Район Сан-Латериано в Риме
Цельного представления о Риме получить не удастся без посещения района Сан-Латерано. Но прежде чем подойти к Латеранскому храму и дворцу, сделаем небольшой круг и пройдем вдоль аврелиановых стен от станции подземки «Сан-Джованни» к знаменитой церкви Животворящего Креста Иерусалимского (и всего-то минут пять быстрым шагом).
Основана она была на месте дворца, в котором жила мать Константина — Елена, по желанию которой в стенах дворца в 330 г. сыном и была построена базилика. Елена поместила в ней привезенный из Иерусалима Животворящий Крест (часть) и настоящую землю с Голгофы. Там же хранилась и прибитая над крестом деревянная табличка: «Иисус Назарянин — Царь Иудейский», написанная, по преданию, по просьбе самого Спасителя рукой Понтия Пилата. (Именно об этой табличке Понтий и молвил свое знаменитое: «Что я написал, то написал».) Сегодня цены всему этому в мире просто нет, ибо нет в мире второй таблички, и второго Креста, и второго Иисуса…
Секрет барочного фасада этой одной из самых древних церквей прост: церковь получила его только через 1000 лет, от последователей Борромини — Григорини и Пассалаква, в 1747 г. А неровная его линия очень напоминает творение учителя — церковь Святой Аньезы на Навоне.
От церкви рукой подать до древнего античного акведука Нерона, отходившего от главного акведука его предшественника Клавдия, который проходил по усадьбе виллы княгини Волконской. На этом акведуке любил лежать и смотреть в небо Гоголь, когда его приглашали к хозяйке виллы… В самой вилле уже более 100 лет находится посольство Великобритании, и осмотреть ее не удастся, но площадь со старинным названием «Пьяцца Волконски» и старинными въездными воротами увидеть можно. Вот фотографировать нельзя: стражи посольства (итальянские карабинеры) боятся терроризма… Правда, на русских глядят благосклонно и фотоаппаратов в их руках вроде как и не замечают…
Рядом с виллой — одна из великих христианских святынь — церковь Санта-Скала. Построенная в конце XII в. мастерами Космати, она являет собой часть старого (еще до отъезда в Авиньон) папского дворца. Внутри церкви находится привезенная святой Еленой из Иерусалима подлинная лестница преторианского дворца Понтия Пилата, по которой на суд пятого прокуратора Иудеи поднимался Иисус. На ступенях остались даже капли Его крови… Сегодня верующие преодолевают святые 28 ступенек только на коленях, сопровождая путь к прощению грехов особыми молитвами… Единственный нарушивший традицию был монах Лютер. Посреди лестницы он неожиданно встал с колен, повернулся и вышел из церкви. В снятие грехов через оплаченную деньгами индульгенцию Лютер не верил… Сел на коня и покинул Рим. Шел 1510 г… С этого момента в христианстве начался великий раскол! Но этот разговор не здесь…
А прямо напротив Санта-Скалы находится одна из главных католических церквей мира — Сан-Джованни-ин-Латерано. Что поделать, таков уж этот город Рим… Итак, Сан-Джованни — абсолютно первая на земле официальная, нетайная церковь, построенная в 311 г. самим Костантином. На земле, подаренной папе Мельтиаду женой императора — Фаустиной. Рядом — темно- красный дворец, в котором не только жили все папы вплоть до 1304 г., до их переезда во французский Авиньон, но и останавливались приезжавшие в Рим на коронование будущие императоры Священной Римской империи — «Первого рейха», просуществовавшего 1000 лет! Именно перед ним стоял на пьедестале конный Марк Аврелий, которого Буонарроти перенес на Капитолий. А современный вид папская резиденция получила при Сиксте V, в 1586-1589 гг., усилиями его любимого архитектора Доменико Фонтана. Рядом — главный католический храм мира, которым является именно Сан-Джованни, а не Святой Петр, ибо именно здесь происходит рукоположение вновь избранного папы. Традиция, начало которой тянется к Константину, которой тысяча семьсот лет… Великолепный фасад Алессандро Галилея (1734) и интерьеры великого Борромини (1660 г.), приглашенного для последней реконструкции собора папой Иннокентием X, сделали его непревзойденным. В нишах центрального нефа — гигантские фигуры апостолов работы школы Борромини (по его рисункам), пол семьи Космати и, наконец, сохраненный при всех реставрациях деревянный потолочный плафон Лигорио и Вольтера (1562-1567) с гербами пап, в том числе знаменитые шесть «горошин» Льва X Медичи. Широкий центральный неф как бы подводит вас к высокому и своеобразному Киворию, в котором хранятся головы столпов церкви: апостолов Петра и Павла. Святее не бывает (разве что — храм Гроба Господня в Иерусалиме и Рождества самого Спасителя в Бейт-Лехеме. Все…).
О церковном клуатре работы тех же Космати можно и не говорить — просто надо выйти сквозь небольшую и не очень заметную дверь в левом нефе и насладиться этой удивительной гармонией арочных лоджий с тончайшими белоснежными резными колоннами и зеленым ковром церковного садика. Чудо… Там словно другой мир… Мир тишины…
Рядом с базиликой — восьмигранный Баптистерий, тоже построенный еще Константином, по образу и подобию которого будут строить в Италии и во всей Европе все последующие. В том числе и флорентийский, и пизанский, и сиенский, и болонский, и… Внутри великолепные мозаики и двухъярусная порфировая колоннада. Впечатляет и древностью, и искусством художников. О «духе» не говорю: здесь он везде…
За Баптистерием — главный католический университет при Ватикане. Перед входом неожиданно — Моисей на пару с Петром. Он же на главной фреске в холле с Торой в руках… Во дворе памятник безымянному кузнецу, кующему крест. Почти Мухина… В общем, прогрессивно. Входят и выходят смеющиеся ребята: модные, в попсовых джинсах, не отличишь от МГУ…
Выходим и медленно идем пешком по направлению к Эскви- лину. Вот тут, примерно на полпути, и находился огромный парк, в котором стоял дворец советника Августа — этруска Мецената. Сейчас от богатейшего хозяина остался только маленький «сарайчик». Но и он впечатляет, правда не архитектурой, а исключительно историей и своей древностью… А хозяин сарайчика не только «вошел» в эту самую Историю, но превратился в имя существительное. Не каждому дано…
Добавить себе закладку на эту станицу: