Чили культура страны, литература, изобразительное искусство, музыка

КУЛЬТУРА

Культура Чили почти целиком имеет испанские корни.

ЛИТЕРАТУРА.

Вдохновленный борьбой с арауканами, испанский конкистадор и поэт Алонсо де Эрсилья-и-Суньига (1534–1594) создал крупнейший памятник колониальной литературы Испанской Америки – героико-эпическую поэму Араукана; имена ее героев с детства знакомы каждому чилийцу.

В первые годы после обретения независимости в Чили начали стекаться представители интеллигенции, вынужденные покинуть свои страны по политическим мотивам; из этой среды вышло поколение талантливых писателей. Самым замечательным из этих изгнанников был венесуэльский юрист, филолог, просветитель и поэт Андрес Бельо (1781–1865), который жил в Чили с 1829 до самой смерти; в 1843 он основал Чилийский университет в Сантьяго. В Аргентине к тому времени получил развитие романтизм; эмигранты из этой страны, среди которых оказался известный писатель, а позднее президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто (1811–1888), способствовали распространению этого литературного течения в Чили. Здесь же, в Чили, в конце 19 в. оформилось модернистское направление в испано-американской литературе, когда в 1888 был опубликован сборник стихов Лазурь Рубена Дарио (1867–1916), величайшего латиноамериканского поэта; никарагуанец по рождению, он жил в это время в Чили.

Вторая половина 19 в. и 20 в. ознаменовались появлением множества замечательных историков и публицистов. Наиболее известными среди чилийских историков являются Бенхамин Викунья Маккенна (1831–1886), Хосе Викторино Ластаррия (1817–1888), Хосе Торибио Медина (1852–1930), Мигель Луис Амунатеги Альдунате (1828–1888), Диего Баррос Арана (1830–1907), Луис Гальдамес (1881–1943) и Рикардо Доносо (р. 1896). Среди чилийских писателей известностью пользуются Альберто Блест Гана (1830–1920), который одним из первых стал писать реалистические романы на испанском языке и был прозван чилийским Бальзаком; Бальдомеро Лильо (1867–1923), автор замечательных реалистических рассказов, опубликованных на рубеже столетия; Марьано Латорре (1886–1956), задавшийся целью отразить природную и этно-культурную специфику различных регионов страны; Эдуардо Барриос (1884–1963), автор ряда глубоких психологических романов; Педро Прадо (1886–1952), автор поэтических романов с элементами символизма; Аугусто д’Альмар (1882–1950), мастер модернистской прозы; Мануэль Рохас (1896 — 1973), нативист, постепенно переключившийся на писание утонченных экзистенциалистских романов; Мария Луиса Бомбаль (1897 — 1980), автор психологических рассказов; Бенхамин Суберкасо (р. 1902), автор эссе и коротких рассказов космополитической ориентации.

Артуро Торрес-Риосеко (1897 — 1971) получил известность как литературный критик. Однако мировое признание чилийской литературе принесли ее поэты – зачинатель и крупнейший представитель авангардизма в испаноамериканской литературе Висенте Уйдобро (1893–1948); поэтесса Габриела Мистраль (1889–1957), первой из латиноамериканцев получившая в 1945 Нобелевскую премию по литературе, и Пабло Неруда (1904–1973), также лауреат Нобелевской премии за 1971.

К более молодому поколению чилийских писателей принадлежат Фернандо Алегрия (р. 1918), автор романов и коротких рассказов, критик; Энрике Лафуркад (р. 1927); Карлос Дрогет (р. 1915), и Хосе Доносо (1924 — 1996). Лучшим из драматургов младшего поколения был Луис Альберто Эйреманс (1928–1965).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Чили не может похвастаться таким богатством памятников архитектуры колониального периода, как Перу, Мексика или Эквадор. В начале колониального периода строились в основном церкви, многие из них были разрушены в результате землетрясений; особенно катастрофическим было землетрясение 1647. В следующем веке в архитектуре преобладал стиль барокко.

В 19 в. во главе художественной школы Чили стоял Педро Лира (1845–1912), представитель реализма, работы которого хранятся в музее Сантьяго. Среди художников 20 в. наиболее известны сюрреалист Роберто Матта Эчауррен (р. 1912); примитивист Луис Эррера Гевара; Неменсио Антуньес (р. 1918), кисти которого принадлежат горные пейзажи; Пабло Бурчард (1873–1966), Хосе Перотти, Пачеко Альтамирано, Исраэль Роа. Из современных скульпторов заслуживают упоминания Рауль Варгас, Самуэль Рольдан и Тотила Альберт.

МУЗЫКА.

Народная музыка Чили имеет испанское происхождение. Распространены народные песни и танцы, например задорная куэка, или самакуэка, парный танец, изображающий любовную пантомиму в сопровождении пения. В сельских местностях популярна лирическая тонада. Широко бытует также танец сапатео. В городах можно слышать уличные песни эскинасо, исполняемые как серенады, а иногда – как рождественские гимны.

В 1940 правительство учредило Институт распространения музыкального искусства – его возглавил известный композитор Доминго Санта-Крус Вильсон (р. 1899). Совместно с Чилийским университетом Институт участвует в программе по сохранению лучших образцов национальной музыки. Университет финансировал чилийский ансамбль народной музыки под управлением Пабло Гарридо.

Среди современных чилийских композиторов наибольшей известностью пользуется уже упоминавшийся Доминго Санта-Крус, глава Института музыкального Чилийского университета, возглавляющий также административный совет, в ведении которого находятся Национальная консерватория (осн. 1940), Симфонический оркестр Чили (осн. 1941), организация больших концертов, опера и балет. Следует упомянуть также таких композиторов, как Педро Умберто Альенде Сарон (1885–1959), пишущий современную музыку; Карлос Исамитт Аларкон (1887–1974), представитель фольклорного направления в музыке; наконец, Энрике Соро, дирижер и преподаватель музыки. Мировую славу заслужили исполнители – пианист Клаудио Аррау (1903–1991) и певец Рамон Винай.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.