Проблема безработицы в Украине и перспективы ее решения

Согласно Конституции Украины, одними из важнейших прав человека определяются социально-экономические права. Среди них центральное место занимает право на труд и, как его объективная предпосылка, право на трудоустройство. Новое наполнение содержания этих прав выявило появление значительного количества проблем, требующих своего решения.

Проблема безработицы остро стоит в Украине, как и во многих других странах с остатками элементов переходной экономики, после неудачных попыток реализовать экономические реформы.

На сегодня наиболее острой среди социально-экономических проблем в Украине является проблема безработицы. Безработица в нашей стране приобрело массовый характер и составляет реальную угрозу для государственного и общественного благополучия. Несмотря на финансово-экономический кризис и низкие показатели экономического роста, проблема безработицы не имеет реальных предпосылок для быстрого решения.

Учитывая значительное ухудшение социально-экономических показателей, особую актуальность в Украине приобретает разработка новой концепции решения проблемы занятости и безработицы. На сегодня наиболее острой в этой сфере проблемой является формирование цивилизованного рынка труда, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда. Основные проблемы рынка труда в нашем государстве связанные с ростом продолжительности периода безработицы, увеличением количества граждан, ищущих работу, а также существованием трудностей по трудоустройству социально незащищенных слоев населения, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда, а потому нуждаются в защите со стороны государства.

Создание в Украине цивилизованного рынка труда, позволяющего гражданину оперативно найти необходимую работу с условиями труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, с достойной заработной платой, а работодателю — работников необходимой квалификации, возможно только при наличии эффективной системы трудоустройства. Создание такой системы должно базироваться, прежде всего, на научном осмыслении правовых отношений, возникающих в этой сфере, правового статуса субъектов, их прав и обязанностей.

Концепция повышения уровня занятости населения нашла свое отражение в правительственной программе «Навстречу людям», согласно которой правительство взяло на себя обязательство инициировать создание новых рабочих мест и сохранение действующих, при условии их эффективности. Стратегической целью правительства было определено достижение нового качества жизни граждан путем внедрения системы социальных, экономических и демократических стандартов. Залогом их достижения определяется упорный труд каждого из членов общества.

Анализ новейших статистических показателей позволяет сделать следующие выводы. Количество зарегистрированных безработных на 1 марта 2011 г. сравнению с 1 февраля увеличилась на 5,3% и достигла 616,7 тыс. человек, что на 16,3% больше по сравнению с соответствующей датой 2010 г. Уровень безработицы в целом по стране за февраль 2011 г. вырос на 0,1 п.п. и на 1 марта 2011 г. составил 2,2% населения трудоспособного возраста.

Специалисты центров занятости ежедневно регистрируют до полтысячи человек, которые потеряли работу. Официально истинную причину увольнения (сокращения штата или временном приостановлении предприятий) бывшие работодатели указывают единицам, в основном людей увольняют «по соглашению сторон» и «по собственному желанию». Как следствие, на помощь в связи с потерей работы они могут рассчитывать не ранее, чем через 3 месяца после регистрации в ГСЗ Украины.

Сегодня практически половина из тех, кто обращается в службу занятости, — молодые люди до 35 лет, треть из них имеют полное и базовое высшее образование, опыт работы и достаточные амбиции. Впрочем, вакансий для них мало. На данный момент, как свидетельствуют материалы, на рынке труда спросом пользуются охранники, подсобные рабочие, грузчики, уборщики, дворники, а найти подходящую работу высококвалифицированным работникам — шансов практически нет.

Учитывая новейшие научные разработки и мировую практику формирования эффективной политики регулирования занятости и безработицы в Украине, залогом решения проблемы является разработка и реализация широкого комплекса соответствующих мероприятий, прежде всего, в социально-трудовой сфере. Следует усилить внимание к обновления и повышения технического уровня рабочих мест, в частности, для того, чтобы каждое из них обеспечивало занятому прожиточный минимум и дальнейший рост заработной платы (с учетом инфляции). Это позволит привести заработную плату в соответствие с производительностью труда, ликвидировать фиктивные рабочие места, уменьшить скрытая безработица.

Итак, основные направления регулирования безработицы лежат в плоскости трех социальных институтов — государства, работодателя и наемного работника. То есть исходя из современных реалий, конкретные меры должны быть гибкими, достаточно разнообразными и иметь экономический и социальный эффект. Именно такой подход нужно положить в основу дальнейшей парадигмы развития и регулирования социально-трудовых отношений. Все мероприятия по регулированию безработицы должны способствовать повышению эффективности формирования и использования человеческого капитала в условиях инновационно институциональных изменений.

Условиями успешной реализации определенных мер по ограничению безработицы: постепенное наращивание объемов производства, содействие внутреннем и внешнем инвестированию, увеличение государственных расходов на стимулирование роста производства, комплексное применение мер по ограничению безработицы на всех уровнях управления, предоставление приоритетной роли мерам по предупреждению безработицы, усиление значения специальных институтов, призванных реализовывать направления государственной политики занятости на всех уровнях; налаживание связей и заимствование опыта соответствующих организаций ближнего и дальнего зарубежья по вопросам регулирования безработицы, повышение уровня подготовки и мотивации труда работников Государственной службы занятости, создание специальных заведений по подготовке специалистов для работы в сфере регулирования занятости и безработицы.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Оставить комментарий