Вторая Столетняя война в Англии

Как показала победа парламента в гражданской войне, для успешного ведения борьбы необходимы три вещи — деньги, деньги и еще раз деньги. Английский банк был основан в 1694 году для финансирования титанической борьбы английского короля Вильгельма III против Людовика XIV Французского. Возникновение рынка государственных ценных бумаг ознаменовало новую веху в процессе утверждения Лондона как мирового финансового центра, хотя лишь в 1844 году его роль главного банкира и регулятора национальной денежной системы была официально закреплена законодательным.

Желая увековечить память о Вильгельме III, благодарные потомки возвели ему эффектный памятник на Сент-Джеймс-сквер — английский монарх изображен верхом, в костюме римского военачальника. Еще одна, менее брутальная статуя воздвигнута перед Кенсингтонским дворцом. Заслуги Вильгельма III и его супруги, королевы Марии, не исчерпываются учреждением Английского банка, их усилиями был построен Морской госпиталь в Гринвиче. Он стал достойным дополнением к Королевскому госпиталю в Челси, который основал Карл II для армейских ветеранов.

Восемнадцатое столетие ознаменовалось множеством войн, которые так или иначе отразились на судьбе Лондона. Если говорить в целом, то заморские конфликты принесли Британии больше пользы, чем вреда. Ее территориальные владения увеличились, соответственно расширились рынки сбыта, не говоря уже о личном обогащении английских адмиралов и многочисленных военных подрядчиков. Конечно, война поглощала немало денежных средств и людских ресурсов, что сдерживало развитие английской столицы. Но зато ее победоносное завершение открывало новые перспективы — как с точки зрения дополнительных финансов, так и с позиций использования освободившихся военнослужащих в качестве готовой рабочей силы. В 1715 году основное литейное производство страны было переведено из Мурфилдса в Вулидж. Освободившееся здание перешло в собственность методистской конфессии, что позволило ей открыть первую в стране методистскую церковь.

Вулидж же стал центром британской артиллерии, тогда же здесь был открыт музей, посвященный истории этой немаловажной области английских вооруженных сил. В 1750-1758 годах по проекту Уильяма Кента и Джона Уорди на Уайтхолле возвели здание Конной гвардии, которое стало официальной штаб-квартирой армии.

Одновременно Роберт Адам спроектировал замечательную ограду и ворота Адмиралтейства в неоклассическом стиле. Армия всегда была предметом пристального интереса со стороны короля Георга II. Он не только позаботился разработать образцы армейских мундиров, но и курировал издание учебников по военному делу — чтобы войска на поле боя подчинялись единому руководству, а не зависели от личной инициативы отдельных командиров. Сам Георг II принимал живейшее участие в разработке церемониала ежедневной смены караула Королевской гвардии и торжественного развода караулов с выносом знамени, который происходит в день рождения монарха.

За всю историю XVIII столетия лишь дважды оборонные способности английской столицы подверглись испытанию. Первый раз это произошло в 1745 году, когда шотландские сторонники Красавца принца Чарли (Карла Эдуарда, внука Якова II) добрались до самого Дерби, прежде чем вернуться к себе на север. В ожидании нападения в столице разразилась паника. В своем сатирическом живописном полотне «Поход в Финчли», посвященном описываемым событиям, Уильям Хогарт изобразил беспорядочную неряшливую толпу, которая движется вдоль Тоттенхэм-Корт-роуд. Отряд лондонских ополченцев почти затерялся в многочисленном скопище сопровождающих: здесь и жены, и любовницы, и просто приблудившиеся уличные девки. С ними за компанию навстречу якобитской армии выступили торговцы джином, попрошайки, воры и прочая городская рвань. Надо ли говорить, что картина, написанная в 1749-1750 годах, не понравилась Георгу II — ведь она откровенно высмеивала бесплодные попытки короля усилить эффективность обороны столицы. Для продажи своего творения Хогарт организовал лотерею на 2 тыс. билетов, которая, увы, не оправдала ожиданий художника. В конце концов полотно досталось в порядке благотворительности дому призрения подкидышей и легло в основу коллекции первой публичной картинной галереи Лондона (которая со временем превратилась в Королевскую академию).

Второй проверкой на прочность стал антикатолический мятеж Гордона в 1780 году. Тогда обезумевшая толпа высыпала на улицы беззащитной столицы, выпускала преступников из тюрем и громила пивоварни и винные лавки. Порядок был восстановлен силами вооруженной армии при поддержке Артиллерийской компании, которая в признание заслуг получила от городского муниципалитета свою первую пушку.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.