Борьба албанского народа против турок

В конце 50-х годов XV в. для Албании наступил относительно  мирный период. На некоторое время она перестала подвергаться  нападению османов. Предприняв военные операции на востоке Малой Азии, Мехмед II пошел на переговоры со Скандербегом и согласился признать за ним права на Албанию. Эту мирную передышку  Скандербег использовал для активного участия в подготовке наметившегося тогда антитурецкого «крестового похода», а также для  помощи своему союзнику — новому неаполитанскому королю  Фердинанду — в его борьбе с восставшими итальянскими феодалами.  Итальянская экспедиция Скандербега протекала успешно,  при его вооруженной поддержке Фердинанд утвердился на престоле.  Но этим не исчерпывалась миссия Скандербега на итальянской  земле.

Скандербегу сопутствовала слава непримиримого борца против  турок, и новый папа Пий II приветствовал его согласие участвовать в общеевропейском выступлении против захватчиков. Было  условлено, что Скандербег возобновит войну с турками, а затем  его поддержат сухопутные силы и флот европейских государств.  В 1462 г. Скандербег вернулся в Албанию и сразу же провел  победоносное сражение против трех крупных султанских армий.  Эта победа позволила ему занять твердую позицию на переговорах с Венецией, которая наконец пошла на союз с Албанией.  По договору от 20 августа 1463 г. Венеция обязалась оказать  Скандербегу помощь деньгами и войском, а также послать в албанские воды несколько своих военных и вспомогательных кораблей  для того, чтобы «защищать страну с моря». 12 сентября Венеция подписала союзный договор с Венгрией, а к концу года  обещала папе Пию II свое участие в официально объявленном  в ноябре «крестовом походе».

Военные действия Скандербега против Османской империи начались: он провел ряд операций в Македонии, но «крестовый поход»  не состоялся ни в том, ни в 1464 г. Город Анкона, назначенный  местом сбора крестоносцев, оказался неподготовленным для длительного пребывания многочисленного и пестрого по своему национальному составу воинства, которому организаторы похода  не обеспечили ни питания, ни ночлега, ни денег. В городе начался  голод, вспыхнули эпидемии. 19 июля 1464 г. в Анкону прибыли  папа Пий II с 13 кардиналами, а 12 августа венецианский дож.  Через два дня папа римский умер, и с его смертью отпала  последняя надежда на осуществление «крестового похода».

Очевидец событий миланец де Коллис писал, Пий II не собирался начинать поход, поэтому и не были сделаны необходимые приготовления.  По словам де Коллиса, папа рассчитывал на отказ дожа принять  участие в походе, чтобы взвалить на него вину за неудачу в организации, а когда дож приехал, то папа, будучи уже больным, просто  не поверил этому: он приказал поднести его к окну и, как только  увидел наши паруса, упал и начал плакать, а потом пришел в такую  ярость, что весь налился кровью. Драматическое описание последних часов жизни папы де Коллис завершает довольно неожиданным, но во всяком случае логичным выводом: «Говорят, что он  хотел вконец разорить сеньорию и думал только об одном —  как бы обогатить своих племянников и родственников».

Провал планов «крестового похода» означал, что Албания не  могла рассчитывать на действительную поддержку соседних европейских государств. Только Венгрия продолжала помогать Скандербегу. Борьба албанцев против османов шла с переменным успехом.  За победой, одержанной албанцами над  14-тысячной армией Шеремет-бея в 1464 г. у Охрида, последовало в том же году поражение  албанских войск в долине Валкалии, когда семь лучших албанских  военачальников были захвачены в плен и умерщвлены по приказу  султана. Командовавший турецкими войсками Балабан-паша, албанец по происхождению, сделал попытку повторить поход в следующем, 1465 г. но потерпел в Верхней Дибре тяжелое поражение  и едва успел спастись бегством.

В 1466 г. во главе 150-тысячной армии в Албанию пришел  сам султан Мехмед II. Основной удар намечалось нанести против  Круи, под которой Мехмед уже побывал дважды, когда был наследником престола. Другая часть войск прикрывала тылы и проводила  карательные мероприятия. Турецкий хронист Кемаль-паша-заде так  описывал этот поход: «Османы из-за большого ущерба, причиненного им албанцами, проявили здесь ужасающую жестокость  и не оставили даже растительности на земле».  После того как попытка взять Крую стремительной атакой  не удалась, султан оставил для ее осады 80-тысячное войско под  командованием Балабан-паши, а сам удалился из Албании. Предварительно он построил в долине реки Шкумбин на развалинах  древнего города Вальми новый опорный пункт — крепость Эльбасан.  В декабре 1466 г. Скандербег поехал в Рим, чтобы добиться  помощи деньгами, продовольствием и вооружением. Он прибыл туда  в одежде простого солдата в сопровождении небольшого отряда  всадников. В соборе св. Петра в его честь была устроена торжественная церемония, во время которой папа Павел II преподнес ему  меч. Но несмотря на пышные титулы, дарованные в Риме Скандербегу как «борцу за христианскую веру», помощи так и не последовало.

В этом отношении Павел II не изменил традициям двух  своих предшественников. К. Маркс отмечал в «Хронологических  выписках»: «Искандер-бей отправился к Павлу II в Рим за ломощью,  но этот паршивец (Stinker) был слишком скуп, чтобы дать ему  деньги для вербовки солдат; Искандер-бей, ничего не добившись,  возвратился домой».  С наступлением весны 1467 г. возобновились активные военные действия под Круей. Разбив шедшее на помощь Балабанпаше войско, армия Скандербега совместно с гарнизоном Круи  смяла осаждавших. Был убит и Балабан-паша. В июле того же  года султан Мехмед II возглавил новый поход в Албанию, заявив,  что не вернется без победы, но снова потерпел неудачу. Его армия  опустошила окрестности Круи и дошла до побережья, обрушив  удары на Дуррес и Шкодру.

Описывавшие этот поход османские  хронисты сообщали, что османы уничтожили тысячи людей и «ничего не спаслось от их рук». Однако взять Крую султан не смог.  Скандербег понимал, что турки продолжат борьбу за покорение  Албании. Он считал поэтому необходимым мобилизовать все внутренние силы, чтобы противостоять нападению. Самой важной ему  представлялась проблема возрождения лиги. В январе 1468 г. Скандербег сделал серьезный шаг в этом направлении, пригласив  в Лежу всех албанских феодалов, согласных с его идеей. Однако  осуществить этот план уже не удалось, так как полководец заболел в Леже лихорадкой и 17 января 1468 г. умер, получив  перед смертью известие о победе албанцев над турками под Шкодрой.

Вдова и малолетний сын Скандербега обосновались в Неаполитанском королевстве. Место Скандербега в армии занял Лека Дукагини, представитель влиятельного албанского феодального  рода, сотрудничавший со Скандербегом в последние годы его жизни.  Албанский народ продолжал оказывать османским завоевателям  упорное сопротивление. Два года, в 1477-м и 1478-м, Круя стойко  выдерживала осаду. Только оставшись без продовольствия и оружия, защитники крепости были вынуждены принять предложение султана и сдаться. Долго не сдавалась и Шкодра. Лишь  через год после того, как были опустошены ее окрестности и разрушены в нескольких местах стены цитадели Розафат, Шкодра  отошла к Османской империи в числе других городов, переданных  ей по условиям венециано-турецкого мира от 25 января 1479 г.  С этих пор (хотя Дуррес еще оставался некоторое время в руках  Венеции) вся территория Албании попала под османское господство.  Значение освободительной борьбы албанского народа под  руководством Скандербега весьма велико.

Особенно замечательны  ее организованность, всеобщий характер, а главное — народное  содержание. Силою обстоятельств Скандербег, крупный феодал,  превратился в вождя народного ополчения, реорганизованного им  затем в регулярную армию. Обладая незаурядным талантом  государственного и военного деятеля, он хорошо понял ценность  этой народной армии, явившейся на смену эпизодической поддержке  со стороны феодальных отрядов. Борьбу с вторгавшимися завоевателями самоотверженно вели горожане, свободные и зависимые  крестьяне. Они защищали свои семьи от угона в рабство, дома  и скот от уничтожения, свою родную землю и все то, что было  для них в условиях феодального общества отчизной, от угрозы  чужеземного ига.  Вот почему эта эпопея навсегда вошла в историю албанского  народа как одна из самых ярких ее страниц, а руководитель  народной борьбы Георгий Кастриоти Скандербег — как выдающийся национальный герой.

Борьба албанского народа получила большой международный  резонанс. Сопротивление албанцев, нередко вынужденных сражаться один на один против жестокого завоевателя, стало одной  из причин, остановивших турецкое продвижение в Европу. Когда  же это сопротивление было сломлено и армия Мехмеда Завоевателя наконец прорвалась к Адриатическому побережью, оказалось, что турки упустили время. Предпринятая ими в 1481 г.  попытка осуществить с албанской территории десантную операцию на Апеннинском полуострове потерпела неудачу.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.