Образование и культура Эфиопии кратко

ОБРАЗОВАНИЕ

С незапамятных времен центрами обучения и образования в Эфиопии были церкви и монастыри. В 19 – начале 20 вв. некоторые эфиопы могли учиться в школах при христианских миссиях различных конфессий: католиков из Франции и Италии, шведских лютеран, английских и немецких протестантов, адвентистов седьмого дня и пресвитериан из США. В 1908 заботами императора Менелика II была открыта первая государственная школа, где преподавали египетские копты. 20 лет спустя Хайле Селассие основал школу имени Тэфэри Мэконнына (так звали императора Менелика II до коронации). Вскоре были открыты несколько других школ, одна из них женская.

В 1993 в стране насчитывались 2,3 млн. учащихся начальных и 714 тыс. учащихся средних школ. Государственные школы, находящиеся в ведении крестьянских ассоциаций и ассоциаций городских жителей доступны для всех желающих, и в них обучаются ок. 95% всех учащихся страны. В 1991 в университетах Эфиопии учились 20,9 тыс. студентов. Крупнейшим является Аддис-Абебский университет (в прошлом университет имени Хайле Селассие I). В 1995 среди взрослых эфиопов грамотными были 35,5%, что явилось результатом общенациональной кампании по ликвидации неграмотности, которая началась в 1980, когда лишь ок. 10% взрослого населения умело читать и писать.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир»).

Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.