Сербия в средневековье

С XIV в. Сербия, как и Болгария, находилась

под властью Османской империи. Турецкое господство за-

держало экономическое, политическое и культурное разви-

тие сербского народа, но не сломило его гордого духа.

Активной формой борьбы против турецкого гнета стало

движение гайдуков. В XVI-XV1II вв. сербы неоднократно

восставали против власти Османской империи. Успеху

сербского национальноосвободительного движения способс-

твовала поддержка России. Русско-турецкие войны конца

XVIII в. значительно ослабили Османскую империю, вызвав

к началу XIX в. активизацию сербской национальноосвобо-

дительной борьбы. Сербское восстание 1804-1813 гг. В

1804 г. в Сербии вспыхнуло восстание. Его руководителем

стал выходец из крестьянской семьи, в прошлом гайдук

Георгий Петрович, прозванный турками Кара (чер-

ный. страшный). Целью восстания стало достижение госу-

дарственной независимости. Успехи восставших позволяли

им создавать свои новые органы власти. В 1805 г. Ка-

ра-Георгий был избран главным военачальником. Появился

единый орган управления- Скупщина, или собрание предво-

дителей повстанцев. В сентябре 1805 г. был создан серб-

ский Правительствующий Совет, который состоял из предс-

тавителей каждого округа. Он управлял освобожденной от

турок территорией. Сербское восстание носило не только

национально-освободительный, но и антифеодальный харак-

тер. В ходе его ликвидировалось турецкое помещичье зем-

левладение, земля турецких помещиков (спахиев) переда-

валась в руки сербских крестьян. В 1806 г. в войну с

Турцией вступила Россия. С ее помощью была проведена

реорганизация сербской армии и территория Сербии осво-

бождена от турок. В 1811 г. была созвана Скупщина, ко-

торая объявила себя учредительной и провозгласила Ка-

ра-Георгия наследственным князем Сербии. Бухарестский

мирный договор 1812г. между Россией и Турцией закрепил

права, полученные Сербией в ходе национально-освободи-

тельного движения. Побежденная Турция вынуждена была

предоставить Сербии (Белградскому пашалыку) статус ав-

тономии. Сербское восстание 1815 г. и дальнейшая борьба

за независимость. Турецкое правительство нарушило усло-

вия Бухарестского мира уже на следующий год. Воспользо-

вавшись войной России с наполеоновской Францией летом

1813 года Турция напала на Сербию и захватила ее. Сюда

стали возвращаться турецкие землевладельцы, восстанов-

лена зависимость крестьян. Вскоре на борьбу против ту-

рок поднялся весь Белградский пашалык. Благодаря России

военные действия удалось остановить. Результатом восс-

тания стало устное соглашение, по которому сербам были

 

предоставлены некоторые права: — выбрать наследственно-

го правителя из сербских уроженцев; — собирать налоги,

поступавшие в турецкую казну; — участвовать в суде на

ряду с турецкими чиновниками и др. Князем Сербии вместо

убитого по подстрекательству турок КараГеоргия стал Ми-

лош Обренович. Несмотря на уступки и опираясь на под-

держку России, сербский народ продолжал борьбу за свое

освобождение. Русское правительство, в свою очередь, не

раз настаивало на выполнении условий Бухарестского до-

говора. В марте 1826 г. Россия направила Турции ульти-

мативную ноту с требованием немедленного выполнения ус-

ловий Бухарестского мира о самоуправлении Сербии. Ре-

зультатом давления Рос-

сии стал Аккерманский договор 1826 г. Он определил но-

вые принципы государственного статуса Сербии в Османс-

кой империи: — независимость внутреннего управления; —

возвращение отторгнутых у нее округов; — выселение ту-

рецких спахиев и запрещение туркам селиться в Сербии и

др. Зависимость от Турции выражалась уплатой дани и

присутствием турецких гарнизонов в сербских крепостях.

Однако Турция не спешила осуществлять условия Аккер-

манского договора. И только поражение в русско-турецкой

войне 1828-1829 гг. заставило ее выполнить обязательст-

ва. Адрианопольский мирный договор 1829 г. обязал Тур-

цию в месячный срок представить автономию Сербии и

возвратить ей 6 округов, отторгнутых после первого

восстания. В 1830 г. султан издал специальный указ,

хатти-шериф, основные положения которого сводились к

следующему: — Сербия провозглашалась самоуправляющимся

княжеством во главе с наследственным князем — Милошем

Обреновичем, находящимся под верховной властью турецко-

го султана; — внутреннее управление должно было осу-

ществляться князем и Скупщиной; — князю предоставлялось

право суда и содержания сербской армии; — управление

земельными владениями турецких спахиев передавалось

сербам. Вопросы о размере ежегодной дани и возвращении

Сербии 6 округов остались не решенными. В 1833 г., вос-

пользовавшись волнениями в этих округах Сербия присое-

 

динила к себе спорную территорию. Под давлением России

Турция была вынуждена признать законность этого присое-

динения. Получение хотя и не совсем полной независимос-

ти способствовало экономическому развитию Сербии. Круп-

ное турецкое землевладение было ликвидировано, земля

передана тем, кто ею фактически владел. Турецкие спахии

были лишены права требовать доходов с принадлежавшим им

ранее поместий. В 1835г. сербская Скупщина приняла пер-

вую конституцию — Сретенский устав, установившую в

стране конституционную монархию. Представительными ор-

ганами согласно конституции должны были стать Государс-

твенный совет и Народная Скупщина. Провозглашалось ра-

венство всех перед законом, неприкосновенность личности

и имущества. Однако Милош Обренович, стремившийся к

личной власти, вскоре отменил конституцию. В стране

возникло и стало распростра-

няться движение в защиту конституции. Его возглавили

крупные сербские землевладельцы, получившие название

«уставобранителей», т.е. защитников конституции. Неути-

хавшая внутренняя борьба побудила турецкое правительст-

во опубликовать в 1838 конституцию, которая стала ос-

новным сербским законом, действовавшим в течении более

30 лет. Конституция 1838 г. устанавливала государствен-

ный строй, основанный на системе разделения властей.

Законодательная власть вручалась сенату в составе 17

человек, назначаемых сербским князем пожизненно «из

старейшин и важнейших лиц сербского народа». Князь не

имел права смещать членов сената без согласия турецкого

правительства, «пока не будет доказано перед Высокой

Портой, что они совершили какие-нибудь преступления или

нарушили законы». К компетенции сената конституция от-

носила: — составление и принятие законопроектов; — вве-

дение налогов и податей; — определение бюджета; — осу-

ществление контроля за деятельность исполнительной

власти и т.д. Исполнительная власть вверялась сербскому

князю, попечителям (министрам) и канцелярии. Князь яв-

лялся главой исполнительной власти, он назначал, долж-

ностных лиц, подписывал и приводил в исполнение законы,

являлся главнокомандующим армией. При нем состояли: по-

печитель внутренних дел, попечитель финансов и попечи-

тель юстиции, а так же канцелярия, ведавшая внешними

сношениями. Судебная власть осуществлялась судами: при-

мирительным, состоявшим из сельских старейшин, окружным

и апелляционным, находящимися в столице. Введение конс-

титуции способствовало объединению страны и ее госу-

дарственно-правовому развитию. Характерной чертой поли-

тической жизни Сербии после введения конституции стала

борьба между крупными сербскими землевладельцами, имев-

шими власть и боровшимися за ее сохранение, и буржуаз-

ной оппозицией, стремившейся к власти и добивавшейся

пересмотра конституции. В своей борьбе политические

группировки использовали притязания на власть 2 серб-

ских княжеских династий — Карагеоргиевичей и Обренови-

чей. До начала XX века представители этих династий не-

однократно сменяли друг друга на сербском престоле,

приходя к власти в результате государственных переворо-

тов.

К началу 60-х годов XIX в. буржуазной оппозиции удалось

добиться определенных успехов. В 1861 г. была проведена

реформа государственного управления, в результате кото-

рой Скупщина была наделена всей полнотой законодатель-

ной власти; законодательная компетенция сената- ограни-

чена; смещение сенаторов стало зависеть от сербского

князя, а не от турецкого правительства. Одновременно с

этим были проведены финансовая и военная реформы. Ито-

гом государственного развития этого периода стала конс-

титуция 1869 г. Конституция 1869 г. провозглашала Сер-

бию наследственной конституционной монархией. Законода-

тельная власть по конституции осуществлялась парламен-

том — Народной Скупщиной и князем. Скупщина избиралась

на 1 год. Избирательное право предоставлялось мужчинам,

платившим налоги. Кроме этого четверть всех депутатов

назначалась князем. Скупщина обсуждала, принимала и ут-

верждала законопроекты. Сенат был преобразован в Госу-

дарственный (Державный) совет, который разрабатывал за-

конопроекты и осуществлял контроль за бюджетом. Князю

предоставлялось право законодательной инициативы. При

разногласии между князем и Скупщиной князь мог перенес-

ти рассмотрение своего законопроекта на следующую Скуп-

щину, а при не принятии бюджета — оставить в силе бюд-

жет предыдущего года. Исполнительная власть вверялась

князю и министрам. Князьглава исполнительной власти —

назначал министров и отстранял их от должности; следил

за исполнением законов; являлся главнокомандующим армии

и др. Конституция провозглашала свободу слова, печати,

но не предусматривала свободу союзов и собраний. Таким

образом, конституция 1869г. устанавливала конституцион-

ную форму монархии при сильной власти князя, что пре-

допределило борьбу за дальнейшую демократизацию госу-

дарственного строя. Во внешнеполитической сфере прави-

тельство Сербии стремилось к активной политике. Сербия

желала занять место лидера в борьбе порабощенных сла-

вянских народов против Турции, чем вызывала симпатии

южных славян. В 1876г. Сербия потребовала от Турции ос-

вобождения и присоединения к себе соседних и однонацио-

нальных областей — Боснии и Герцеговины. Не получив от-

вета, сербы начали войну. Одержать победу им снова по-

могла Россия, объявившая в 1877 г. войну Турции.

Сан-Стефанский договор 1878г., завершивший русско-ту-

рецкую войну, предоставил Сербии полную независимость.

Политическое развитие Сербии в последнюю четверть XIX

в. попрежнему определялось борьбой за власть между

крупными землевладельцами и буржуазией. Первые стояли

на консервативных позициях, а вторые выступали за либе-

рализацию государственного строя. Борьба велась с пере-

менным успехом. В 1888 г. буржуазной оппозиции удалось

добиться введения новой либеральной конституции. Конс-

титуция 1888 г., оставив прежними органы государствен-

ной власти, вводила институт ответственности правитель-

ства перед парламентом и освобождала его от власти ко-

роля (с .1888г. Сербия стала королевством). Главными

нововведениями конституции явились: — отмена права ко-

роля назначать депутатов Скупщины; — возвращение Скуп-

щине права законодательной инициативы; — формирование

ответственного перед парламентом кабинета министров.

Конституция 1888 г., установившая в стране буржуаз-

но-демократические свободы, ответственность министров

перед Скупщиной, действовала недолго. В 1883 г. был со-

вершен государственный переворот, ликвидировавший в

стране демократические завоевания и на 10 лет устано-

вивший режим неограниченной монархии. В 1903 г. произо-

шел новый государственный переворот, вернувший сербам

конституцию 1888 года. Пришедшая к власти промышленная

и финансовая буржуазия положила начало новому буржуаз-

но-демократическому периоду в истории Сербии.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.