Хорватия общество и культура страны

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Система социального обеспечения Хорватии была трансформирована в 1995, когда были учреждены четыре социальных фонда: Пенсионный (с отделениями для производственных рабочих, сельскохозяйственных тружеников и занятых в частных фирмах), Фонд здоровья, Фонд занятости и Детский фонд. Их финансирование происходит из бюджетных средств, отчислений и добровольных пожертвований. Пенсионный возраст увеличен и составляет 60 лет для женщин и 65 – для мужчин.

ПРОФСОЮЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Объединение автономных профсоюзов Хорватии (самое многочисленное объединение, включающее 26 отраслевых профсоюзов), Хорватское объединение профсоюзов, Конфедерация независимых профсоюзов Хорватии.

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

После захвата территории Хорватии римлянами в 3–1 вв. до н.э. кельтско-иллирийское население Хорватии сначала было обращено в митраизм, а в первые века н.э. приняло христианство. Однако древние культы вновь возродились во время славянских вторжений в 6–7 вв. Римские миссионеры обратили в христианство хорватов византийской Далмации, позже они были крещены франкскими миссионерами. На территории Хорватии столкнулись интересы Западной (Римской) и Восточной (Византийской) церквей.

Католическая церковь Хорватии сохраняла восточные традиции до начала 10 в. При короле Хорватии Петре Крешимире (правил в 1058–1074) было введено безбрачие священников, разрешено богослужение только на латинском языке, произошло освобождение церкви от налогообложения. В 16 в. преимущественно в аристократической среде распространился протестантизм (после Контрреформации он сохранился только среди венгерского и словацкого меньшинств). Вторжение турок и захват ими большей части хорватских земель вызвали массовые миграции.

Хорватский церковный и политический деятель 19 в. епископ Йосип Юрай Штросмайер (1815–1905) из города Дьяково (Славония) не скрывал, что его главной целью является «окатоличивание» православных сербов. В то же время на I Ватиканском соборе (1870) он выступил против принятия догмата о папской непогрешимости, опасаясь, что это помешает сближению Католической и Православной церквей.

В период между двумя мировыми войнами Католическая церковь в Хорватии утратила свое влияние, поскольку в целом в Югославии наибольший авторитет имела Православная церковь. Во время Второй мировой войны некоторые католические священники поддерживали режим пронацистского государства – сателлита Германии.

В 1960-е годы почти прекратились преследования Католической церкви (аресты священников и конфискация церковного имущества), а также поощрения религиозных организаций, поддерживавших правящий режим. В 1966 Югославия подписала протокол с Ватиканом о нормализации отношений, что способствовало снижению напряженности во всех религиозных общинах. Правда, в 1970–1980-е годы периодически поднимались кампании против католичества, обычно сопровождавшиеся обвинениями в тайном сговоре Католической церкви с хорватскими националистами. Однако все религиозные группы Хорватии имели лояльное отношения с властными структурами, особенно в 1980-е годы.

С 1990 Католическая церковь вновь заняла доминирующее положение в хорватском обществе. В начале 1998 страну посетил папа Иоанн Павел II, оказавший поддержку Туджману и его курсу на национальное возрождение. В ходе его визита была проведена беатификация кардинала А.Степинаца.

КУЛЬТУРА ХОРВАТИИ

Хорватская письменность была создана в начале 9 в. последователями и учениками Кирилла и Мефодия. Своеобразие хорватской культуры в славянском мире во многом обусловлено тем, что Хорватия – единственная из стран Западного (Римского) обряда, в которой Римско-католическая церковь до 11 в. разрешала проводить литургии не на латинском, а на церковнославянском языке, родственном хорватскому, но отличавшемся от разговорного. Первые богослужебные книги были написаны глаголицей. Начиная с 12 в. хорватский язык широко использовался в официальных документах, однако с 14 в. все больше внедрялся латинский язык. В раннем Средневековье в Хорватии уже было создано множество произведений на местном языке, включая жития святых, сказки, предания, народные песни, пословицы. Первыми поэтическими произведениями хорватов стали молитвы.

В 15–16 вв. города Раб, Задар, Шибеник, Трогир, Сплит, Хвар, Корчула, Дубровник и Котор стали центрами хорватского Возрождения. Среди известных поэтов и драматургов этой эпохи выделяются Марко Марулич (1450–1524) из Дубровника, автор многочисленных религиозных, исторических и поэтических произведений, а также Марин Држич (1510–1567), выдающийся комедиограф. Марулич отдавал должное своим анонимным предшественникам, стилю которых он следовал при написании эпической поэмы на библейский сюжет Юдифь (1501), традиционно считающейся классическим произведением хорватской литературы.

Иллирийское движение (иллиризм) 1830–1840-х годов оказывало влияние на хорватскую культуру, причем отдавало предпочтение достижениям Ренессанса и барокко. В 1842 в Загребе было основано национальное литературно-научное общество «Матица иллирийская» (или «Матица хорватская»), сыгравшее ключевую роль в культурной и литературной жизни Хорватии. Ярким представителем иллиризма был поэт, ученый, общественный и политический деятель Людевит Гай (1809–1872). В качестве главного символа единства и средства культурного объединения хорватов и южных славян он выделял общий язык, которым считал штокавский диалект. В 1836 была опубликована грамматика «иллирийского» языка, а в 1850 хорватские и сербские языковеды заключили соглашение о принципах единого языка, результатом чего стало бурное развитие художественной литературы.

Современные хорватские искусство и скульптура развивались в двух главных направлениях. К первому можно отнести работы Ивана Мештровича (1883–1962, в 1947 эмигрировал в США) в области модернистской монументальной скульптуры. Мештрович стремился в пластическом искусстве выразить национальный стиль, основанный на европейской традиции. Второе направление представлено школой художников-примитивистов (наиболее яркий представитель – Иван Генералич, 1914–1992), искавших национальный стиль в образах деревенской жизни в Хорватии. Существенный вклад в развитие музыкальной культуры Хорватии внес композитор, дирижер и педагог Иван Зайц (1831–1914), который был директором и преподавателем музыкальной школы при музыкальном обществе, возглавлял первую постоянную оперную труппу при Хорватском национальном театре, устраивал симфонические концерты силами оркестра этого театра. Зайц – автор примерно 200 хоровых и 170 песенных произведений, 20 опер, в том числе национально-патриотического содержания. Другим ярким музыкальным деятелем, уже 20 в., был композитор и дирижер оперной труппы Хорватского национального театра в Загребе Яков Готовац (1895–1982). В области киноискусства международное признание получила загребская школа мультипликации.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ХОРВАТИИ

В Республике Хорватия обязательное базовое восьмилетнее образование. Подавляющее большинство школ – государственные. В последние годы открылось несколько экспериментальных частных школ. Базовая школа включает две ступени: первую – четырехлетнюю, где обучение ведет один преподаватель, и вторую – тоже четырехлетнюю, с преподаванием разных предметов разными преподавателями. По окончании начальной школы 94% учащихся продолжают обучение в 4-летних гимназиях (общеобразовательных, гуманитарных, с обучением современным иностранным языкам либо естественным наукам), четырех- или трехлетних торговых училищах или средних профессионально-технических школах либо в школах искусств. Обучение ведется преимущественно на хорватском языке, но в местах компактного проживания национальных меньшинств существуют школы с преподаванием на венгерском, чешском, итальянском, украинском языках. В Осеке открыта школа с преподаванием на немецком языке, а в Загребе есть специальная школа, где обучаются евреи. Сложнее (по политическим мотивам) обстоит дело с обучением на сербском языке по учебникам, напечатанным кириллицей. В Славонии и Баранье, где конфликт урегулирован правовыми документами и ведется международный мониторинг, легализованы сербские школы. В других районах изучение сербского языка и ознакомление с сербской культурой проводится в основном в рамках зимних и летних школ.

В целом 97% взрослого населения страны грамотны (умеют читать и писать).

В Хорватии действуют четыре государственных университета – в Загребе, Сплите, Риеке и Осиеке. Кроме того, открыто 4 частных высших учебных заведения. Старейший Загребский университет фактически был основан в 1669 и реорганизован в 1948. Всего в университетах 55 факультетов, 4 академии искусств, 7 политехнических вузов, 6 учреждений высшего профессионального образования, Педагогическая академия, 8 педагогических институтов. Филиалы университетов расположены во многих городах страны (Крижевци, Карловаце, Чаковеце, Петрине, Дубровнике, Шибенике, Пожеге). Профессорско-преподавательский состав университетов насчитывает ок. 2000 человек. Общее число студентов ок. 84 тыс., причем 58% из них обучается в Загребе.

Научные исследования проводятся во всех университетах. Деятельность ряда научно-исследовательских институтов координирует крупнейшее в стране научное учреждение – Хорватская (Югославянская) академия наук и искусств (основанная в 1867 епископом Й.Штросмайером). В стране функционируют ок. 30 государственных научных учреждений: в Загребе – Институт экономики, Институт международных отношений, Хорватский исторический институт, Институт истории искусств, Институт медицинских исследований и здравоохранения, Физический институт, Хорватский ветеринарный институт, Институт изучений миграций и этнологии, Старославянский институт, Институт имени Р.Бошковича (физических и химических исследований), Институт социальных исследований, Институт туризма, Хорватский институт мостов и инженерных конструкций, Финансовый институт, Геологический институт, Институт этнологии и фольклористики, Институт философии, Бродарский институт (морских исследований и специальных технологий), Институт социальных исследований имени Иво Пилара, Антропологический институт, Археологический институт, Энергетический институт, Институт хорватского языка и лингвистики; в Сплите – Институт океанологии и рыболовства и Институт адриатического земледелия и мелиорации карста; в Ястребарско – Институт лесоведения; в Осиеке – Сельскохозяйственный институт; в Порече – Институт сельского хозяйства и туризма.

В стране действуют сотни научных и специальных библиотек – при университетах и других учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах. Крупнейшие библиотеки Хорватии: Национальная и университетская в Загребе, городские – в Загребе и Сплите, научные – в Риеке и Задаре. Многие монастырские библиотеки; особенно в Далмации, и Государственный архив в Загребе располагают ценными собраниями рукописей.

В Хорватии выходит более десятка ежедневных и еженедельных информационно-политических изданий. Наиболее популярные из них – издающиеся в Загребе вечерняя газета «Вечерни лист» (тираж 200 тыс. экз.), иллюстрированный еженедельник «Арена» (135 тыс.), политический еженедельник «Глобус», газеты «Весник» (50 тыс.) и «Нови весник» (45 тыс.). В Сплите и Загребе издается еженедельник «Недельна Далмация» (45 тыс.), в Сплите – газете «Слободна Далмация» (102 тыс.), в Рийеке газете «Нови лист» (60 тыс.), Осиеке – независимая газета «Глас Славоние» (25 тыс.).

В 1990 было основано Хорватское информационное агентство. Хорватское радио и Хорватское телевидение ведут передачи на хорватском языке.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.