечом и скульптурными бицепсами перед римскими матронами. После такой демонстрации мужских достоинств отказов от «аудиенции» у любвеобильного сынка императора, конечно, не было… Хотя и обычные, нетитулованные гладиаторы пользовались у пресыщенных римлянок известной популярностью… Одна из гипотез гибели Рима, изображенная на огромном холсте, висящем в парижском музее «Орсей», однозначно намекает на связь события оного с чрезмерным богатством и пресыщением родовитых римлян… И римлянок. Известен тот факт, что Калигула построил лупанар на самом святом для римлян месте — Палатинском холме. В этом лупанаре «отдавались» всем желающим замужние римские матроны и свободнорожденные юноши… И чем страшнее и противнее был «покупатель», тем было лучше… После этого конь-сенатор, посаженный императором в Курии, уже никого особенно и не оскорблял… Он, по крайней мере, не ходил в Лупанар, в отличие от седовласых отцов Рима… Однако вернемся к Арене.

Античный Колизей как небо и земля отличался от того, что мы видим сегодня. Сегодня это лишь мертвый скелет. А во времена могущества Рима он представлял собой сверкающий белоснежным мрамором фасад, декорированный бесчисленным количеством мраморных и бронзовых позолоченных статуй, а также украшений, установленных в нишах по всему огромнейшему периметру. Своим блеском и красотой он абсолютно не походил на современный зияющий пустующими глазницами арок громадный остов. Это был дворец дворцов, демонстрировавший всему миру богатство, красоту и мощь Рима…

В Средние века его «прикупила» одна из известных фамилий — Франджипане, которая преобразовала его в неприступную крепость. Так в крепости и жила. А что? В дальнейшем Колизей грабили свои же: из него строили виллы, бассейны, «иглы» и лестницы… Камня хватало всем… Так же, как бронзовых скоб, от которых на стенах остались многочисленные зияющие дыры… Так бы он, вероятно, и погиб, если бы…

Сегодня сквозь Колизей ежегодно, во время Пасхи, направляется крестный ход: идея папы Бенедикта XIV, в 1750 г. провозгласившего Колизей ареной христианского мученичества. И тем спасшего его от окончательного разрушения…

Добавить себе закладку на эту станицу:

Оставить комментарий