Маленький город роз — сказка моего детства

«Городом роз» в советские времена называли Донецк (Украина). Все улицы и парки этого индустриального гиганта пестрели розами, радующими глаз и источающими чудесный аромат… Но не только этот город можно было так назвать.
Я родилась в 1985 году в маленьком промышленном городке Первомайском, в Харьковской области (Украина). Он вырос за считанные годы вокруг крупнейшего на то время бессточного химзавода в СССР. Да, неизбежные одинаковые прямоугольники многоэтажек, да, Дворец культуры «Химик», напоминающий по архитектуре какой-то промышленный цех… Но! Эти неприглядные дома всегда утопали в зелени и цветах, везде были ровные дороги, хорошее освещение и — море роз! Они росли на клумбах возле подъездов домов, во дворах школ, детсадов, возле каждого магазина, украшали собой аллеи. Кроме роз, запомнилась ещё сирень и небольшие ёлочки, растущие в изобилии по всему городу.

Донецк розы

Донецк розы


У нас было около 15 работающих детсадиков, семь школ работало в две смены, в каждой параллели было минимум четыре класса. А в каждом классе — больше 30 человек. Так что детворы во дворах всегда было много; и нам всегда было, где играть и чем себя развлечь.

В моём дворе была шикарная спортивная площадка: горки (одна повыше, другая совсем маленькая; «волнушки» — верблюдообразные такие штуки, по которым удобно было и лазать, и по-обезьяньи «ходить» на руках; вертящиеся «барабаны», по которым мы «пробегали», играя, не один километр; шведские стенки, турники, лежаки со штангами, «брёвна» — подвешенные на цепях неширокие брусья на высоте ниже колена, по которым можно было ходить, тренируя равновесие; «кольца» — вид качелей, где надо было висеть, держась за специальные кольца руками, а ногами по очереди отталкиваться от земли… Ещё была огороженная забором баскетбольная площадка, там же стояли ворота для мини-футбола. И, конечно же, песочницы — сплошное удовольствие для самых маленьких.
Такое было практически в каждом дворе.

А ещё в городе был парк аттракционов. Да, в нашем крошечном городке (население чуть больше 30 тысяч) был свой, настоящий, красивый, с каруселями, качелями, сладкой ватой и прочим, любимый детьми и взрослыми парк аттракционов! Уехав учиться в Харьков, я не раз бывала в парке Горького и удивлялась: в нашем городке был практически такой же! Не было, правда, колеса обозрения и канатной дороги, но все остальные аттракционы были! И «Ромашка», (его называют ещё «цепи»), и «Сюрприз» (головокружительная центрифуга, где надо было стоять, пристегнувшись), и машинки, и качели-лодочки, и «лифты», и разнообразные карусельки для малышей…

Всё исчезло в считанные годы. Розы выдрали с корнями хулиганы или выкопали к себе на дачи предприимчивые граждане, а те единичные кустики на окраинах, которые никому не понадобились, быстро превратились в шиповник. Пушистые ёлочки спилили на Новый год: те, что поменьше, — целиком, что побольше — верхушки. Детские площадки почти все разобрали на металлолом, а то, что оставили, старательно покорёжили — просто так, по принципу «потому что могу». Аттракционы исчезли в неизвестном направлении; вероятнее всего, туда же, куда и детские площадки.

А потом остановился завод. И город начал погибать. За аттракционами сдали на металл ограды для клумб, урны, телевизионные антенны, трубы (какие смогли отрезать), моторы лифтов и даже электропровода. Больше десяти лет в городе не было ни одного фонаря, практически не осталось лифтов, а горячая вода появилась пару лет назад, да и то не везде. Почти не осталось асфальтового покрытия на дорогах, а тротуары скоро вообще уйдут в небытие. Но я не буду писать о том, что происходит с городом сейчас. Ведь этот рассказ — в первую, очередь, воспоминание. А я запомнила мой город детства зелёным, напоенным запахом роз и детским смехом, растущим, полным надежд. Я буду помнить его, как светлую сказку, персонажем которой мне посчастливилось быть.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.