Транспорт и внешнеэкономические связи Норвегии

Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения ,сильной изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими мореходными навыками норвежцев.

Морем идет 9/10 внешнеторгового и более 1/2 внутреннего грузооборота Норвегия — одна из ведущих судоходных держав мира По тоннажу торгового флота — 26 млн. бр. -рег. т, или 7,8 % мирового тоннажа, — они стоит на 5-м месте. После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот пил восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего американских, займов, господствующее положение в нем заняли монополистические концерны, которые владеют Целыми флотами теплоходов и турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы, например, концерны «Вильхельмсен», «Ульсен», «Бергенское пароходное общество».

Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров, которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса. Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. тон различных грузов. Около половины из них со Составляет идущая транзитом из Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные порты — Осло, Берген ,Ставангер.

Протяженность и транспортная роль ЖЕЛЕЗНЫХ и автомо6ильных дорог довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных , составляет 4,2 тыс. км, из которых несколько более половины электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел — столица Норвегии Осло связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швециям)и главными городами страны — Бергеном, Тронхеймом и Ставангром. В стране насчитывается 1,3 млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые. Главные воздушные ворота Норвегии — аэропорт Форнебю, близ Осло.

Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит: стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена псе больше прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя задолженность.

Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне — лишь немногим более 5% стоимости экспорта. То же самое МОЖНО сказать и о продуктах лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г.по 20% в конце 70-хгодов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции.

Ныне она достигла 30% и включает широкий «Диор товаров. В самые последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам), доля которых в общей стоимости норвежского экспорта уже приблизилась к 20% и продолжает увеличиваться Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4 импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится примерно 1/4 ввоза и вывоза. Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии — Великобритания, Швеция и ФРГ. Доля социалистических стран-членов СЭВ невелика- примерно 3 % . Развивается советско-норвежская торговля различного рода машинами и оборудованием.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.