Гражданская война 1640-х годов в Англии

Значение Лондона как источника оружия, денежных средств и людских ресурсов сыграло решающую роль в ходе гражданских войн 1640-х годов. Король, вынужденный бежать из столицы, фактически все оставшееся время до конца войны занимался тем, что пытался вернуть Лондон обратно. Офицеры Почтенной артиллерийской компании сражались на обеих сторонах, капитан Филип Скиппон занимался тренировкой кромвелевской пехоты. В какой-то момент Карл решительно двинулся на восток, рассчитывая захватить столицу и таким образом одним ударом покончить со смутой в стране.

Увы, на пути у него, возле Тернем-Грин, встали именно те самые учебные отряды — встали и дали решительный бой, благо имели на своей стороне значительное (чуть ли не вдвое) численное превосходство. В результате войско короля вынуждено было вновь отступить к городу Кингстон-на-Темзе и Карл упустил свой единственный, или, по крайней мере, самый верный шанс на победу. Отряды Кромвеля на том не остановились — совершив марш-бросок, они сняли осаду Глостера и продемонстрировали чудеса мужества и воинской дисциплины в первом сражении при Ньюбери, выбив тем самым почву из-под ног у многочисленных критиков, которые в издевку называли их «воскресными солдатами».

Хотя — что греха таить — доля истины в этих насмешках присутствовала: бывшие ополченцы действительно не стеснялись роптать, если после целого дня тяжких ратных подвигов им отказывали в простом удовольствии вернуться домой ради тарелки горячих щей, кружки доброго эля и теплой постели.

Тем временем лицо английской столицы коренным образом поменялось (правда, как выяснилось, ненадолго): усилиями тысяч горожан она превратилась в крупнейшую в Европе укрепленную крепость. Были возведены защитные земляные валы и деревянные частоколы. Причем свой вклад стремились внести все — от высокопоставленных пуритан до простых базарных торговок рыбой.

Наиболее же ответственная часть работы по проектированию и строительству плацдарма выполнялась профессиональными плотниками и каменщиками под руководством голландских военных советников. В результате линия фортификационных укреплений, усиленная двумя сотнями пушек и звездообразными редутами, протянулась от Уайтчепела на востоке до Гайд-парка на западе и от Ислингтона на севере до Воксолла на юге. Форт, почему-то названный Королевским, стоял на Сент-Джордж Филдс — примерно там, где сейчас находится Имперский музей войны, — и был достаточно крупным, чтобы вместить гарнизон в три тысячи человек.

Позволим себе усомниться в целесообразности подобных масштабов — навряд ли в Лондоне сыскалось бы такое количество опытных вооруженных защитников. Как ни обидно, но до испытания (не то что использования) данной оборонительной линии дело не дошло. В 1647 году, после окончания первой гражданской войны, все укрепления были срыты по распоряжению парламента.

В том же самом году произошла знаменательная встреча представителей парламентской армии с гражданскими радикалами. Они собрались в патнийской церкви Пресвятой Девы Марии для обсуждения будущей формы правления в стране. Дискуссия разгорелась весьма жаркая, так что в определенный момент Кромвель поспешил вмешаться и разогнать этот импровизированный конгресс.

Но сохранившиеся записи выступлений позволяют судить, насколько смелые высказывания позволяли себе участники. Особенно отличился среди них некий полковник Рейнборо, который заявил буквально следующее: «Я думаю, что последний бедняк в Англии имеет те же права прожить свою жизнь, что и великий человек; а потому, сэр, полагаю, ясно, что каждый человек, живущий под властью какого-либо правительства, должен сначала выразить свое согласие подчиниться этому правительству». Революционное по своей сути заявление, и даже странно, что на стенах церкви сегодня висит мемориальная табличка, посвященная «Дебатам в Патни».

Память о великом лорде-протекторе увековечена в статуе — в одной руке шпага, в другой Библия, — стоящей перед зданием парламента, который Кромвель предпочел разогнать. Восковые оттиски с посмертной маски Кромвеля хранятся в Британском музее и музее Лондона.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.