Рождение классики

Бурное развитие компании «Метрополитен» отнюдь не являлось уникальным явлением в период между двумя мировыми войнами. Железнодорожные линии все удлинялись, появлялись новые станции, и это стало своеобразным вызовом английским картографам. Происходившие процессы требовали адекватного отображения. На Имперской выставке, устроенной в 1924 году в Уэмбли-парке, впервые экспонировалась схема Лондонской железной дороги в весьма необычном исполнении: в центральной части схема сохраняла один постоянный масштаб, а все внешние линии, включая связь с тем же Уэмбли, изображались схематически.

Между 1931 и 1933 годами случился следующий прорыв: инженер-электрик по имени Генри Бек изучал схему электропроводки столичного метрополитена, когда его посетила блестящая идея. Он заново перечертил схему, воссоздав некий образец, которому суждено было стать классикой XX столетия. Его изображение не отражало реального положения станций (то есть явно нарушалась привязка к географии), а вместо того сосредоточилось на их взаимном расположении.

Бек искусственно растянул центральную часть плана и сгладил линию «Сентрал» так, что осталась лишь пара отрезков, играющих роль осей запад — восток. Аналогичным образом изображение Темзы упростилось до стилизованной карикатуры, также сведенной к осевой функции. Расстояние между отдельными станциями диктовалось лишь соображениями четкости отображения.

Революционная схема Бека впервые была опубликована в 1933 году вновь образованным государственным органом — Лондонским управлением пассажирского транспорта — и немедленно получила самое широкое распространение. Новаторский прием использовали во всем мире, включая Нью-Йорк, Сидней и Санкт-Петербург, для изображения схем железнодорожных и авиалиний. Что касается Генри Бека, то он получил скромное вознаграждение в пять гиней за авторские права на первую в мире «геосхематическую» карту, посмертную мемориальную табличку на стенах родной станции — «Финчли Сентрал».

Еще одна известная схематическая карта — для настольной игры в «Монополию» — появилась на свет в 1930-х годах, в самый разгар Великой депрессии. Известному юмористу Тиму Муру пришла в голову замечательная мысль: пройтись по всем местам, отмеченным на карте, с томиком Гарольда Ф. Кланна, бестселлера того времени под названием «Лицо Лондона». Итогом этой необычной одиссеи стала книга самого Мура «Отстояться», забавная вещица, где под налетом привычного легкомыслия скрывается пласт изрядной информативности, поскольку автор ставит своей задачей исследовать, насколько с течением времени меняются или, напротив, не меняются отдельные районы Лондона.

Взять, к примеру, Уайтчепел и Олд-Кент-роуд. И тот и другой, напоминает нам Мур, характеризовались наличием «самого настоящего бурого дерьма». Но, помимо этого, в 1930-х годах обе улицы были известны своими оживленными уличными рынками. И что же мы имеем на сегодняшний день? На Уайтчепеле уличная торговля по-прежнему процветает, хотя тогдашних торгашей-евреев сменили смуглокожие выходцы из Бангладеш. А вот Олд-Кент-роуд превратилась в обычную бездушную транспортную магистраль.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.