Славяне на территории Албании

С середины I тыс. на Балканский полуостров стали проникать  славянские племена. В отличие от предыдущих «варваров», совершавших грабительские набеги, славяне медленно продвигались по  южным пространствам, оседали на землях, создавали свои государства. По косвенным данным албанские историки установили,  что в пределах будущей Албании славяне появились в самом конце VI-начале VII в.  О расселении славян на территории современной Албании ученые судят по данным топонимики. Наибольшее число славянских  названий рек, гор, населенных пунктов сконцентрировано в Средней  и Южной Албании: Дибра (что означает «обрыв», «ущелье»),  Голоборде («гора, лишенная растительности»), Поградец, Корча  (от славянского варианта — Горица), Берат (от славянского —  Белиград), река Бистрица и т. д. Славяне расселялись в долинах  рек, на близко к реке лежащих холмах, вдоль древних римских  дорог.

Это были места, благоприятные для земледелия, — традиционного занятия славян; особенно хорошо подходили долины рек  Вьосы, Семана, Девола. В Северной Албании славянских топонимов значительно меньше: горные и высокогорные области славян  не интересовали. Равным образом не была пригодна для земледелия  сильно заболоченная приморская полоса. Топонимы довольно густо  появляются в районе Шкодринского озера: здесь и Велиполя  (большая равнина в нижнем течении реки Буны), и Задрима (равнина, расположенная за рекой Дрином) и многие подобные названия.  Иллирийцы и славяне не только жили рядом: они, безусловно,  вступали между собой в многообразные контакты, обменивались  опытом ведения традиционного хозяйства. Не случайно названия  сельскохозяйственных культур и другие слова, связанные с земледельческой практикой, в албанском словаре имеют славянское  происхождение. Некоторые формы традиционного албанского плуга  идентичны тем, которыми пользовались в прошлом болгары и  сербы.

Анализ славянских элементов в албанском языке помогает  установить пути, которыми славяне проникали к Адриатическому побережью.  Оказывается, что на албанских землях преобладали племена юго-восточной группы, а  именно те, которые сформировали со временем болгарский  этнос. Следовательно, поток их  шел с востока.  На севере албанской этнической территории ощутимо влияние племен, давших начало  сербскому этносу, т. е. распространявшихся с севера.  В последующие столетия  славянский этнический элемент  постепенно растворялся, вливался в формировавшийся на  приморских землях албанский  этнос. Среди специалистов суждения о степени славянского  влияния на культуру и язык албанского этноса различны. Ученые первой половины  XX века полагали,  что это влияние было велико,  видели в славянах один из субстратов албанского этноса и указывали на широкую полосу двуязычия и албано-славянского  культурного взаимодействия.

Албанские ученые (А. Буда и др.) находят, что названные авторы  роль славянского элемента сильно преувеличивали.  О следах длительного албано-славянского взаимодействия свидетельствуют упоминавшаяся уже топонимия, лексический материал и некоторые атрибуты культуры, например, возможно, поясная  одежда — несшитая женская юбка из двух полотнищ, закрепленных  на поясе, известная в местности Опар и ряде других. В то время  как в северо-западных, центральных и восточных областях Балканского полуострова в сложном этническом составе их населения  в результате многосторонних политических и культурных процессов  возобладали славянские этносы и сложились славянские государства, в албанском и греческом ареалах, напротив, славяне включались в преобладающие этносы, ассимилировались ими. Следует  полагать, что поток переселенцев по мере продвижения к югу  иссякал в силу существенной причины:  естественно-географические условия жизни в предгорных и горных зонах формировали  иные культурные навыки, далекие от традиционного земледелия  славян.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.