Столица Башкирии — город Уфа, история и современность
Один из интереснейших регионов России – Башкортостан. Мотивов для этого много, вот основные.
Башкирия – это одновременно Европа и Азия, обширные степи и горные вершины, одни из самых северных дубрав и огромные медоносные массивы липы, прозрачные березовые рощи и глухая хвойная тайга, десятки тысяч родников, горных речушек и судоходные реки, целебные незамерзающие источники, лечебные газы и грязи… И всем этим удивительным разнообразием пользуются более ста народностей, составляющих единую многонациональную семью Башкортостана, уже много веков живущую в мире и согласии.
Вас нам только не хватало! И это не шутка: гостей здесь всегда ждут, чтут и любят.
Добираться к нам лучше сначала до столицы автономии – города Уфы. Самолетом, поездом, пароходом или на автомобиле. В Уфе расположен международный аэропорт, через Уфу пролегают федеральные автомагистрали М-5 и М-7, с запада страны на восток проходит железная дорога, протекающая через Уфу река Белая впадает в Каму, Волгу, через которые можно попасть во многие другие реки и моря.
И вот вы в Уфе. Здесь тоже, разумеется, найдется чем заняться. Все-таки миллионный мегаполис с многовековой историей, богатыми культурными и конфессиональными традициями, стоявший и до сих пор стоящий на Великом шелковом пути. В городе есть что посмотреть и что посетить. Один из самых больших конных памятников в Европе – Салавату Юлаеву, имя которого носит знаменитый хоккейный топ-клуб. Художественная галерея со многими отечественными и мировыми шедеврами живописи, основанная Михаилом Нестеровым. Аксаковский дом, помнящий одного из лучших писателей-русофилов Сергея Аксакова. Театр оперы и балета, где начинали Федор Шаляпин и Рудольф Нуреев. В Уфе, кстати, — каждый в свое время, — родились и жили такие известные ныне личности, как Сергей Довлатов, Владимир Спиваков, Юрий Шевчук, Земфира Рамазанова. Уфа гордится мечетью оригинальной архитектуры «Ляля-Тюльпан», минареты которой напоминают полураскрывшиеся бутоны первых весенних цветов. Именно в Уфимской епархии принял сан священника и долгие годы служил в обычном сельском приходе дед нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
А хотите – аквапарк, цирк, колесо обозрения, одно из самых высоких в России…
1574 год. Эта дата значится первой в летописи города, однако, люди жили здесь за много тысяч лет до появления современных домов и улиц. Древнейшие городища, остатки древних укрепленных поселений на территории нынешней Уфы относятся к эпохам мезолита, продолжавшегося до VI-V тысячелетия до нашей эры, и неолита, бронзового и железного веков. Свидетели той поры — инструменты из камня и бронзы, оружие, глиняные черепки — и сейчас расскажут немало интересного посетителям городских музеев.
Первые же деревянные строения возникли на уфимском полуострове во времена правления Ивана IV, прозванного Грозным. А город вырос на высоких холмах после завоевания им Казанского ханства.
Мудрым оказалось решение предков, на столетия вперед предопределившее пути развития Башкортостана. В конце ХV — первой половине ХVI века башкирские племена, издревле проживавшие на земле Урала, находились под властью сразу трех государственных образований — Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Не случайно башкиры стали одними из первых, кто откликнулся на грамоты, разосланные Иваном Грозным после взятия Казани всем бывшим казанским подданным, «чтобы шли к государю, а их государь пожалует». Как гласят древние башкирские шежере, представители трех юрматинских родов «ходили в Казань, где преклонили головы белому царю». Их примеру последовали юго-восточные башкиры, а в последующие два года — табынцы и их соседи, башкиры кудейского племени. Так к 1557 году фактически завершилось добровольное вхождение основной части Башкирии в состав Русского государства.
В те времена управление Уфимским краем осуществлялось из Казани. Ввиду огромных расстояний, это было крайне неудобно. Вот почему в 1573 году башкиры обратились к Ивану Грозному с челобитьем о строительстве на их земле крепости.
В мае 1574 года, в день Святой Троицы, на правом берегу реки Белой Волошки (по-башкирски Ак-Идели) высадился отряд московских стрельцов под предводительством боярина Михаила Александровича Нагого, состоявшего в близком родстве с женой Ивана Грозного Марией Федоровной. Михаила Александровича Нагого считают строителем Уфы периода со второй половины XVI века. Прямо на берегу на горе Туратау («гора-крепость») была поставлена церковь, названная Троицкой, немного дальше — первые избы и хозяйственные постройки. Место под строительство крепости было выбрано очень удачно. С севера на юг протекала речка Сутолока, защищая поселение с востока, напротив вздымался крутой подъем, а река Белая представляла для степняков трудноодолимую преграду. Центром поселения стала укрепленная крепость — срубленный из дуба острог, который местные жители прозвали «Иман-кала», то есть «Дубовый город». Башкиры не только приняли непосредственное участие в возведении крепости, но и оказывали большую материальную поддержку. В одном из шежере говорится, что Уфа «построена на деньги самих башкир». Первоначально крепость носила одноименное с горой название, но спустя какое-то время установилось название Уфа (по одной из версий, слово происходит от древнетюркского «уба» — «холм, гористая местность»).
Уфа конца ХVI века занимала совершенно особое положение среди 220 городов Русского государства. К востоку от Урала, на необозримых просторах Сибири вплоть до самого Тихого океана, не было ни одного другого постоянного городского поселения. Выдвинутая далеко в сторону от общей линии пограничных укреплений, Уфа стала одним из форпостов России, опорным пунктом царского правительства в крае, а находясь на самом стыке двух цивилизаций — Европы и Азии, выступала в роли связующего звена между ними. Но все же основной задачей города-крепости оставалась оборона южных и восточных границ страны.
С появлением в составе Русского государства нового, Уфимского, уезда в крае была учреждена воеводческая форма управления. Михаил Нагой возглавлял главное административное учреждение города — Уфимскую приказную избу; ему подчинялось гарнизонное войско в составе 150-200 стрельцов. С постройкой городских стен и появлением посада (торгово-промышленной части, примыкавшей вплотную к крепости) находившийся в центре острог стал называться Кремлем. Кремль был обнесен частоколом из бревен общей длиной 440 метров, над южной и северной его частями возвышались дубовые башни. В середине ХVII века город получает свой гербовый знак. В Казани была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы (впоследствии этот символ будет украшать герб Уфы). Население города вместе с гарнизоном к этому времени насчитывало около полутора тысяч человек.
К началу ХVIII века границы России раздвинулись на юго-восток, и Уфа как оборонительный рубеж теряет свое значение. Из «служилого города» она мало-помалу превращается в ремесленный и купеческий с иными заботами и новым укладом жизни.
В 70-х годах ХVIII века в Уфе насчитывалось девять улиц и 1058 дворов. Проживало в них около двух с половиной тысяч человек — мещане, разночинцы, купцы, военнослужащие, духовенство. На долю дворян приходилось почти 16% уфимских дворов — из всех городов Урала Уфа была самой дворянской. Существенно выросло и посадское сословие, как в старину называли представителей различных ремесел — кузнецов, плотников, каменщиков, скорняков и т.д. Среди уфимских ремесел быстрее других развивались кожевенный и кузнечный промыслы, горожане занимались также портняжными, сапожными, плотницкими, столярными и другими работами. Во второй половине ХVIII века в связи с развитием в крае металлургической промышленности в Уфе строятся усадьбы крупных уральских заводчиков. До сих пор сохранился в Уфе дом горнозаводчика Ивана Демидова, где в мае 1775 года останавливался великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
Совершенно уникальной по своим масштабам была знаменитая уфимская конская ярмарка — самая крупная в крае. Целые табуны лошадей, пригоняемые башкирами, киргизами, казахами, отправлялись с берегов Белой в города центральной России на фабрики, заводы, в воинские части.
Одна из самых драматичных страниц в истории Уфы той эпохи связана с событиями Крестьянской войны 1773-1775 годов. О них и сегодня напоминает горожанам отлитая из металла исполинская фигура национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, ставшая символом нашей республики и главным украшением ее герба. Шедевр скульптора С.Д. Тавасиева, в 1967 году водруженный на самой высокой точке над рекой Агидель, первым встречает прибывающих в столицу Башкортостана гостей. Как писал А.С.Пушкин, первый историограф Пугачевского восстания, осенью 1773 года сподвижник Пугачева яицкий казак И.Н. Зарубин-Чика «остановился в селе Чесноковка, в десяти верстах от Уфы, взбунтовал окрестные деревни, большею частью башкирские, и отрезал город от всякого сообщения». Количество повстанцев достигало пятнадцати тысяч человек, число защищающихся едва превышало тысячу. В городе не хватало продовольствия, фуража для скота, топлива. Восставшие дважды подступали к стенам Уфы, но взять ее так и не смогли. Весной 1774 года из Казани на помощь осажденным выступили регулярные войска под командованием подполковника И.И. Михельсона. Окрестности Уфы превратились в арену ожесточенных сражений. 24 марта хорошо вооруженные правительственные войска сломили отчаянное сопротивление повстанцев. До пятисот пугачевцев было убито и столько же взято в плен, сам Зарубин-Чика заключен в каземат под колокольней Смоленского собора. В тот же каземат спустя восемь месяцев был брошен и Салават Юлаев с отцом Юлаем Азналиным. Больше семи месяцев длилось следствие по их делу, после чего отец и сын, с вырванными ноздрями и клеймом на лбу, были отправлены на вечную каторгу в крепость Рогервик, ныне эстонский город Палдиски.
Немало ярких страниц вписали башкирские воины в летопись воинской славы России. Они сражались в ополчении Минина и Пожарского, в азовских походах Петра I, в Северной войне со шведами, в Семилетней войне с Пруссией. Но особым героизмом прославились во время Отечественной войны 1812 года. В числе 28 башкирских кавалерийских полков в схватку с французами вступил и Уфимский пехотный полк, поначалу именовавшийся мушкетерским. Полк участвовал во многих успешных операциях, во время знаменитого Бородинского сражения он находился в центре боевых порядков русской армии, В донесении царю Александру I главнокомандующий М.И. Кутузов особо отмечал действия 3-го батальона Уфимского полка под командованием майора Демидова, который, выбив французов с захваченной ими батареи Раевского, до вечера оборонял ее от непрерывных атак неприятеля. Впоследствии Уфимский полк участвовал в наступлении русской армии и победоносно вступил в Париж.
… Уфа начала ХIХ века была совсем небольшим городком, который можно было обойти за полтора-два часа. Численность ее населения составляла чуть больше четырех тысяч человек. В городе насчитывалось 32 улицы с переулками и слободами. Главной долгие десятилетия считалась Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции), шедшая от центра к берегу Белой. В праздники, особенно на Масленой неделе и в Крещенье, здесь можно было встретить всю Уфу.
Промышленность Уфы тех лет в основном обеспечивала потребности горожан. В 1850 году в городе действовали два мыловаренных завода, шесть салотопенных, двадцать один кирпичный и один изразцовый, где трудились около 170 вольнонаемных рабочих. В приречных слободах селились ремесленники, здесь же располагались мелкие кожевенные, шерстомойные, лесопильные производства и лесные пристани.
С развитием промышленности и ремесел был связан бурный рост торговли и внутреннего рынка. К 1836 году фактически завершилось строительство Гостиного двора на Верхнее-Торговой площади. Аккумулировав в себе торговый потенциал края, Гостиный двор выдвинул Уфу в ряд таких крупных купеческих городов, как Казань, Владимир, Нижний Новгород.
Оживлению экономики, развитию торговых связей с Поволжьем и Центральной Россией способствовало и открытие судоходства в 1859 году. Из Уфимской губернии везли по Белой хлеб, лес, соль, продукцию железоделательных заводов Белорецка, Каги. К 1861 году в Уфе насчитывалось 346 лавок, 2 магазина, 5 гостиниц, 12 постоялых дворов; на долю купеческого сословия приходилось почти 20% населения города. Уфимские купцы отличались образованностью и независимым нравом.
Значительную роль в формировании культуры города и губернии играли политические ссыльные. Первыми ссыльными в Уфе были поляки, высланные сюда в конце ХVIII века. В историю города они вошли организацией городских спектаклей и музыкальных вечеров. Позже в наш край ссылались декабристы, петрашевцы, оппозиционно настроенные чиновники, участники Чугуевского восстания и восстания Семеновского полка; к концу ХIХ века приток «политических» усилился за счет народовольцев. В Уфу был выслан А.Д. Цюрупа, организовавший здесь революционный кружок.
Последние годы уходящего XIX века ознаменовались в Уфе формированием рабочего класса. В 1885 году началось строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, в Уфе состоялась торжественная закладка здания железнодорожного вокзала. Прокладка железной дороги существенно упрочила экономическое положение и статус Уфы (среди городов Урала она уступает теперь лишь Екатеринбургу), а возникновение железнодорожных депо и ремонтных мастерских дало мощный толчок развитию металлообрабатывающей промышленности и способствовало зарождению новой ветви рабочего класса — железнодорожников. В 1898 году дала ток первая городская электростанция. К концу века в фабрично-заводском и ремесленном секторе города было занято около 6 тысяч человек, и уже в первые годы ХХ столетия Уфа становится одним из центров революционного рабочего движения в России. В 1905 году здесь создается Совет рабочих депутатов, с 1906-го начинает издаваться газета «Уфимский рабочий».
События 1917 года, которые Уфа встретила в статусе губернского промышленного и финансового центра с населением свыше 100 тысяч человек, стали для горожан временем тяжких испытаний. Весть о вооруженном восстании большевиков в Петрограде поступила в Уфу утром 26 октября (8 ноября). После жарких прений было принято решение одобрить свершившийся переворот и создать чрезвычайный орган власти Советов — губернский революционный комитет. Вместе с тем распространение советской власти в республике не было «триумфальным шествием». В Уфимской губернии нарастало движение сопротивления насаждаемой диктатуре, по Уфе прокатилась волна бойкотов и забастовок, названных «саботажем». Сигналом к началу гражданской войны на территории республики послужил вспыхнувший в мае 1918 года известный мятеж белочехов. К осени 1918 года Уфа превращается в центр белого движения на востоке страны; «верховным правителем России» объявляет себя адмирал А.В. Колчак.
Республика превратилась в арену кровопролитных действий. В течение двух долгих лет власть в городе неоднократно переходила из рук в руки, пока 9 июня 1919 года колчаковцы не были разгромлены окончательно. За успешное проведение Уфимской операции и личную храбрость легендарный комдив Василий Чапаев был награжден орденом Боевого Красного Знамени; в числе тех, кто принимал в Уфе парад победы, был комиссар этой дивизии, будущий писатель Дмитрий Фурманов.
Сразу же после революции башкирский народ, веками страдавший от национального гнета, активно включился в процесс создания своего автономного государства.
14 июня 1922 года Декретом ВЦИК Уфимская губерния была упразднена, три ее уезда — Уфимский, Бирский и Белебеевский — переданы Башкирской республике. Уфа объявляется столицей БАССР.
Большинство уфимских улиц после революции поменяло свои названия. Улицу Центральную назвали в честь большевика, токаря уфимских железнодорожных мастерских Зенцова (ныне — Ленина), имя революционера Егора Сазонова присвоили Большой Успенской (ныне — Коммунистическая). Соборная стала улицей имени Троцкого (сегодня — Театральная), Губернаторская — Советской, Бекетовская — Социалистической, ныне Мустая Карима, Александровская — улицей имени Карла Маркса… Некоторые переименования старых улиц были на тот момент оправданы. Например, Губернаторская, Архиерейская, Соборная, Церковная и др.
30-е годы ХХ столетия вошли в историю города и республики как новая эра в развитии промышленного потенциала. В сентябре 1931 года были вбиты первые сваи в фундамент Уфимского моторного завода, и уже в 1936 году с его конвейера сошли первые комбайновые моторы. Фонтан нефти, в 1932 году ударивший из разведочной скважины в Ишимбаево, дал мощный толчок зарождению нефтяной индустрии — отрасли, предопределившей всю дальнейшую судьбу края. Открытие «второго Баку» совпало с индустриализацией, когда стране, как воздух, нужны были новые источники энергии. Добыча и переработка нефти обусловили экономический подъем республики, стали весомым фактором укрепления могущества всего Советского Союза. В мае 1935 года началось строительство первой очереди Уфимского нефтеперерабатывающего завода. К 1940-му он превратился в крупнейшее предприятие страны, за год перерабатывая по 620 тысяч тонн нефти. На начало сороковых годов в столице Башкортостана насчитывалось более 70 промышленных предприятий.
С первых дней Великой Отечественной войны уфимцы, как и вся страна, сплотились перед общей бедой. На личные средства уфимцев были построены бронепоезда «Уфа», «Александр Невский», «Полководец Суворов» и «Салават Юлаев». Каждый третий советский танк заправлялся горючим уфимского производства, из 137 тысяч советских военных самолетов 97 тысяч летали с авиадвигателями, изготовленными на Уфимском моторостроительном заводе.
За годы Великой Отечественной выпуск промышленной продукции на предприятиях города вырос в пять раз. В первые годы войны в Уфу было эвакуировано около 50 предприятий со всех концов страны. Из районов, занятых врагом, прибывали учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения; город принял более 100 тысяч эвакуированных. Получив мощный приток материальных, интеллектуальных и культурных сил, Уфа, при всем трагизме происходящего, переживала настоящий взлет. Несмотря на голод и нищету, город жил, работал, учил детей, хотя из 63 уфимских школ 56 были отданы под военные нужды.
На правом берегу реки Белой, где высилось некогда старейшее каменное здание Уфы — Смоленский собор, стоит ныне Монумент Дружбы. Закладка памятника, установленного в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства, состоялась в 1957 году. Многое изменилось с той поры. На уфимских улицах вновь возводятся мечети и храмы, сверкают витринами современные гипермаркеты и торговые комплексы.
Сегодня Уфа – это мегаполис с населением 1,1 миллиона человек, связанный со всем миром автомобильным, железнодорожным и международным воздушным сообщением.
Добавить себе закладку на эту станицу: