Экономика Албании краткий доклад

Претенциозные планы экономического развития Албании в значительной степени зависели от помощи СССР и других восточноевропейских стран, а после прекращения этой помощи в середине 1960-х произошло снижение темпов развития экономики. Особенно нуждалась в переоснащении горнодобывающая промышленность. Следует также иметь в виду, что в послевоенный период рынки сбыта экспортной продукции Албании находились в Восточной Европе и СССР, и оттуда же поступали жизненно важные предметы импорта. В конце 1980-х годов стали налаживаться отношения со странами Западной Европы, но дефицит капиталовложений, неэффективное управление и политическая нестабильность привели к резкому экономическому спаду в 1990–1991.

В 1992 ВВП Албании резко сократился по сравнению с уровнем 1989, и для дальнейшего развития экономики требовались неотложные меры. Правительство выдвинуло программу реформ, которая включала переход от административно-командной экономики с централизованным контролем к рыночной экономике и частному предпринимательству. Прежде всего была осуществлена приватизация большей части сельскохозяйственного сектора, мелких и средних предприятий, а затем наступила очередь крупных предприятий. В 1996 эти усилия в сочетании с иностранной помощью дали некоторые положительные результаты, ВВП вырос на 9% (по данным ЕБРР – на 5%) и составил 2,3 млрд. долл., т.е. 700 долл. на душу населения, а инфляция сократилась до нескольких процентов. Была стабилизирована албанская валюта – лек. Однако эти достижения были омрачены ростом безработицы, официально превышавшей 20%, и распространением коррупции. Дальнейший прогресс в преобразовании экономики в целом тормозился из-за отсутствия надежной инфраструктуры и эффективной финансовой системы. В конечном итоге финансовые пирамиды, потрясшие общество на рубеже 1996 и 1997 годов, политическая нестабильность в 1997 и противоборство сил в 1998 привели экономику на грань полного развала. В 1997 ВВП сократился на 7%, а внешнеторговый баланс – на 22%.

Новое правительство, сформированное в июле 1997, приняло меры по восстановлению общественного порядка и экономической активности. В 2003 ВВП был равен 16,13 млрд. долл. США (2003). Реальное рост валового продукта вырос в 2002 на 4,7%, а в 2003 – на 7%. Годовой доход на душу населения составил 4,5 тыс. долл. По официальным данным, безработица сократилась с 15,8% в 2002 до 15,2% в 2003. Однако, официальные источники не учитывают высокий уровень неполной занятости на албанском рынке рабочей силы. В целом, за чертой бедности находится 30% населения.

Несмотря на прогресс в сфере приватизации и создании правовых рамок экономической деятельности, в албанской экономике сохраняются многочисленные структурные проблемы: рост экономики основывается в значительной степени на помощи международных доноров и живущих за границей албанцев, а также зависит от строительной отрасли, используемой с целью отмывания нелегальных доходов.

На 2004 МВФ прогнозирует увеличение ВВП на 6% при темпах инфляции от 2% до 4%. Внешний долг оценивается в 1,41 млрд. долл. (2003). Валютные запасы страны – 1,038 млрд. долл. (2003).

Объективно оценить экономическое положение Албании трудно. При коммунистическом режиме вся информация была засекречена, а к сведениям, относящимся к посткоммунистическому периоду, следует относиться с осторожностью.

Албания в настоящее время совершает трудный переход к более современной открытой рыночной экономике. Макроэкономический рост в среднем составил около 6% между 2004–2008, но снизилась примерно до 3% в 2009–2011. Инфляция стабильная и сохраняется на низком уровне. Правительство принимает меры по пресечению экономических преступлений и разработав пакет финансовых реформ, направленных на снижение уровня теневой экономики и для привлечения иностранных инвестиций. Денежные переводы в страну от албанцев, работающих за рубежом (в основном, проживающих в Греции и Италии), которые являются значительным катализатором экономического роста, снизились с 12–15% ВВП до финансового кризиса 2008 до 8% ВВП в 2010. В 1996 за рубежом находились ок. 700 тыс. албанцев, включая 28% граждан страны трудоспособного возраста; их денежные переводы составляли около трети ВВП Албании.

Сельскохозяйственный сектор, на долю которого приходится почти половина рабочих мест, но только около одной пятой ВВП, базируется в основном на небольших семейных натуральных хозяйствах.

По оценкам, в 1994 48,4% экономически активного населения приходилась на сельское хозяйство.

Эта отрасль хозяйства страдает от отсутствия современного оборудования, неясных прав собственности, а также распространеной практики обработки мелких, неэффективных участков земли.

Кроме того, при поддержке ЕС правительство предпринимает шаги для улучшения национальных автомобильных и железнодорожных сетей, состояние которых также является препятствием для устойчивого экономического роста.

Страна по-прежнему сталкивается с проблемами, возникающими из-за увеличения государственного долга, приближающегося к установленному законом пределу в 60% ВВП. Сильные экономические и торговые связи с ослабленными кризисом Грецией и Италией также делают экономику Албании более уязвимой.

ВВП на душу населения в 2011 составил 7800 долларов.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.