Экономика ЮАР

ЭКОНОМИКА

ЮАР – самая развитая в экономическом отношении страна африканского континента. По мировым стандартам принадлежит к группе государств со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения составляет 11,9 тыс. долл. США – 2005).

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

Экономически активное население составляет 15,23 млн. чел. (2005, оценка).

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Доля в ВВП – 31,6% (2005). Основа промышленного сектора – обрабатывающая промышленность. Развиты черная металлургия, производство цветных металлов (ЮАР занимает ведущие места в мире по производству марганца и хрома), а также изготовление золотых и платиновых слитков. Работают предприятия по переработке продукции сельского хозяйства (производство сахара, оливкового масла, вина, пива, фруктовых и овощных соков и консервов, шерсти и др.). Пивная компания «САБ-Миллер», поставляя свою продукцию в 11 стран мира (в т.ч. в Россию – пиво под маркой «Золотая бочка»), занимает одно из первых мест на мировом рынке. На долю ЮАР приходится более 3% мирового производства вина, оно поставляется в РФ. Развиваются текстильная, швейная, кожевенная, обувная и химическая (в т.ч. заводы по производству бензина из угля – изобретение южноафриканских ученых) отрасли. Налажено производство бумаги, картона, целлюлозы и цемента.

ЮАР – одно из самых богатых минеральными ресурсами (более 40 их наименований) государств мира. Главной отраслью горнорудной промышленности является золотодобывающая. По добыче золота до недавнего времени ЮАР занимала 1-е место в мире (15% общемировой добычи). Центр его добычи – Йоханнесбург, который часто называют «золотым городом» (первые шахты открыты 120 лет назад). Запасы золота сокращаются, в 2004 его добыча снизилась до 346 т (в 2001 – 500 т). Южноафриканская компания «Англо платинум» является ведущей в мире компанией по добыче платины. В первой половине 2005 было добыто 23,7 млн. каратов алмазов, прибыли компании «Де Бирс» из-за повышения курса ранда на внутреннем рынке упали и составили на кон. 2005 г. 339 млн. долл. США. У «Де Бирс» сильны позиции в Намибии и Танзании, меньше – в Анголе, Ботсване и ДРК. В апреле 2005 прошли переговоры, в результате которых по настоянию ботсванского правительства был изменен контракт о партнерских отношениях между южноафриканским концерном «Де Бирс» и компанией «Дебсвана» (его дочерняя фирма в Ботсване). Согласно новым условиям контракта, доля доходов «Де Бирс» сократилась с 25 до 20%.

В ЮАР осуществляется сборка автомобилей марок БМВ, Мерседес, Тойота, Мазда, Форд. Компания «Дженерал моторс» открыла в г.Порт-Элизабет дочернюю фирму, первые джипы «Хаммер» южноамериканской сборки планируется выпустить в кон. 2006.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Является современным высокоразвитым сектором экономики ЮАР. Доля аграрного сектора в ВВП – 3,4% (2005). Сельское хозяйство в полном объеме обеспечивает население основными продуктами питания. Обрабатываются 12,08% земель (2001). Выращивают авокадо, арахис, бобовые, кукурузу, манго, подсолнечник, пшеницу, сахарный тростник, сливы, сорго, сою, табак, хлопок, цитрусовые, ячмень. ЮАР экспортирует овощи и фрукты (ананасы, апельсины, виноград, яблоки). На объемы урожая в значительной степени влияют частые засухи. Развито животноводство (разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз и свиней), развивается птицеводство (в основном разведение страусов и кур). ЮАР – крупнейший в мире производитель мохера из шерсти ангорских коз (южноафриканский мохер считается лучшим в мире, в 2004 произведено 3,5 млн. кг). Производство свинины в 2005 было снижено из-за начавшейся эпидемии чумы свиней. Осуществляется заготовка леса, в т.ч. ценных пород деревьев. Ежегодный вылов речной и океанической рыбы, а также ракообразных и моллюсков составляет ок. 700 тыс. т (допустимый объем – 1 млн. т). Осуществляется вылов крокодилов в реках.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.

Играет важную роль в экономической системе страны. Объемы импорта и экспорта находятся практически на одном уровне: в 2005 импорт (в долл. США) составил 52,97 миллиардов, экспорт – 50,91 миллиардов. Основу импорта составляют машины, нефть, продовольствие, транспортные средства и химические товары. Главные партнеры по импорту – Германия (14,2%), США (8,5%), Китай (7,5%), Япония и Великобритания (по 6,9% каждая), Франция (6%), Саудовская Аравия (5,6%), Иран (5%) – 2004. Основные товары экспорта – минеральное сырье (в основном алмазы, золото и платина), машины, автомобили, оборудование, продовольственные товары и напитки. Основными партнерами по экспорту являются США (10,2%), Великобритания (9,2%), Япония (9%), Германия (7,1%) и Нидерланды (4%) – 2004. Компания «Де Бирс» продает изделия с бриллиантами через сеть фирменных магазинов в Лондоне, Нью-Йорке и Токио, а в 2005 открыла магазин в Париже. ЮАР принадлежит главенствующая роль в деятельности Южноафриканского таможенного союза (SACU), созданного в 1969 (помимо нее, туда входят также Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд).

ЭНЕРГЕТИКА.

Ок. 80% электроэнергии вырабатывается на 20-ти ТЭЦ, использующих в качестве топлива каменный уголь. Работают также одна атомная станция (построена в 1985 между городами Кейптаун и Салданья-Бей) и несколько небольших ГЭС. В 2003 южноафриканские ученые изготовили опытный образец ядерного генератора. Энергосистема ЮАР связана с энергосистемами Ботсваны, Лесото, Намибии и Свазиленда (в эти страны ЮАР экспортирует электроэнергию). Ее производство в 2003 составило 215,9 млрд. киловатт-часов, а экспорт – 10,14 млрд. киловатт-часов.

ТРАНСПОРТ.

Развитая транспортная система. Хорошо развита разветвленная сеть автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет 275,97 тыс. км (с твердым покрытием – 57,57 тыс. км, в т.ч. 2032 км скоростного шоссе) – 2002. 80% всех внутренних грузовых перевозок осуществляется при помощи автотранспорта. Сооруженные в 1990-х международные автомагистрали связывают ЮАР с Ботсваной, Замбией, Намибией и Зимбабве. Протяженность железных дорог – 20,87 тыс. км (2004). Сеть железных дорог полностью компьютеризована, а ок. 90% дорог электрофицировано. Железные дороги и большая часть автодорог находятся в собственности государства.

Речного транспорта нет (практически все реки страны несудоходны). Главные морские порты – Дурбан, Ист-Лондон, Кейптаун (старейший порт), Моссел-Бей, Порт-Элизабет, Ричардс-Бей и Салданья-Бей (является также базой рыболовного флота) – оснащены современным оборудованием и считаются одними из самых рентабельных портов мира. Торговый флот насчитывает 196 кораблей (2002). Насчитывается 728 аэропортов и взлетно-посадочных площадок (146 из них имеют твердое покрытие) – 2005. Международные аэропорты находятся в городах Претория, Дурбан и Йоханнесбург. Авиалинии связывают ЮАР с государствами Африки, Европы, Азии, Америки и Австралии. Действуют нефтепровод (847 км), газопровод (1052 км), а также трубопровод по перекачке газового конденсата (100 км) и рафинированных нефтепродуктов (1354 км) – 2002.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.

Денежная единица – южноафриканский ранд (ZAR), состоящий из 100 центов. В январе 2006 курс национальной валюты составлял: 1 USD = 6 ZAR. Южноафриканские банки имеют большой вес и пользуются большим влиянием в банковском бизнесе на континенте. Наблюдается процесс активной покупки акций банков ЮАР западными банками.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.