Колесный пароход (банкетоход) «Н. В. Гоголь» более 100 лет

Пионер круизного движения плавает не по Рейну, Дунаю или Миссисипи, а по Северной Двине. Имеется в виду колесный пароход «Н. В. Гоголь», отпраздновавший столетний юбилей и до сих пор примерно выполняющий свои обязанности.

История парохода «Н. В. Гоголь»

«Н. В. Гоголь» и его генетический братик «Генерал Кондратенко» были построены в 1911 году в Нижнем Новгороде. Сормовскому заводу эту парочку заказало Северное пароходное общество, обслуживающее пассажиров по маршруту Котлас-Архангельск-Мурманск. Оба парохода были последним словом судостроительной техники на момент своего выпуска и обошлись заказчикам в 140 тысяч рублей каждый.

Из Нижнего Новгорода по Волге, Шексне и Северо-Двинской системе их перегнали в Великий Устюг, после чего поставили на маршрут из Вологды в Архангельск. Рейс занимал 81 час и пользовался огромным успехом у купечества, зажиточных мещан и аристократов. Кого-то привлекали пароходные буфеты с приличным ассортиментом блюд и напитков, кого-то интересовала возможность спокойно насладиться иностранными и отечественными изданиями, регулярно пополнявшими судовую библиотеку.

Во время Первой мировой и Гражданской войны «Н.В. Гоголь» был переквалифицирован в военный транспорт, а позже стал госпитальным судном. С наступлением мира пароход продолжил исполнение своих функциональных обязанностей.

В 39-41 году, как раз накануне Великой Отечественной войны, судно прошло капитальный ремонт в Ленинграде – его отправили туда в разобранном виде, в железнодорожных вагонах. При этом ему поменяли корпус и практически все оборудование, оставив только дореволюционные паровые котлы и паровую машину.

Во время Второй Мировой «Н.В. Гоголь» снова исполнял роль плавучего госпиталя, а после войны стал основным транспортом, обеспечивающим связь между Архангельском и Великим Устюгом.

Вехой в истории судна стала его передача на баланс ФГУП «Звездочка» — крупнейшему судоремонтному предприятию Северодвинска в  1972 году. Ремонтники превратили немодный и экономически невыгодный на тот момент корабль в плавучую базу отдыха – чтоб не тратиться на постройку санаториев и домов отдыха. Поэтому, когда другие пароходы такого же почтенного возраста пошли на слом, «Н.В. Гоголь» остался на плаву, осуществляя круизы 2015 http://www.cruclub.ru/ для пролетариата по Северной Двине.

Банкетоход «Н.В. Гоголь»

Банкетоход «Н.В. Гоголь»


В 1996 году судно сменило хозяина и прошло глобальную модернизацию. Был реставрирован дореволюционный облик, «убитый» годами эксплуатации и отдыха рабочим классом. В средине были оборудованы каюты для 140 человек, соответствующие современным требованиям круизных суден, восстановлен исторический буфет. В общем, новые владельцы реконструировали все, кроме библиотеки.

После омоложения «Н.В. Гоголь» зажил, как японский пенсионер или американский миллионер. Он исполняет функцию круизного ретро-судна, периодически превращаясь в место для проведения свадеб, корпоративов, за что заслужил у жителей деревень «на маршруте» прозвище «банкетоход».

Добавить себе закладку на эту станицу:

Оставить комментарий