Картография и транспорт

Изменения в транспортной инфраструктуре Лондона нашли свое отражение как на картах общего назначения, так и на специализированных — например тех, что предназначались для путешественников и бизнесменов, по роду своей деятельности посещающих столицу. Эти карты воспроизводили такую полезную информацию, как введенные в 1856-1857 годах границы почтовых округов, месторасположение сохранившихся застав и точные тарифы курсировавших кебов. В 1847 году Иоахим Фридрих из Сент-Пан-краса опубликовал «Карту расстояний и условных округов», полученную наложением сетки концентрических окружностей с диаметром в полмили на обычную карту Лондона. Пользуясь такой картой, пассажир легко мог рассчитать расстояние, которое он покрыл в поездке, и соответственно вычислить предполагаемую сумму оплаты. Это положило конец «чудовищному жульничеству… которое долгое время царило на лондонских дорогах и вызывало справедливые нарекания».

В 1851 году издательство «Симпкин Маршал» выпустило двуязычную (англо-французскую) карту. Она была построена по тому же принципу, но вместо окружностей использовала равносторонние треугольники с длиной стороны в полмили. Железнодорожные компании активно финансировали выпуск новых карт в собственных рекламных целях. Так, «Метрополитен Рэйлвей» издала в 1882 году специальную карту с целью анонсировать продление своих линий до Кингсбери, Нисдена и Хэрроу. А компания «Дистрикт Рэйлвей» воспользовалась золотым юбилеем королевы Виктории, чтобы выпустить в 1887 году праздничную карту лондонских железных дорог. Еще через 10 лет — уже на бриллиантовый юбилей Виктории — вышла в свет новая карта в комплекте с путеводителем по выставке «Викторианская эпоха», функционировавшей в выставочном комплексе Эрлз-Корт.

Изобретение в 1880-х годах пневматической шины и «безопасного велосипеда» самым революционным образом сказалось на рынке труда лондонцев и формах их досуга. Так, если ранее география трудоустройства ограничивалась, скажем, 5-мильной зоной (с учетом пешей дороги на работу и обратно), то с приобретением велосипеда для многих столичных жителей она расширилась по крайней мере втрое и охватила практически весь Лондон. Точно так же в свободный вечерок или на выходные любой достаточно энергичный человек мог воспользоваться помощью «волшебного колеса» и отправиться на пикник в Эппинг-Форест или на холмы Суррея. Там, вдали от любопытных глаз соседей, можно было отдохнуть душой и телом или же спокойно осуществить сложный ритуал ухаживания, который, надо сказать, в ту эпоху требовал немало сил и времени. Вскоре в печати появились специализированные карты для велосипедистов, на которых приводилась соответствующая информация, например, какие склоны холмов требуют применения тормозов на спуске или где располагаются ближайшие ремонтные мастерские. Одна из таких карт, выпущенная Эдуардом Гроувом с Эджвер-роуд, охватывала достаточно большую территорию радиусом в 50 миль от центра Лондона.

Столичная подземка по-прежнему развивалась усилиями отдельных конкурирующих компаний, до тех пор пока американцу Чарльзу Тайсону Иерксу не удалось объединить линию «Дистрикт» (принадлежавшую соответственно, «Дистрикт Рэйлвей») с тремя другими линиями лондонской «трубы» (Tube) — «Бейкерлу», «Пикадилли» и «Хэмпстед» (позже переименованной в Северную). Удачливый бизнесмен Иеркс так сформулировал свое жизненное и профессиональное кредо: «Скупаешь старый хлам, слегка его ремонтируешь и втюхиваешь другим парням». При всей меркантильности и беспринципности этот человек трепетно относился к своей мечте — объединению различных конкурирующих между собой транспортных систем — и многое сделал для воплощения проекта. Результатом стал лондонский метрополитен — то, что мы называем словом Underground. Образовалась единая управляющая компания — «Андеграунд Электрик Рэйлвей Компани», которая в 1908 году опубликовала карту принадлежавшего ей хозяйства. Позже в том же самом году вышла сводная карта с добавлением линий «Сентрал», «Метрополитен энд Сити» и «Саут Лондон», хотя на деле последние принадлежали другим компаниям и эксплуатировались в автономном режиме.

Сходная ситуация сложилась и с трамвайными путями столицы, большая часть которых находилась во владении совета Лондонского графства. В 1906 году в честь открытия подземной линии «Кингсвей» совет напечатал карту принадлежавших ему путей по обе стороны от Темзы. На тот момент благодаря подземке можно было добраться от Блумс-бери вдоль набережной Эмбанкмент до Вестминстера всего за 7 минут — гораздо быстрее, чем столетие назад. Плакаты 1920-х годов постоянно подчеркивали тот факт, что, хотя трамваи совета Лондонского графства не ходят непосредственно по Западному Лондону, они значительно упрощают туда дорогу. «Хорошо освещенные вагоны трамвая» дают возможность «с комфортом почитать и покурить в пути» и — камешек в сторону сохранившихся омнибусов с открытым верхом — гарантию того, что вы «все время будете находиться под крышей». Выпущенная в 1932 году карта трамвайных путей, принадлежавших совету Лондонского графства, отмечает точки пересечения с маршрутами других владельцев и предоставляет расписание ночного движения. Тут же рядом красуется призыв «тренировать мозги и руки» — реклама вечерних курсов совета графства.

Жестокая конкурентная борьба между автобусными компаниями привела к тому, что первая карта автобусных маршрутов появилась лишь в 1911 году — ее выпустила Лондонская генеральная омнибусная компания. В том же году компания завершила наконец длившийся три года переход с лошадиной тяги на полностью моторизованные экипажи. Несомненно, этот дорогостоящий процесс был продиктован все усиливающейся конкуренцией со стороны лондонской подземки: неспроста ведь на карте помещен броский лозунг «Путешествуйте над землей — мы доставим вас в любую точку Лондона!» А напечатанная в 1961 году рекламная карта автобусного сообщения в пределах Большого Лондона демонстрирует маршрут Грин-лайн (Зеленой Линии) с заманчивым изображением его конечных пунктов — от зоопарка Уипснейд и замка Лутон Ху на северо-западе до живописного поместья Ноул на юго-востоке.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.