Танзания государственный строй и политика страны кратко

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА.

9 декабря 1961 Танганьика обрела независимость. Национально-освободительной борьбой руководила массовая партия Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ). В стране действовали парламент и правительство, но формально главой государства был английский монарх. В декабре 1962 Танганьика была провозглашена республикой, главой исполнительной власти стал президент. В январе 1964 указом первого президента страны лидера ТАНУ Джулиуса Ньерере была учреждена авторитетная комиссия по рассмотрению изменений в уставе ТАНУ, системе исполнительной власти и процедуре выборов представительных органов, чтобы сделать однопартийную систему легитимной и придать ей демократический характер.

Занзибар получил независимость в декабре 1963, однако власть осталась в руках арабской олигархии. В результате победы революции в январе 1964 власть перешла к партиям Афро-ширази (АСП) и Умма (Народ), выражавшим интересы африканцев. Лидер АСП Абейд Каруме стал председателем высшего органа власти – Революционного совета. Более радикальная партия Умма позднее вошла в состав АСП, которая стала единственной легальной политической организацией Занзибара.

В апреле 1964 правительства Танганьики и Занзибара приняли решение об объединении обоих государств, и занзибарцы были введены в состав правительства и конституционной комиссии Танзании. Рекомендации этой комиссии легли в основу временной конституции 1965, которая официально признала однопартийную систему в Танзании. В 1977 была принята новая конституция, закрепившая руководящую роль партии. Одновременно ТАНУ и АСП слились в единую Революционную партию – Чама Ча Мапиндузи (ЧЧМ).

В 1965–1993 Танзания была страной с однопартийной системой, целью развития признавался африканский социализм. В 1965 Джулиус Ньерере как президент страны и председатель ЧЧМ существенно упрочил свой авторитет. Партийный съезд выдвинул его кандидатуру на пост президента и главы исполнительной власти, после чего она была одобрена на всенародном референдуме. В годы однопартийной системы президенту помогали два вице-президента, один из которых одновременно был президентом Занзибара, а другой – премьер-министром, отвечающим за текущую работу правительства.

Министры назначались из членов Национального собрания. Численный состав Национального собрания со временем менялся, расширялась его представительность. Например, в 1984 среди 228 парламентариев 118 были избраны от материковой Танзании и 50 – от Занзибара, кроме того, были назначены 5 – Палатой представителей Занзибара (где сохранялось занзибарское правительство, ведавшее внутренними делами), 15 депутатов-женщин – Национальным собранием. Остальные места были закреплены за 15 членами парламента, которых назначал президент, и главами всех 25 областей страны.

В годы однопартийного режима ведущую роль в политической жизни страны играла правящая партия ЧЧМ. Помимо нее, легально могли существовать только подконтрольные ей организации. Для охвата сельского населения были созданы пять массовых общественных организаций, объединявших женщин, молодежь, родителей учащихся, пожилых людей и кооператоров. Власти жестко регламентировали деятельность всех массовых объединений. Создание альтернативных организаций запрещалось. Партия контролировала и профсоюзы, которые были скорее инструментом укрепления партийного контроля, чем организациями, отстаивающими интересы трудящихся.

В 1970–1980-е годы в Танзании отсутствовала свобода слова. Царила атмосфера подозрительности к мнимым внешним и внутренним врагам, которые якобы мешали продвижению страны к светлому будущему. Подобные настроения в обществе особенно усилились в период экономического кризиса начала 1980-х годов.

Хотя однопартийная система в принципе была антидемократической, в стране проводились выборы местных, областных и общенациональных органов власти, а кандидатура Ньерере на пост президента утверждалась на общенародных референдумах 1965, 1970, 1975 и 1980. В 1985 Ньерере ушел в отставку с поста президента, но остался председателем ЧЧМ. Новым президентом страны стал занзибарец Али Хасан Мвиньи, занимавший этот пост с октября 1985 по 1995. Несмотря на поражение многих видных партийных деятелей на выборах 1985, определение политического и экономического курса страны осталось прерогативой ЧЧМ. Всенародно избираемый парламент давно превратился в орган, послушный ЧЧМ.

ЧЧМ имела разветвленную сеть местных организаций. Каждые десять домов образовывали первичную партийную ячейку. Руководители ячеек были главной опорой ЧЧМ на местах. В партийных и государственных органах существовала строгая иерархия, и все важные решения принимались на самом верху. От низов требовалось лишь одобрение и исполнение решений партии и правительства.

В 1990-х годах Ньерере стал склоняться к отказу от однопартийной системы. В 1991 специально созданная комиссия (комиссия Ньялали) занялась выяснением общественного мнения по поводу изменений государственного строя. После обсуждения этого вопроса на конференциях и семинарах в конце 1991 комиссия представила отчет правительству. В феврале 1992 парламент одобрил поправки к конституции, предусматривавшие введение многопартийной системы.

Либерализация политической жизни вызвала глубокие изменения в стране. Предоставление свободы слова ускорило создание нескольких печатных органов и разрядило политическую напряженность. После снятия партийно-государственного контроля за деятельностью общественных объединений появился ряд неправительственных организаций. Целью многих из них была поддержка социальной сферы (прежде всего здравоохранения и образования), которая раньше финансировалась государством. Другие организации занимались обсуждением земельной реформы, охраны окружающей среды, прав женщин и проч. В 1993 были созданы политические партии, которые начали подготовку к выборам 1995.

В этих выборах участвовали 13 политических партий, но лишь четыре из них выставили своих кандидатов на пост президента. Убедительную победу одержала ЧЧМ, чьи кандидаты были избраны на высшие государственные посты. Бенджамин Мкапа стал президентом Танзании, Омар Джума – первым вице-президентом и премьер-министром материковой части страны, Салмин Амур – вторым вице-президентом и президентом Занзибара. ЧЧМ добилась контроля не только над исполнительной властью, но и получила 214 из 275 мест в новом Национальном собрании.

Крупнейшей оппозиционной силой на выборах была партия Национальная конвенция за созидание и реформы (НКСР), которую возглавлял известный борец с коррупцией Аугустин Мрема. Наибольшую поддержку НКСР получила в области Килиманджаро, на родине Мремы. На президентских выборах он завоевал 27,8% голосов, а его партии достались 19 парламентских мест. 28 депутатских мандатов получили представители влиятельной на Занзибаре партии Объединенный гражданский фронт (ОГФ), однако на президентских выборах ее кандидат собрал лишь 6,4% голосов. По нескольку мест в парламенте завоевали две другие оппозиционные партии: Объединенная демократическая партия (ОДП) и Партия демократии и прогресса (ЧАДЕМА).

ЧЧМ сформировала правительство в составе 23 министров. Примечательно, что многим бывшим высокопоставленным членам партии не были предложены посты в новом правительстве. После выборов позиции правительства ЧЧМ упрочились, чему способствовал конфликт внутри НКСР, наиболее влиятельной партии. В 1997 между Аугустином Мремой и остальными членами исполнительного комитета НКСР началась борьба за контроль над организацией. После многочисленных публикаций в прессе о внутрипартийных распрях число сторонников НКСР резко сократилось. В Мреме многие избиратели раньше видели претендента на пост президента Танзании, но при условии, что он проявит качества, достойные государственного деятеля. Союз с Занзибаром переживал непростой период из-за обвинений в подтасовке результатов выборов на острове, что позволило ЧЧМ занять там большинство мест в парламенте. В знак протеста активисты ОГФ провели длительный бойкот парламента. Отношения между материковой Танзанией и Занзибаром и теперь остаются напряженными.

В 1997 достоянием общественности стал доклад, в котором приводились многочисленные документальные доказательства широкого распространения коррупции властных структур. Страсти кипели и вокруг планов проведения радикальной земельной реформы, законодательно закрепляющей право частной собственности на землю. Поскольку в Танзании развиты традиции коллективного землепользования и в массовом сознании господствует представление, что земля не может быть предметом купли-продажи, правительство решило провести широкую дискуссию по этой проблеме. В ходе обсуждения возникли вопросы о праве женщин на владение землей и о взаимоотношениях между скотоводами-кочевниками, которые перегоняют скот на сезонные пастбища, и правительством, которому нужны земли для создания национальных парков и развития туризма.

Во время вторых президентских выборов, состоявшихся в 2000, Мпака был переизбран еще на один пятилетний срок, получив 71 процент голосов, хотя оппозиция отказалась признать результаты выборов и призывала бойкотировать новый парламент. Разочарование в связи с результатами последних выборов в 2001 перерасло в бурные демонстрации и обвинения в адрес полиции. Серия митингов на Занзибаре, призывавших к новым выборам, переросла в вооруженные столкновения, в результате чего около 40 человек погибли и многие получили ранения.

После окончания второго срока Мпаки, на президентских выборах бывший министр иностранных дел Джакайя Киквете (от партии Чама Ча Мапиндузи) выиграл 80 процентов голосов избирателей и победил. Он назначил Эдуарда Ловасса своим премьер-министром и правительство было приведено к присяге в декабре 2005. Киквете пообещал продолжить экономические реформы своего предшественника. В феврале 2008 кабинет был распущен президентом после коррупционного скандала. Премьер-министр подал в отставку. Он был заменен Mизенго Пинда и был создан новый кабинет министров.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Территория материковой Танзании в административном отношении разделена на 20 областей, островов Занзибар и Пемба – на 5 областей. Области делятся на 70 районов. После введения в 1965 однопартийной системы партийные структуры были созданы на уровне деревень и городских районов. Представители партии в сельской местности участвовали в урегулировании конфликтов внутри семейных домохозяйств и между ними, а также споров, связанных с землепользованием и доступом к воде. Эти органы партии сохранились и в период многопартийности, однако их полномочия сокращались по мере ослабления контроля ЧЧМ на местах.

В разные периоды истории Танзании областные и районные органы власти обладали различными полномочиями. В колониальные времена местные власти служили важным механизмом реализации политики метрополии. Колонизаторы оставили вождям часть их традиционных властных полномочий и создали местные советы. В период независимости национальное правительство поначалу опиралось на эти органы, однако по мере укрепления центральной власти к ней постепенно переходили управленческие функции на местах. В конце 1960-х годов правительство в Дар-эс-Саламе лишило местные советы права формировать собственные бюджеты.

В 1972 местные органы самоуправления были упразднены. Вместо советов и исполнительного аппарата, подотчетного населению, на местах были созданы областные и районные комитеты, укомплектованные чиновниками, назначенными центральным правительством. За заявлениями правительства о якобы проводимой им политике децентрализации скрывалось намерение установить тотальный контроль на местах, исключающий любые не санкционированные сверху инициативы.

После введения многопартийной системы встал вопрос о реформе органов местного самоуправления. Областные и районные администрации располагают теперь более широкими полномочиями и часто стремятся найти другие источники финансирования, помимо государственной казны.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.

В колониальный период система судопроизводства состояла из двух компонентов. Британские мировые судьи рассматривали гражданские и уголовные дела в официальных судах, а вожди и старейшины вершили правосудие, исходя из традиционных обычаев. После провозглашения независимости были введены единые суды трех инстанций. Дела, находившиеся в юрисдикции судов вождей и старейшин, теперь рассматривают мировые судьи, которых готовит и назначает исполнительная власть. Официально судопроизводство по традиционным нормам было упразднено, но фактически на местах оно в той или иной степени продолжает действовать. По-прежнему фиксируются случаи, когда суды принимают решения на основе норм общего права в сочетании с местными обычаями.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ.

В январе 1964 два батальона танганьикской армии подняли мятеж, требуя повышения жалования и ускорения процесса африканизации офицерского состава. После подавления мятежа армия была расформирована. Были созданы народно-оборонительные силы Танзании, находящиеся под политическим и идеологическим контролем ТАНУ. В настоящее время численность вооруженных сил, включая ВВС и ВМФ, оценивается примерно в 40 тыс. человек. Проблемы внутренней безопасности находятся в ведении полиции (приблизительно 1,4 тыс. человек) и народной милиции, в рядах которой насчитывается 50 тыс. человек. Оснащена танзанийская армия в основном советским и китайским оружием.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

В период холодной войны Танзания проводила политику неприсоединения и опоры исключительно на собственные силы. Внешнеполитический курс соответствовал экономическим задачам построения африканского социализма. Танзания имела тесные связи с Китаем, который оказывал ей значительную помощь в создании транспортной инфраструктуры. Она поддерживала национально-освободительные движения на юге Африки, как одно из прифронтовых государств оказывала помощь Африканскому национальному конгрессу (АНК) в борьбе против апартеида в ЮАР и выступала против вмешательства ЮАР в гражданскую войну в Анголе и Мозамбике. Танзания возглавила оппозицию диктаторскому режиму Иди Амину в соседней Уганде. Благодаря участию танзанийской армии в результате двухлетней войны 1978–1979 диктатор Уганды был свергнут.

В 1970-е годы неудачей закончились попытки создания Восточноафриканского экономического сообщества; возникшие разногласия привели к закрытию северной границы с Кенией. В 1993 Танзания, Уганда и Кения объявили о намерении воссоздать Восточноафриканское сообщество. В последние годы танзанийская дипломатия активно участвовала в поисках путей урегулирования конфликтов в Руанде, Бурунди и Демократической Республике Конго силами государств Центральной и Восточной Африки. В танзанийском городе Аруша находится Международный трибунал по военным преступлениям в Руанде, созданный для судебного преследования лиц, виновных в геноциде 1994. Танзания – член Организации африканского единства, ООН и Содружества, возглавляемого Великобританией.

 

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.