Картография в общественных кампаниях

Доктор Джон Сноу убедительно продемонстрировал, сколь полезными могут оказаться карты в кампаниях по охране здоровья. Однако приоритеты, как известно, у всех разные. В 1871 году охваченные паранойей крайние протестанты выпустили свою карту, имеющую целью доказать всему свету засилье «папистских учреждений Лондона и общественных институтов, к которым имеют доступ римско-католические священники». Поколение спустя, в 1899 году, аналогичная работа была проделана, чтобы продемонстрировать распространение евреев и язычников среди жителей.Ист-Энда. Примерно в 1884 году Национальная лига трезвенников опубликовали «Карту современного бедствия Лондона», призванную показать непомерное количество питейных заведений в столице. Штаб-квартира данной организации помещалась в том самом здании на Стрэнде, где проживал известный картограф Дж. У. Бэкон. Воспользовавшись личным знакомством, борцы за трезвость сумели добиться, чтобы на одной из обычных лондонских карт появилась сеть смертельно опасных красных точек: каждая из таких точек обозначала местонахождение столичного паба. Выяснилось, что в одном только Сохо располагается свыше 150 подобных заведений, еще 30 выстроились вдоль Стрэнда. И это — не считая продажи спиртного в многочисленных отелях. В Степни и Уайтчепеле количество пабов перевалило за тысячу. В то же время в Блумсбери, где находилось родовое поместье герцога Бедфорда, их насчитывалось всего 3 — честь и хвала стараниям герцога! Некоторое время спустя Чарльз Бут прибегнет к той же технике — нанесет раскраску поверх стандартной карты из «Библиотеки» Станфорда — при составлении своих «карт бедности».

Он использовал семь различных цветов: от черного для районов, заселенных «низшими слоями, зловредными полупреступными элементами», к которым Бут относил бездельников, а также людей, работающих от случая к случаю, через розовый цвет — для обозначения «благополучного рабочего класса» и мелких буржуа, обходящихся без прислуги, и до золотисто-желтого цвета, обозначавшего обеспеченные семьи с штатом прислуги в три и более человек. В своей работе Бут использовал результаты переписи населения за 1881 год.

В 1983 году департамент окружающей среды по итогам опроса 1981 года опубликовал «Карту нуждающихся среди населения Большого Лондона». Территорию, на которой проводилось исследование, поделили на районы, каждый из которых включал примерно двести семей. В качестве критериев использовались такие показатели, как уровень смертности, уровень безработицы, процент скученности, количество неполных семей (с одним родителем) и одиноких пенсионеров. Особое внимание уделялось представителям национальных меньшинств. Рассматривалось также наличие или отсутствие элементарных коммунальных удобств, как-то: ванная и туалет в доме. В итоге были выделены следующие условные группы населения — «нуждающиеся», «сильно нуждающиеся» и «крайне нуждающиеся».

При сравнении результатов данного исследования и того, что проводил век назад Чарльз Бут, приходится сделать удручающий вывод — ситуация практически не изменилась. По-прежнему «зона нищеты» охватывает северную часть Ньюхема, Спиталфилдс, Северный Кенсингтон, юго-восток Брента и Брикстон, в то время как население Ричмонда и Барнета ведет вполне приятную обеспеченную жизнь. Районы Ислингтона, Кэмдена и Баттерси сейчас занимают то же место, на котором столетие назад были Пимлико и Виктория — отдельные очаги нищеты разбросаны на фоне общего достатка и благосостояния.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.