Жители Ист-Энда

Хотя термин «Ист-Энд» впервые появился в 1840-х годах, широкое распространение он получил лишь в 1880-е годы. В 1840-е годы всех волновало «состояние английского вопроса» — речь шла о возникшем в результате индустриализации разрыве в уровне жизни богатых и бедных. Этот разрыв с течением времени не сглаживался, а, напротив, только усугублялся и в будущем грозил опасными социальными потрясениями. Данной теме посвящены такие произведения, как вышедший в 1843 году весьма спорный роман Карлейля «Прошлое и настоящее» и появившаяся двумя годами позже «Сибилла, или Две нации» Дизраэли.В 1880-х годах положение вещей сохранялось. Более того, теперь контраст между лондонским Вест-Эндом и соответственно Ист-Эндом четко оформился, что не могло не беспокоить лучшие умы Англии. Эта обеспокоенность выливалась в многочисленные филантропические инициативы и привела к появлению нового литературного жанра, которое мы бы определили как «литературное самаритянство».

В 1880-1881 годах известный писатель и филантроп-энтузиаст сэр Уолтер Безант немало времени потратил, изучая условия жизни в лондонском Ист-Энде. И вот к каким выводам он пришел: «Я ощутил огромную, все разъедающую скуку, которая царила в этом месте лично мне стало ясно, что единственным спасением здесь мог бы стать центр организованного досуга, где люди имели бы возможность достойно развлекаться и приобщаться к сокровищам художественной и интеллектуальной культуры. И тогда я создал образ знатной дамы, богатой наследницы, которая появляется в Ист-Энде под видом обычной портнихи…» Роман, о котором говорит Безант, носил название «Люди всех сортов и условий жизни» и имел скромный подзаголовок — «Невозможная история». Однако через пять, лет после его публикации невозможное свершилось: сама королева Виктория снизошла до Ист-Энда — она появилась на Майл-Энд-роуд, чтобы открыть «Народный дворец» и, таким образом, воплотить в жизнь мечту писателя.

Правда, столь возвышенным целям дворец служил недолго. Весьма скоро профессиональные надобности перевесили культурные устремления и в здании обосновался Технический колледж Восточного Лондона. Позже он был преобразован в Колледж королевы Марии под эгидой Лондонского университета. Тем не менее роман Безанта, сослуживший добрую службу обитателям Ист-Энда, стал его самым популярным произведением: к 1918 году было продано не менее четверти миллиона экземпляров.

В 1882 году издательство «Иллюстрированный мир» заказало Джорджу Р. Симсу цикл статей на произвольную тему, с тем чтобы выполнить иллюстрации к подготовленному материалу. А Симе как раз незадолго до этого вместе с чиновником Школьного комитета Артуром Моссом исследовал беднейшие районы Лондона. У него родилась идея познакомить читателя с «мрачным континентом, расположенным буквально в двух шагах от лондонского Центрального почтамта».

Статьи Симса, снабженные рисунками личного иллюстратора Безанта Фредерика Барнарда, в 1883 году были изданы в виде книги с названием «Как живут бедняки». В дальнейшем Симе продолжил работу над этой серьезной темой, подготовив для «Дейли Ньюс» серию материалов по поводу условий проживания малоимущих лондонцев — они были опубликованы в 1889 году под общим названием «Ужасный Лондон». Самого Симса признали непревзойденным знатоком данного вопроса, именно в таковом качестве он давал показания в 1884 году на заседании Королевской комиссии по условиям проживания рабочего класса. Серия гневных статей Джорджа Симса в «Дейли Телеграф», посвященных тому, что сейчас назвали бы сексуальным рабством, в 1906 году была напечатана в виде сборника «Ночной Лондон», а в 1907 году вышло продолжение под названием «Ночные наблюдения».

Несмотря на то что участие в социальных программах отнимало у Симса много времени, он успел написать несколько романов, детективных историй, более тридцати театральных пьес, семнадцать мюзиклов и десятки сентиментальных и комических песен. Кроме того, он оставил после себя мемуары с красноречивым заголовком «Моя жизнь: шестидесятилетние воспоминания о богемном Лондоне». О многогранности его натуры свидетельствуют следующие утверждения Симса: якобы он изобрел чудодейственное средство от облысения, а также разгадал загадку личности Джека Потрошителя. Так это или нет — останется на совести самого Симса, соотечественники же запомнили его как автора пародии на слезливые рождественские пьески — «В работном доме: Рождество».

В 1883 году Конгрегационалистский союз опубликовал грошовую брошюру под названием «Горький плач обездоленных Лондона». Выпущенный анонимно, памфлет имел подзаголовок «Расследование по части условий жизни презренных нищих» и на самом деле принадлежал перу Эндрю Мирнса, священника из часовни на Оранж-стрит, возле Лестер-сквер. Отдавая должное заметкам Симса в « Иллюстрированном мире», сам автор тем не менее пошел дальше и утверждал:

В самом центре наших крупных городов под тончайшим покровом благопристойности и цивилизации скрывается кипящая смесь из морального разложения, душераздирающего несчастья и абсолютной безбожности… и до сих пор ничего не сделано, чтобы заглянуть в эту ужасную трясину, а ведь только так можно ее очистить или устранить.

Тут Мирнс, конечно же, ошибался — вряд ли преуспевающее общество викторианской эпохи ничего не знало о положении городской бедноты, о той нищете и мерзости, которые царили на лондонском дне. Знали, реагировали по мере сил… И, между прочим, были шокированы, услышав от автора брошюры, что ни бум церковного строительства, случившийся в середине XIX века, ни усилия многочисленных благотворительных обществ не дают видимых результатов. А Мирнс прямо заявлял: «Мы все будем просто кучкой глупцов, живущих в дурацком раю, если поверим, будто эти общества делают хотя бы тысячную долю того, что надлежит делать». Свое заявление он подкреплял фактами (по его утверждению, беспристрастными и нисколько не преувеличенными, а посему еще более мрачными) относительно жутких условий, царящих в лондонских ночлежках, проституции и кровосмешения, рабского, непосильного труда, антисанитарии и хронического недоедания, пренебрежения верой — короче, всех тех реалий, которые являлись неотъемлемыми чертами жизни в Ист-Энде. Мирнс требовал, чтобы деятельность на благо «презренных нищих» была включена в список самых важных и неотложных дел, и намечал по крайней мере три района, где конгрегационали-стам следует проводить эту работу — Рэтклиф, Шэдуэлл и Бермондси.

Страстные призывы Мирнса вызвали живой отклик в обществе, особенно после того, как сочувствующий журналист У. Т. Стид опубликовал «Горький плач» в своей «Пэлл-Мэлл газетт». Благодаря объединенным усилиям Безанта, Симса и Мирнса были предприняты определенные шаги: в 1884 году основаны приюты для нищих Тойнби-холл в Уайтчепел и Оксфорд-хаус в Бетнам-Грин, в 1885 году организована Королевская комиссия по условиям проживания рабочего класса. Они же предопределили успех романа миссис Хамфри Уорд «Роберт Элсмер», вышедшего в 1888 году. В этом произведении писательница поднимает тему кризиса веры: герой призывает к христианскому самопожертвованию и обвиняет оксфордских богословов в том, что они намеренно закрывают глаза на проблемы Ист-Энда.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.