Два Неаполя

Катакомбы Неаполя

Вообще, говоря о Неаполе, нужно всегда уточнять, о каком городе идет речь. Ибо есть два Неаполя: первый, освещаемый ярким южным итальянским солнцем, и второй, пребывающий в постоянной темноте. Это город знаменитых неаполитанских катакомб, имеющих протяженность в сотни километров, свои подземные улицы, огромные залы, целые квартиры и комнаты со своими выходами на поверхность и даже тайные храмы, капища и церкви первых христиан. На протяжении многих веков этот город был обитаем. В одном из залов сохранился еще даже языческий символ в виде огромного каменного фаллоса, посвященный культу сына бога Диониса — Приапу.

Здесь же прятались первые христиане, совершая свои таинства, и здесь же был погребен епископ Беновентский — будущий святой Януарий, обезглавленный в Поццуоли в 305 г. Когда слава святого безмерно возросла, прах был перенесен в Кафедральный собор, а культ окружен фанатичным и буйным почитанием… Катакомбы закрыл Дон Педро Толедский — решительный был испанский гранд. Точнее, пытался закрыть. Даже закон издал. Но разве в Неаполе когда-нибудь действовали или исполнялись законы…

Катакомбами пользовались во время войны бойцы Сопротивления. Сегодня войти в них можно лишь вместе с экскурсией через один из незаложенных входов, находящийся рядом с бывшим королевским дворцом Каподимонте. Особенно нравится тем, кто не любит жару: в любое время года там плюс шестнадцать… Остальным мы советовали бы все-таки вначале осмотреться на земле…

Возможно, самым интересным районом Неаполя является находящаяся недалеко от центральной Виа Толедо узкая и всегда многолюдная Виа Кроче, переходящая в Виа де Либрай. Этот район еще сохранил повсеместно исчезающие островки местного колорита…

То, что составляет суть Неаполя и неаполитанцев. Здесь вы можете наблюдать те самые знаменитые итальянские балконы с бельем, узенькие средневековые улочки, превращенные в некий симбиоз блошиного рынка, антикварной лавки, каморки старьевщика, продавца сладостей, университета для уличных воришек, туристского променада, совмещенного с потоком богомольцев, спешащих в бесчисленное количество прекрасных церквей. И начинается этот театр народной жизни на Пьяцца Джезу Нуова, около колонны, посвященной Богоматери, на самый верх которой, в ее праздник, бесстрашные верхолазы водружают букетик живых цветов…

А самая жалостливая из людских заступниц стоит на верху своей барочной колонны, между прочим, попирая змею и полумесяц. (Так что не одинок конь Петра I.) Сразу за этим доминирующим на площади памятником находится главная иезуитская церковь (1496-1511), носящая одноименное с площадью имя. Удивительный рустованный, почти флорентийский фасад напоминает о происхождении здания из бывшего палаццо графа Сансеверино и решительно на церковь не похож. Ну никакого сходства… Зато внутри строгость уступает место поразительному богатству и роскоши интерьера… В конце XV в. здание перешло к иезуитам. Они и начали превращать светский дворец в церковь…

Один из постулатов отцов-иезуитов гласил: «Богатство и красота церкви должны с первого мгновения показывать верующему, в чей дом он вошел… Церковь — Дворец Бога…» Подобна я идеология должна была стать противопоставлением Реформации, упростившей церковный интерьер до пределов аскетичной евангелической идеи. За 2000 лет церковь в «красоте» действительно преуспела. Это и неудивительно, ибо создавали ее богатство лучшие художники земли. Строить приглашались только великие. Это был не заказ, а благодать… Везде и всегда. Именно поэтому нам хочется туда войти. Ну и, наверное, дух какой-то еще…

С церковью Джезу Нуова связано имя удивительного человека, врача-бессребреника, лечившего в начале XX в. весь Неаполь, — Джузеппе Москати. За его подвижническую жизнь люди воздали ему сторицей. Кстати, таких подвижников Италия знает много. Один из них — наш современник: Падре Пио, фото которого вы увидите на стекле каждого грузовика, в каждом маленьком магазинчике, кафе, парикмахерской и почти в каждом доме. Его не чтут, его любят… (Человек, в наш абсолютно безрелигиозный век награжденный «стигматами»… Чудо, засвидетельствованное учеными и телевидением всей страны.)

Напротив необычного фасада Джезу Нуова находится другой храм — старинный (1310) монастырь Санта-Кьяра, который, кроме могил королей Анжуйской династии, знаменит совершенно очаровательным и уникальным клуатром (монастырским двориком), сверху донизу покрытым майоликовыми плитками, на которых изображены самые различные светские пасторальные пейзажи вперемешку с орнаментом, цветами и прочим декором. Совершенно уникальное зрелище. В тишине и тени этого дворика так и тянет посидеть на нагретых солнцем желтых майоликовых скамейках, съесть вынутый из сумочки фрукт и подумать о вечном… Не исключено, что в голову неожиданно придет умная мысль: не отчаивайтесь, по окончании знакомства с Неаполем и отдыха в отеле все встанет на свои места…

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.