Иллирийцы и Эллины в истории Албании
Проблемы албанского этногенеза в научной литературе прочно связываются с историей иллирийцев. Как правило, выводы по поводу этногенеза, т. е. истории формирования каждого данного этноса, слагаются из данных нескольких наук: антропологии, языкознания, эпиграфики и истории культуры (материалы для нее извлекаются из археологических работ, этнографических наблюдений, анализа фольклорных текстов, данных религиоведения и некоторых других смежных дисциплин). Антропологических материалов, к сожалению, в нашем распоряжении нет. Все построения исследователей основываются преимущественно на данных языкознания и археологии. Сведения античных авторов, относящиеся к данной проблеме, хотя и скудны, но весьма важны. Археологические материалы дают возможность проследить культуру людей, живших на современной албанской этнической территории и в сопредельных областях, начиная с эпохи среднего палеолита. Специалисты задаются вопросом: была ли преемственность культурного комплекса с этих времен до того исторического момента, к которому можно отнести сложение албанского этноса? На этот вопрос археологическая наука отвечает положительно: культура на изучаемой территории развивалась непрерывно, каких либо вторжений со стороны, которые резко бы прервали поступательный ход культурного развития, не обнаруживается.
Археологически группа иллирийских племен связана с гальштатской культурой, на время которой приходится переход от бронзового века к железному и дальнейшее развитие культуры железа. Находки переходного периода сделаны в окрестностях Корчи (стоянки Барч, КучиЗи и др.) и датируются XIIVI вв. до н. э.; они содержат железные наконечники копий и другое оружие. Типичные вещи раннего периода гальштатской культуры, най денные в курганах Вайзе вблизи Влёры (XVII вв. до н. э.), показывают непрерывность жизни одной и той же исторической общности людей от эпохи бронзы до эпохи железа. По материалам нео литических стоянок, например стоянки Пажок (окрестности Зль басана), которая была обитаема в первой половине и в середине I тыс. до н. э., установлено, что традиции, неолитической керамики имеют преемственную связь с находками бронзового века и раннего железа (например, в области Мат). В северных районах современной Албании на широкой полосе, протянувшейся от Шкодры через долину Дрина, местность Мат до Кукеса, раскопан целый ряд курганов, находки в которых указывают на связи в течение длительного периода — от VIII до IV в. до н. э. — с другими местностями как на современной албанской территории, так и на восток от нее – в македонских землях.
Характерно, что еще в VI в. до н. э. железо применялось по большей части для изготовления украшений, а оружие делали из бронзы. К IV в. эти материалы поменялись своим назначением; украшения изготовлялись из бронзы, реже из серебра. Курганы в долине реки Мат (VII—IV вв. до н. э.) открывают для нас культуру племени пирустов, прославившихся как умелые металлурги. Последний период иллирийской культуры (III-II вв. до н. э.) характеризуют вещи из курганов Бушкаши, например дисковидные сосуды. Основываясь на материалах из раскопок курганов, некрополей, изучая ремесленные изделия, пути продвижения предметов торговли, денежное обращение, сопоставляя этот материал со сведениями античных авторов, ученые сумели обрисовать социальную историю иллирийских племен. Разложение первобытнообщинного строя шло интенсивно в областях, примыкавших к морскому побережью, происходила экономическая и социальная дифференциация между отдельными племенами, а внутри племени выделялась правящая верхушка, из состава которой выдвигались военные вожди (античные авторы называли их басилевсами). В плодородных приморских долинах практиковалось и скотоводство, и земледелие. На вскопанных деревянным ралом и желез ной мотыгой полях сеяли пшеницу, ячмень, просо, выращивали виноград, разводили яблоневые сады. Экономическое, культурное, а также в значительной степени и общественное развитие иллирийских племен, расселенных по побережью Адриатического и Ионического морей, было тесно связано с жизнедеятельностью греческих колоний, возникавших в этих областях. В I тыс. до н. э. великая греческая колонизация — вывод колоний из греческих городовполисов в разные края Средиземноморья — оказала огромное влияние на жизнь средиземноморских народов.
Греческая колонизация Иллирийского побережья началась во вто рой половине VIII в. до н. э. Выходцы из колонии Керкира (Корфу), основанной Коринфом, положили начало городу Бутрот (лат. Бутро тум, современный Бутринт) в 737 г. до н. э. Его мощные стены окружали акрополь, амфитеатр (конец III в. до н. э.) и святилище богаврачевателя Асклепия, концентрируя в себе городскую жизнь; множество мраморных статуй украшали город. Расположенный в бухте Ионического моря (вблизи современной Саранды), Бутрот имел большое торговое значение (город продолжал существовать и в византийское время, потом был разрушен вестготами около 551 г. н. э., а после османского завоевания в XV в. жизнь в нем прекратилась). На землях иллирийского племени таулантов греки из Керкиры и Коринфа основали города Эпидамн и Аполлонию. Эпидамн (ос нован в 627 г. до н. э.) имел важное значение как порт на Адриатическом побережье, вел торговлю с соседними иллирийскими племенами. Само его название, так же как и второй его вариант — Дурраки, имеет иллирийское происхождение. О процветании этого города в античное и эллинистическое время говорят находки ста туй, мозаики и других памятников. В 229 г. до н. э. он был завоеван римлянами, переименовавшими его в Диррахий, откуда и произошло его современное название Дуррес. Город претерпел много политических перемен и военных завоеваний, ныне он главный порт Албании.
Аполлония (возникла в 588 г. до н. э.), расположенная в южной части современной Албании, недалеко от города Фиер, являлась большим, прекрасно отстроенным городом, окруженным укрепленными оборонительными стенами. Его улицы были замощены каменными плитами, дома имели систему водоснабжения и отопления, город украшали многие общественные здания (гимнасий, крытый портик, одеон — концертный зал на 400-500 зрителей) и мраморные статуи. Он играл большую роль в экономической жизни прилегавших областей, но постепенно заглох и в IV в. н. э. подвергся разрушению. Быстрое развитие античных городов, работа их архитекторов, каменщиков, скульпторов, кораблестроителей, далеко зашедшее классовое расслоение (города представляли собой олигархические рабовладельческие республики) — все это оказывало сильное влияние на окружавшее иллирийское население. Постепенно жители колоний теряли связи с метрополией (сохраняли только торговые), прочнее становились их многообразные отношения с иллирийцами. Эти связи ускорили распад родового строя в иллирийских племенах и формирование у них государственности. Жизнь иллирийских городов организовывалась по греческому образцу.
Такими были, например, Амантия (раскопки в ПлёчаэВлёрес), Бюлис (ХекалииМалакастрес), Фойнике (ФиничиДельвинес). В них селились также и греки, преимущественно ремесленники. Но и в самих греческих городах жило немало иллирийцев, К при меру, в некрополе Аполлонии обнаружены погребения, характерные для греков античного и эллинистического времени, и одновременно иллирийские погребения. Ремесло в Аполлонии было срав нительно развито: в слоях IV-III вв. до н. э. 30 % обнаруженных вещей местного производства (плоскодонные глиняные сосуды, сделанные на гончарном кругу), в то время как в предыдущие века преобладала привозная керамика, главным образом из метрополии – Коринфа – и из Аттики – крупного торгового центра V-IV вв. до н. э. Переплетение культуры эллинской и местной шло преимущественно через социальную верхушку иллирийского населения. Иллирийцы занимали многие должности в управлении греческими городами, даже возглавляли магистраты. В IV-II вв. до н. э. культура иллирийцев находилась на сравнительно высоком уровне. Все сельскохозяйственные орудия изготовлялись из железа: пирусты и даранды были большими мастерами. Кроме железа они обрабатывали золото и серебро. Сельско хозяйственные занятия давали избыточный продукт, который шел на продажу. Скотоводство являлось важнейшей отраслью хозяйства в горных и предгорных зонах. Глиняная посуда изготовлялась на гончарном круге, в ее формах и орнаментальных композициях прослеживается комбинация и греческих, и местных оригинальных приемов. Одновременно население употребляло самодельную посуду ручной формовки. Было развито кораблестроение. Благодаря своим легким весельным судам иллирийцы господствовали на Адриатическом море.
Главная примета истории иллирийцев этого времени – развитие городской культуры. Некоторые иллирийские города построены в более ранний период: археологические данные указывают на V в. до н. э., но по косвенным сведениям можно отнести начало их строительства и к VI в. до н. э. Характерное отличие этих городов в том, что оборонительные стены сооружались из мощных полигональных блоков. Появились новые города. Среди них Скодра (нынешняя Шкод ра) — город, которому суждена была долгая жизнь и важная роль в албанской истории, Дамастион (вблизи современной Дибры). Из небольших укреплений впоследствии выросли такие города, как Антипатрея (современный Берат), Антигонея (вблизи Гирокастры) и многие другие. Иллирийские города возникали на основе укрепленных поселений (типа Гайтани, Згердеши) раннего периода железного века, которые охраняли дороги. Вокруг таких поселений концентрировалась жизнь сельской округи, а сами они становились центрами ремесла и торговли. Иллирийские города возникали вне зоны греческого влияния, что указывает на высокую степень их общественного развития.
С этого периода в некоторых из них началась чеканка собственной монеты. Найдены и изучены монеты городов Амантии, Бюлиса, Скодры, Лиса, Фойнике. Из надписей на монетах выясняется, что иллирийцы не имели своей письменности и пользовались греческой графикой. Иллирийцы вели торговлю с греческим миром: вывозили минералы, продукцию земледелия и скотоводства, ввозили предметы роскоши (все это помимо того, что могло предложить традиционное производство Аполлонии и Эпидамна). Уже с VIV вв. до н. э. внутренние районы Южной Иллирии были связаны с побережьем торговыми путями, проходившими по речным долинам. Известным центром во внутренней области являлся Дамастион. Пантеон иллирийских божеств слился с греческим: почитались Зевс и Артемида и в то же время известны имена и иконография местных божеств плодородия. Скульптура и архитектурные сооружения – портики, театры и др. – уподоблялись образцам соседних богатых городов Эпира. Таким образом, иллирийская культура была самостоятельным историческим явлением, однако самым активным образом взаимодействовала с культурой античных колоний.
Добавить себе закладку на эту станицу: