Перспективы развития активных видов туризма в ХМАО-Югре.

Ханты-Мансийский автономный округ Югра является полноправным субъектом Российской Федерации, входит в состав Тюменской области.

Позиционируя Югру (Ханты-Мансийский автономный округ) как территорию туризма, как развитую туристскую территорию, государственным и негосударственным секторам сферы, помимо ряда предпринятых и реализуемых комплексных мер, направленных на решение данной задачи, необходимо сделать еще многое. Интенсификация развития активных видов туризма позволит создать дополнительную привлекательность региона, расширить спектр оказания туристских услуг регионального туризма.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра зимой

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра зимой

Рассматривая перспективы развития активных видов туризма в Югре, необходимо, на наш взгляд, достаточно четко представлять преследуемые цели и результат, который предполагается получить на выходе.

Исходя из установок, стоящих перед региональными органами управления в сфере туризма, следует, что необходимо создавать условия для развития внутреннего туризма, в том числе активных видов имеющих перспективу развития с коммерческой точки зрения. В этой связи, важно расставить акценты и определить какие виды туризма могут иметь перспективу развития с коммерческой точки зрения, а какие могут решать другие задачи в том числе социальные.

Развитие активных видов туризма в Югре нужно, на наш взгляд, рассматривать системно, выделяя основные и дополнительные составляющие эффективного развития сферы:

  1. активные виды туризма, имеющие потенциальную перспективу развития с точки зрения экономической целесообразности;
  2. активные виды туризма, решающие преимущественно образовательные и воспитательные задачи (экологический, этнотуризм и др.)
  3. активные туристско-экскурсионные маршруты;
  4. спортивный туризм, решающий задачи подготовки спортсменов, а также способствующий позиционированию региона как развитой туристско-спортивной территории.
  5. туристско-спортивные мероприятия, проводимые на территории;
  6. туристско-событийные мероприятия, проводимые в виде турслетов, бардовских мероприятий и др.;
  7. развитие сопутствующей инфраструктуры.

К числу основных региональных туристских ресурсов, имеющих перспективу для развития активных видов туризма, можно отнести природные, исторические и культурные:

  • Природные. Рельеф территории округа представлен как низинами (менее 100 м), так и высокогорным рельефом — г. Народная, 1894 м (Приполярный Урал) и г. Педы, 1010 м (Северный Урал), что позволяет прокладывать самые различные по сложности и протяженности маршруты. Колоссальные водные ресурсы представленные реками Объ и Иртыш, их 12 притоками и около 30 тыс. рек имеют огромные перспективы развития водного туризма. Обильная растительность и разнообразный животный мир представленный 50 видами млекопитающих, 29 видами рыб и более 180 видами птиц позволяют предположить о востребованности самого широкого спектра туристских услуг — от экологического до охотничьего и рыболовного.
  • Исторические и культурные. В округе насчитывается более 4 тыс. объектов, представляющих собой историческую и культурную ценность, наиболее ранние из которых относятся к эпохе палеолита, а наиболее поздние — к памятникам русского старожильческого населения и современному монументальному искусству. В большинстве своем это памятники археологии, представленные руинированными земляными и деревянными сооружениями. Ценность также представляют современные строения г. Ханты-Мансийска и других городов Ханты-Мансийского автономного округа.

 

Большие перспективы, на наш взгляд, имеет экологический туризм для развития которого в Югре имеется 2 заповедника, 11 заказников, 4 природных парка, 8 памятников природы.
Транспортная составляющая представлена водным, железнодорожным, воздушным транспортом, достаточно разветвленная сеть автомобильных дорог позволяет добираться в летний период до основной части крупных населенных пунктов, в зимний период существуют хорошо подготовленные зимние автомобильные дороги которые, как правило, прокладываются по замерзающим рекам, озерам и болотам. Смешенным видом транспорта можно добраться в летний период практически до самых отдаленных населенных пунктов округа, экологических объектов и объектов, представляющих интерес с точки зрения спортивного, оздоровительного, рыболовного и других видов туризма.

По данным Комитета по туризму ХМАО-Югры в 2008 г. в округе насчитывается более 140 туристских фирм. Однако по данным источника большинство турфирм специализируются на продаже рекреационных, культурно-познавательных и лечебных туров реализуемых за пределами округа.

Реализация активных видов туризма, как в целом и других региональных турпродуктов в настоящее время осложнена рядом следующих обстоятельств:

  1. относительно высокая стоимость транспортных расходов (в особенности для лиц, прибывающих из западной и восточной части России);
  2. высокий коэффициент потребительских цен;
  3. дефицит квалифицированных кадров на предприятиях сферы туризма;
  4. недостаточность, в плане количества и качества региональных туристских продуктов;
  5. отсутствие достаточной инфраструктуры для развития видов туризма имеющих потенциальную перспективу развития в Югре (водный, пеший, горный, лыжный, рыболовный и др.);
  6. недостаточное число туроператоров — 9 для территории сравнимой с территорией Украины или Франции, активно занимающихся въездным и внутренним туризмом.

 

Подводя итог вышесказанному можно отметить следующее, интенсификация развития активных видов туризма в округе во многом будет зависеть от эффективности реализации комплекса мер по развитию активных видов туризма, а также развития сопутствующей инфраструктуры.

Повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма Югры является одной из стратегических задач региональных органов управления сферой туризма. Уникальный ресурсный и рекреационный потенциал территории должен быть осязаем, иметь в наличии готовые инвестиционные проекты, а инвестиционные вложения обеспечены гарантиями.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Оставить комментарий