Сербия в средневековье
С XIV в. Сербия, как и Болгария, находилась
под властью Османской империи. Турецкое господство за-
держало экономическое, политическое и культурное разви-
тие сербского народа, но не сломило его гордого духа.
Активной формой борьбы против турецкого гнета стало
движение гайдуков. В XVI-XV1II вв. сербы неоднократно
восставали против власти Османской империи. Успеху
сербского национальноосвободительного движения способс-
твовала поддержка России. Русско-турецкие войны конца
XVIII в. значительно ослабили Османскую империю, вызвав
к началу XIX в. активизацию сербской национальноосвобо-
дительной борьбы. Сербское восстание 1804-1813 гг. В
1804 г. в Сербии вспыхнуло восстание. Его руководителем
стал выходец из крестьянской семьи, в прошлом гайдук
Георгий Петрович, прозванный турками Кара (чер-
ный. страшный). Целью восстания стало достижение госу-
дарственной независимости. Успехи восставших позволяли
им создавать свои новые органы власти. В 1805 г. Ка-
ра-Георгий был избран главным военачальником. Появился
единый орган управления- Скупщина, или собрание предво-
дителей повстанцев. В сентябре 1805 г. был создан серб-
ский Правительствующий Совет, который состоял из предс-
тавителей каждого округа. Он управлял освобожденной от
турок территорией. Сербское восстание носило не только
национально-освободительный, но и антифеодальный харак-
тер. В ходе его ликвидировалось турецкое помещичье зем-
левладение, земля турецких помещиков (спахиев) переда-
валась в руки сербских крестьян. В 1806 г. в войну с
Турцией вступила Россия. С ее помощью была проведена
реорганизация сербской армии и территория Сербии осво-
бождена от турок. В 1811 г. была созвана Скупщина, ко-
торая объявила себя учредительной и провозгласила Ка-
ра-Георгия наследственным князем Сербии. Бухарестский
мирный договор 1812г. между Россией и Турцией закрепил
права, полученные Сербией в ходе национально-освободи-
тельного движения. Побежденная Турция вынуждена была
предоставить Сербии (Белградскому пашалыку) статус ав-
тономии. Сербское восстание 1815 г. и дальнейшая борьба
за независимость. Турецкое правительство нарушило усло-
вия Бухарестского мира уже на следующий год. Воспользо-
вавшись войной России с наполеоновской Францией летом
1813 года Турция напала на Сербию и захватила ее. Сюда
стали возвращаться турецкие землевладельцы, восстанов-
лена зависимость крестьян. Вскоре на борьбу против ту-
рок поднялся весь Белградский пашалык. Благодаря России
военные действия удалось остановить. Результатом восс-
тания стало устное соглашение, по которому сербам были
предоставлены некоторые права: — выбрать наследственно-
го правителя из сербских уроженцев; — собирать налоги,
поступавшие в турецкую казну; — участвовать в суде на
ряду с турецкими чиновниками и др. Князем Сербии вместо
убитого по подстрекательству турок КараГеоргия стал Ми-
лош Обренович. Несмотря на уступки и опираясь на под-
держку России, сербский народ продолжал борьбу за свое
освобождение. Русское правительство, в свою очередь, не
раз настаивало на выполнении условий Бухарестского до-
говора. В марте 1826 г. Россия направила Турции ульти-
мативную ноту с требованием немедленного выполнения ус-
ловий Бухарестского мира о самоуправлении Сербии. Ре-
зультатом давления Рос-
сии стал Аккерманский договор 1826 г. Он определил но-
вые принципы государственного статуса Сербии в Османс-
кой империи: — независимость внутреннего управления; —
возвращение отторгнутых у нее округов; — выселение ту-
рецких спахиев и запрещение туркам селиться в Сербии и
др. Зависимость от Турции выражалась уплатой дани и
присутствием турецких гарнизонов в сербских крепостях.
Однако Турция не спешила осуществлять условия Аккер-
манского договора. И только поражение в русско-турецкой
войне 1828-1829 гг. заставило ее выполнить обязательст-
ва. Адрианопольский мирный договор 1829 г. обязал Тур-
цию в месячный срок представить автономию Сербии и
возвратить ей 6 округов, отторгнутых после первого
восстания. В 1830 г. султан издал специальный указ,
хатти-шериф, основные положения которого сводились к
следующему: — Сербия провозглашалась самоуправляющимся
княжеством во главе с наследственным князем — Милошем
Обреновичем, находящимся под верховной властью турецко-
го султана; — внутреннее управление должно было осу-
ществляться князем и Скупщиной; — князю предоставлялось
право суда и содержания сербской армии; — управление
земельными владениями турецких спахиев передавалось
сербам. Вопросы о размере ежегодной дани и возвращении
Сербии 6 округов остались не решенными. В 1833 г., вос-
пользовавшись волнениями в этих округах Сербия присое-
динила к себе спорную территорию. Под давлением России
Турция была вынуждена признать законность этого присое-
динения. Получение хотя и не совсем полной независимос-
ти способствовало экономическому развитию Сербии. Круп-
ное турецкое землевладение было ликвидировано, земля
передана тем, кто ею фактически владел. Турецкие спахии
были лишены права требовать доходов с принадлежавшим им
ранее поместий. В 1835г. сербская Скупщина приняла пер-
вую конституцию — Сретенский устав, установившую в
стране конституционную монархию. Представительными ор-
ганами согласно конституции должны были стать Государс-
твенный совет и Народная Скупщина. Провозглашалось ра-
венство всех перед законом, неприкосновенность личности
и имущества. Однако Милош Обренович, стремившийся к
личной власти, вскоре отменил конституцию. В стране
возникло и стало распростра-
няться движение в защиту конституции. Его возглавили
крупные сербские землевладельцы, получившие название
«уставобранителей», т.е. защитников конституции. Неути-
хавшая внутренняя борьба побудила турецкое правительст-
во опубликовать в 1838 конституцию, которая стала ос-
новным сербским законом, действовавшим в течении более
30 лет. Конституция 1838 г. устанавливала государствен-
ный строй, основанный на системе разделения властей.
Законодательная власть вручалась сенату в составе 17
человек, назначаемых сербским князем пожизненно «из
старейшин и важнейших лиц сербского народа». Князь не
имел права смещать членов сената без согласия турецкого
правительства, «пока не будет доказано перед Высокой
Портой, что они совершили какие-нибудь преступления или
нарушили законы». К компетенции сената конституция от-
носила: — составление и принятие законопроектов; — вве-
дение налогов и податей; — определение бюджета; — осу-
ществление контроля за деятельность исполнительной
власти и т.д. Исполнительная власть вверялась сербскому
князю, попечителям (министрам) и канцелярии. Князь яв-
лялся главой исполнительной власти, он назначал, долж-
ностных лиц, подписывал и приводил в исполнение законы,
являлся главнокомандующим армией. При нем состояли: по-
печитель внутренних дел, попечитель финансов и попечи-
тель юстиции, а так же канцелярия, ведавшая внешними
сношениями. Судебная власть осуществлялась судами: при-
мирительным, состоявшим из сельских старейшин, окружным
и апелляционным, находящимися в столице. Введение конс-
титуции способствовало объединению страны и ее госу-
дарственно-правовому развитию. Характерной чертой поли-
тической жизни Сербии после введения конституции стала
борьба между крупными сербскими землевладельцами, имев-
шими власть и боровшимися за ее сохранение, и буржуаз-
ной оппозицией, стремившейся к власти и добивавшейся
пересмотра конституции. В своей борьбе политические
группировки использовали притязания на власть 2 серб-
ских княжеских династий — Карагеоргиевичей и Обренови-
чей. До начала XX века представители этих династий не-
однократно сменяли друг друга на сербском престоле,
приходя к власти в результате государственных переворо-
тов.
К началу 60-х годов XIX в. буржуазной оппозиции удалось
добиться определенных успехов. В 1861 г. была проведена
реформа государственного управления, в результате кото-
рой Скупщина была наделена всей полнотой законодатель-
ной власти; законодательная компетенция сената- ограни-
чена; смещение сенаторов стало зависеть от сербского
князя, а не от турецкого правительства. Одновременно с
этим были проведены финансовая и военная реформы. Ито-
гом государственного развития этого периода стала конс-
титуция 1869 г. Конституция 1869 г. провозглашала Сер-
бию наследственной конституционной монархией. Законода-
тельная власть по конституции осуществлялась парламен-
том — Народной Скупщиной и князем. Скупщина избиралась
на 1 год. Избирательное право предоставлялось мужчинам,
платившим налоги. Кроме этого четверть всех депутатов
назначалась князем. Скупщина обсуждала, принимала и ут-
верждала законопроекты. Сенат был преобразован в Госу-
дарственный (Державный) совет, который разрабатывал за-
конопроекты и осуществлял контроль за бюджетом. Князю
предоставлялось право законодательной инициативы. При
разногласии между князем и Скупщиной князь мог перенес-
ти рассмотрение своего законопроекта на следующую Скуп-
щину, а при не принятии бюджета — оставить в силе бюд-
жет предыдущего года. Исполнительная власть вверялась
князю и министрам. Князьглава исполнительной власти —
назначал министров и отстранял их от должности; следил
за исполнением законов; являлся главнокомандующим армии
и др. Конституция провозглашала свободу слова, печати,
но не предусматривала свободу союзов и собраний. Таким
образом, конституция 1869г. устанавливала конституцион-
ную форму монархии при сильной власти князя, что пре-
допределило борьбу за дальнейшую демократизацию госу-
дарственного строя. Во внешнеполитической сфере прави-
тельство Сербии стремилось к активной политике. Сербия
желала занять место лидера в борьбе порабощенных сла-
вянских народов против Турции, чем вызывала симпатии
южных славян. В 1876г. Сербия потребовала от Турции ос-
вобождения и присоединения к себе соседних и однонацио-
нальных областей — Боснии и Герцеговины. Не получив от-
вета, сербы начали войну. Одержать победу им снова по-
могла Россия, объявившая в 1877 г. войну Турции.
Сан-Стефанский договор 1878г., завершивший русско-ту-
рецкую войну, предоставил Сербии полную независимость.
Политическое развитие Сербии в последнюю четверть XIX
в. попрежнему определялось борьбой за власть между
крупными землевладельцами и буржуазией. Первые стояли
на консервативных позициях, а вторые выступали за либе-
рализацию государственного строя. Борьба велась с пере-
менным успехом. В 1888 г. буржуазной оппозиции удалось
добиться введения новой либеральной конституции. Конс-
титуция 1888 г., оставив прежними органы государствен-
ной власти, вводила институт ответственности правитель-
ства перед парламентом и освобождала его от власти ко-
роля (с .1888г. Сербия стала королевством). Главными
нововведениями конституции явились: — отмена права ко-
роля назначать депутатов Скупщины; — возвращение Скуп-
щине права законодательной инициативы; — формирование
ответственного перед парламентом кабинета министров.
Конституция 1888 г., установившая в стране буржуаз-
но-демократические свободы, ответственность министров
перед Скупщиной, действовала недолго. В 1883 г. был со-
вершен государственный переворот, ликвидировавший в
стране демократические завоевания и на 10 лет устано-
вивший режим неограниченной монархии. В 1903 г. произо-
шел новый государственный переворот, вернувший сербам
конституцию 1888 года. Пришедшая к власти промышленная
и финансовая буржуазия положила начало новому буржуаз-
но-демократическому периоду в истории Сербии.
Добавить себе закладку на эту станицу: