Лондон достопримечательности города, рефарат
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Гл. 1 Лондон………………………………………………………………………………………….4
§1.1 Сити……………………………………………………………………………………………….4
§1.2 Тауэр…………………………………………………………………………………………….12
§1.3 Вестминстер………………………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………………………19
Гл. 2 Замки. Памятники. Музеи……………………………………………………………..20
§2.1 Памятники. Национальная галерея. Британский музей……………….20
§2.2 Музей мадам Тюссо……………………………………………………………………….24
§2.3 Замки…………………………………………………………………………………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………..32
Библиография……………………………………………………………………………………….33
Введение
Великобритания, страна, на первый взгляд находящаяся в изоляции от остального мира. Островное государство со своими законами, традициями, обычаями, особым политическим устройством, но, тем не менее, ей это нисколько не мешает развиваться и не только в русле государственности, но и культуры. Лондон, крупнейший город Соединенного Королевства стал столицей английского королевства во времена Генриха I. Современный город представляет собой конгломерат разросшихся и слившихся друг с другом городков и деревень, однако его главными историческими центрами являются Сити, Тауэр и Вестминстер. И, несомненно, Лондон является одним из культурных центров Великобритании. Ежегодно тысячи туристов посещают его, дабы увидеть все его красоты воочию.
Действительно, кому бы не хотелось прогуляться по улицам Сити, посетить Вестминстер и загадочный Тауэр? Только одних памятников и монументов в Лондоне не менее 150. Особого внимания заслуживают различные замки, как известные всему миру (например, Виндзор), так и не очень, (замок Глэмис), но ничуть не теряющие интереса в глазах посетителя.
Музей мадам Тюссо заслуживает отдельного внимания. История его создания, да и самой создательницы, очень интересна и увлекательна. Он одно из самых популярных и посещаемых туристами мест в Лондоне.
Познакомимся с ними поближе.
Глава 1 ЛОНДОН
§1.1 Сити
Занимаемая лондонским Сити площадь невелика: англичане называют этот район своей столицы «квадратной милей», что практически соответствует действительности.
В глубокой древности на этом месте располагался весьма оживленный римский город, о чем и ныне напоминают остатки весьма мощной оборонительной стены, которой когда-то обнесли его рачительные основатели. Отсюда, собственно, и название района — слово «Сити» происходит от того же корня, что и «цитадель». После ухода римлян жизнь в Сити шла своим чередом. В средние века центром жизни городка стала рыночная площадь, прообраз современных бирж.
В этой части города много старинных зданий, их торжественные фасады выглядят немного нелепо на фоне многоэтажных детищ двадцатого столетия. Имеющий четкие границы деловой центр в последние десятилетия неуклонно рос вверх. Причудливая архитектурная палитра Сити, сочетающая в себе памятники средневековья и ультрасовременные постройки, — напоминание о катастрофическом пожаре, бушевавшем в Лондоне в 1666 году, и трагедии Второй мировой Войны, когда во время воздушных налетов фашистской авиации пострадали многие здания. Земля в Сити — одна из самых дорогих в Великобритании, и это тоже послужило стимулом для появления здесь гигантов из бетона и стекла.
Сити — неотъемлемая часть Лондона, но вместе с тем это и своеобразное «государство в государстве», квартал столицы, живущий по своему особому распорядку. Днём в Сити бурлит жизнь, но к вечеру «белые воротнички», как называют в Англии конторских служащих, разъезжаются по домам и квартал погружается в ночную дрёму. Относительная, но далеко не музейная тишина царит здесь и в выходные дни, которые являются наилучшим временем для знакомства с Сити.
Самой важной персоной в Сити является избираемый ежегодно лорд-мэр. Жизнью Сити также управляют олдермены (старейшины) — это звание присваивается пожизненно — и советники из числа владельцев учреждений, расположенных на территории Сити. Выборы проводятся осенью, и в ноябре по улицам Сити проходит красочная процессия, во главе которой в старинной карете едет новый лорд-мэр. Он направляется к зданию суда, чтобы принести торжественную присягу. Ради такого случая мэр облачается в церемониальный костюм с мантией и массивной золотой цепью. Последний атрибут был изготовлен в 1544 году. Украшения в виде эмалевых роз недвусмысленно указывают на то, что цепь делали в эпоху Тюдоров, герб которых украшал именно этот цветок. Кроме того, центральным элементом цепи лорд-мэра является вставленный, в бриллиантовую оправу сардоникс с вырезанным на нем
гербом Сити. Это изображение было выполнено в 1799
году. Шествие лорд-мэра, старинный ритуал, восходящий
к концу ХIV века, вызывает неизменное любопытство как
у приезжих, так и у жителей британской столицы.
Каждый желающий может войти в Сити, однако труднее всего это осуществить правящему монарху. По давней традиции король или королева могут нанести официальный визит в Сити только в том случае, если получают предварительное официальное разрешение лорд-мэра. При въезде королевский кортеж останавливается у начала Флит-стрит, где ранее находились ведущие в Сити ворота Темпл-бар, а теперь высится постамент, увенчанный бронзовым грифоном, геральдическим животным Сити. Монарха встречает лорд-мэр, вручающий ему изумительной красоты отделанный жемчугом старинный меч, который положено тотчас же возвратить обратно. Эта церемония означает, что из уважения к особе монарха лорд-мэр в период его пребывания в Сити слагает с себя свои полномочия, переадресовывая их своему суверену. Возврат меча — лишнее подтверждение тех привилегий, которые издавна удерживает независимый Сити.
Резиденция лорд-мэра, Мэншен-хаус, является одной из наиболее ярких исторических и архитектурных достопримечательностей Сити. Это небольшое двухэтажное здание с шестиколонным портиком, увенчанным фронтоном с лепными аллегорическими фигурами, изображающими величие и процветание. Классицистическая архитектура Мэншен-хауса, возведенного в 1739-м — 1750-х годах Джорджем Дансом-Старшим, характерна для особняка георгианской эпохи. В Мэншен-хаусе хранятся символы власти лорд-мэра. Это — жемчужный меч, старинный хрустальный жезл и описанная выше драгоценная цепь. Резиденция лорд-мэра — подлинная сокровищница. Здесь находится изумительная коллекция английского серебра ХVIII—ХIХ веков, а также интереснейшее собрание английской скульптуры на различные сюжеты английской литературы. В Египетском зале резиденции проводятся официальные приемы. В отделке интерьеров все говорит о величии Сити, но не менее красноречиво свидетельствует о его могуществе и маленькая тюрьма, предусмотренная во внутренней части здания. В этом узилище — 11 камер, причем десять из них предназначены для преступников мужского пола, а одна — именуемая «птичьей клеткой» — для провинившихся женщин. Одной из самых известных обитательниц этой камеры была Эммелина Панкхерст, одна из наиболее активных британских суфражисток начала ХХ века.
Мэншен-хаус располагается в северо-восточном Сити на маленькой площади, в которую впадают семь улиц и два переулка. Здесь же, по соседству, стоят еще два знаменитых здания — Королевская биржа и Английский банк. Основателем Королевской биржи был сэр Томас Грешэм, преуспевающий коммерсант и придворный королевы
Елизаветы I. Биржа была учреждена для проведения всевозможных торговых операций в 1565 году. Елизавета дала милостивое соизволение именовать биржу Королевской, и она до сих пор остается одним из традиционных мест, где народу объявляют о началах новых царствований. Первое здание биржи погибло во время Великого лондонского пожара 1666 года. Отстроенное вновь, оно сгорело в 1838 году. Возведение современного здания (архитектор Тайт) было завершено к 1844 году. Планировка нынешней королевской биржи в основном повторяет планировку первых двух построек: ее основную часть составляет обнесенный колоннадой обширный внутренний двор под стеклянной крышей. Как и предыдущие постройки, современое здание имеет башню, которая превратилась в своеобразный памятник Грешэму: его статуя установлена в одной из ниш башни, а ее шпиль увенчан золоченым флюгером в виде кузнечика — личной эмблемой Грешэма.
Английский банк, любовно и почтительно величаемый «банком банков» или «старой дамой с Треднидл-стрит», соседствуете Королевской биржей, доминируя над маленькой площадью. Банк был основан в 1694 году для сбора денег, необходимых для ведения войны с Францией. В дальнейшем это учреждение приобрело статус центрального банка Англии и стало осуществлять выпуск банкнот. С историей этого учреждения можно познакомиться в музее Английского банка. Здесь можно узнать и о том, как
работает банк. Перед главным фасадом здания в 1884 г. была установлена конная статуя герцога Веллингтона.
В Сити находится и лондонская ратуша — Гилдхолл. Ее здание неоднократно перестраивалось, но наибольший урон был ему нанесен в военном 1940 году. Гилдхолл был фактически отстроен заново, но при этом удалось сохранить фасад в том виде, в котором он был создав в конце ХVIII столетия Дансом-Мдадшим. Старейшей частью здания является построенный еще в 1425 году портал, через который входят в ратушу и сейчас. На протяжении по крайней мере восьмисот лет Гилдхолл являлся административным центром города. В его огромном зале нередко судили преступников; здесь, например, был вынесен смертный приговор некоторым из участников Порохового заговора 1605 года. В этом зале вплоть до настоящего времени проводятся выборы лондонского лорд-мэра, а потом отмечают это событие традиционным банкетом, в меню которого обязательно включается черепаховый суп. При. Гилдхолле находится библиотека, которая по праву гордится роскошной коллекцией часов. Старейшие ее экспонаты были изготовлены еще в ХVI веке. Жемчужиной коллекции являются часы, принадлежавшие Марии Стюарт.
Однако ни одно из зданий Сити не может сравниться в своей известности с гениальным созданием архитектора Кристофера Рена — собором святого Павла, расположенным в западной части Сити. Первый лондонский собор святого Павла был построен в 604 году по повелению англосаксонского короля Этельберта, о чем свидетельствует запись в «Церковной истории англов», принадлежащей перу Беды Достопочтенного (673—735). В конце ХI века норманны выстроили на месте этого храма новую церковь, которая простояла до 1666 года и погибла в огне Великого лондонского пожара.
Это ужасное бедствие разразилось в сентябре 1666 года. Около четырех суток лондонские кварталы были охвачены всепожирающим пламенем. Пожар начался в одной из маленьких пекарен в переулке Пуддинг-лейн из-за неосторожного обращения с огнем. Владелец пекарни, некий Томас Фарринор, не сумел погасить вышедший из-под контроля огонь, и вскоре пламя охватило соседние дома. Пожар стремительно распространялся: в сухую ветреную погоду деревянные и соломенные крыши городских домов вспыхивали как спички от малейшей упавшей на них искры. Город, едва оправившийся от сильнейшей эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1665 году, охватила настоящая паника: необоримый огненный смерч начинал казаться огненной карой, ниспосланной свыше. На ум суеверным горожанам приходили и мысли о происках сатаны, ввергнувшего город в геенну огненную в год своей особой силы над миром (сочетание трех цифр 6 давало обильную пищу для рассуждений на подобную тему).
Город удалось отстоять, но остатки сгоревших строений продолжали тлеть вплоть до весны следующего года, следы пожара были видны и два десятилетия спустя. Лондону предстояло строиться вновь: пожар уничтожил около 80 процентов всех городских построек, в числе которых оказался и старый собор святого Павла. Это трагическое событие было увековечено архитектором Кристофером Реном (1632—1723) мемориальной колонной высотой 61,5 метра, стоящей неподалеку от Лондонского моста. Высота памятника, именуемого «Монументом» , выбрана не случайно. Считается, что пекарня, в которой начался Великий пожар, располагалась именно на таком расстоянии от основания колонны. На вершине «Можумента» находится бронзовая урна с вырывающимися из нее языками пламени, хотя первоначально архитектор намеревался увенчать колонну статуей короля Карла II, принимавшего деятельное участие в ликвидации пожара и его последствий.
Кристофер Рен задал тон формированию нового облака Лондона: по его проектам было возведено более пятидесяти церквей, в том числе и новый собор святого Павла, кафедральный собор епископа Лондонского. Любопытно, что две симметричные башни-колокольни были добавлены Реном к уже построенному зданию собора в 1707 году. В правой из них находится 16-тонный «Большой Пол», самый крупный колокол в Англии. Строительство собора продолжалось в течение 35 лет, и Кристоферу Рену не суждено было дожить до его завершения. Последний символический камень в надкупольный фонарь собора положил уже сын архитектора.
В плане собор имеет форму удлиненного креста, над центром которого поднимается громадный купол. Этот купол — одно из ярчайших архитектурных достижений Рена. Глядя на собор снаружи, невозможно догадаться о том, что его купол — многослойный. Снаружи видна только его внешняя свинцовая оболочка. Она покоится на деревянной опоре, которую, в свою очередь, несет кирпичный конус. Этот конус незаметен и для тех, кто находится внутри собора, потому что он скрыт от взоров расписной внутренней полусферой с центральным отверстием, через которое в собор попадает небесный свет из венчающего купол светового фонаря. Из-за высоты собора и величины купола эта башня кажется изящной и хрупкой, однако весит эта малютка около 850 тонн.
Желающие могут подняться на каменный балкон над колоннадой барабана купола, однако полюбоваться панорамой города мешают стоящие неподалеку современные высотные здания. Гораздо интереснее совершить восхождение на галерею шепота, расположенную внутри собора вдоль основания внутреннего купола. Акустические особенности этой галереи таковы, что тихо произнесенное стоящим на ней человеком слово будет отчетливо слышно в диаметрально противоположной точке, хотя расстояние до нее составляет 32 метра. Собор святого Павла стал усыпальницей многих знаменитых людей. Здесь похоронены лексикограф Сэмюэль Джонсон, художники Джошуа Рейнолдс и Сирил Тернер, в гранитном и порфировом саркофагах погребены великий адмирал Горацио Нельсон и крупнейший британский полководец Артур Уэлсли, герцог Веллингтон. В соборе покоится и прах его создателя, памятником которому является сам величественный собор. Об этом говорит и латинская надпись на мемориальной плите: «Si monumentum requiris, circumspice». В соборе установлены и скульптурные изображения многих из тех людей, деятельность которых прославила Англию. Старейшим из этих изваяний является статуя замечательного поэта Джона Донна, который был деканом собора святого Павла в начале ХVII столетия. Этот памятник практически не пострадал во время Великого лондонского пожара. Одним из новейших мемориальных памятников является бюст Лоуренса Аравийского (1888—1946), прославленного британского разведчика времен Первой мировой войны и талантливого писателя.
В 1886 году перед западным фасадом собора был установлен памятник королеве Анне — последней представительнице королевского дома Стюартов на английском престоле.
В одном квартале от собора святого Павла расположена еще одна известнейшая церковь Сити — Сент-Мэри-ле-Боу. Считается, что истинным лондонцем является только тот, кто родился там, где слышен звон колоколов с ее устремленной ввысь ажурной колокольни. Лондонцы всегда гордились своими колоколами и сложили о них немало легенд. Колокола заботятся о людях — никто не станет оспаривать эту истину, познакомившись с одной из
любимейших в Англии легенд о маленьком мальчике сироте Дике Уиттингтоне, который в отчаянии собрался было покинуть столицу, но вернулся назад, услышав призывный звон колоколов, которые обещали ему блестящую будущность лондонского лорд-мэра. И колокола его не обманули.
В Сити находится и самое высокое здание в Велико-
бритажии — 200-метровый небоскреб, в котором размещается управление банка «Нэшнэл Вестминстер».
§1.2 Тауэр
С востока к Сити примыкает Тауэр. Ухоженный и чистенький, он не кажется грозным крепостным сооружением, хотя с самых первых дней своего существования призван был вселять трепет в сердца англичан. Строительство этого комплекса сооружений на самом берегу Темзы началось вскоре после Нормандского завоевания Англии. Старейшая часть крепости, Белый Тауэр, или Белая башня, имеет форму куба, углы которого венчают двухэтажные башенки. Участки стен между ними ощетинились могучими крепостными зубцами. Название этого сооружения слишком соответствует внешнему виду: цвет Белого, Тауэра приближается к оранжево-кирпичному, хотя вертикальные ряды рустов и обводки оконных проемов действительно белые.
Вильгельм I Завоеватель выбрал для крепости небольшой пригорок, ныне именуемый Тауэрским холмом, положенный в непосредственной близости от Сити. Белый Тауэр, вознесшийся на высоту около 30 метров, стал высоким зданием в тогдашнем Лондоне. Местоположение крепости позволяло контролировать устье Темзы, а также сдерживать проявления вольнолюбия среди горожан, не слишком довольных господством норманнов. Эта четырехэтажная башня, представляющая собой в плане квадрат площадью 1170 квадратных метров, является одним из самых крупных средневековых донжонов, а толщина ее стен достигает четырех метров. В настоящее время в Белом Тауэре размещаются экспозиции королевского арсенала. Первый этаж отведен под старинное артиллерийское оружие. Здесь обращают на себя внимание конные статуи английских королей в рыцарских доспехах — их
установили по распоряжению Карла II. На втором этаже экспонируются арбалеты, охотничьи и турнирные великолепные рыцарские доспехи для участия в турнирах. На третьем этаже размещается коллекция средневекового оружия и доспехов. Здесь можно увидеть и тяжелую броню, которой рыцари защищали своих выносливых боевых коней. На следующем этаже выставлены оружие и доспехи ХVI—ХVП веков. Посетители могут полюбоваться тяжеленными доспехами короля Генриха VIII, который прослыл большим любителем турнирных забав, а также легким рыцарским снаряжением для мальчика — сына Генриха VIII, Эдуарда VI.
За свою многовековую историю Тауэр служил крепостью, королевским замком (находившийся на территории крепости королевский дворец был сметен с лица земли во время Английской буржуазной революции ХVII века) и тюрьмой для государственных преступников. Вот более трехсот лет здесь размещается королевская сокровищница, где хранятся королевские регалии и драгоценности. В прошлом существовала традиция, согласно которой, английский монарх должен был провести ночь накануне коронации в Тауэре и лишь оттуда отправиться на церемонию в Вестминстерском аббатстве. Этот обычай упразднен в конце ХVII века. Теперь на время коронации королевские регалии в Вестминстер вывозят из Тауэра, а по окончании торжеств немедленно водворяют их в сокровищницу.
Королевская сокровищница, как и коллекция оружия, хранящаяся в Тауэре, открыта для посетителей со времен короля Карла I. Со стороны монарха такой шаг был вовсе не бескорыстным жестом: экспонаты этих коллекций должны были служить напоминанием о могуществе и богатстве британской короны. Наиболее интересными экспонатами королевской сокровищницы являются двенадцать королевских корон. Многие из них десятилетиями не покидали Тауэр. Нынешняя английская королева в торжественных случаях возлагает на себя императорскую государственную корону, которая была изготовлена в 1837 для коронации юной Виктории. Старейшей драгоценностью, использованной при изготовлении этой короны, является вставленный в алмазный крест сапфир, который по преданию, украшал кольцо Эдуарда Исповедника, (1042—1066). Одиннадцать корон сделаны из золота. Двенадцатая — платиновая — была изготовлена в 1937 для коронации Георга VI, отца нынешней королевы. Между тем в экспозиции отсутствует самая новая из корон, принадлежащая принцу Уэльскому. Она была изготовлена в 1969 году для церемонии инвеституры принца Чарлза и хранится в уэльском замке Карнарвон, где проходила торжественная процедура и где, согласно преданию, первый английский престолонаследник был провозглашен принцем Уэльским.
Наиболее активные строительные работы велись в Тауэре в ХIII веке. Именно тогда были возведены два ряда
могучих крепостных стен. В старину Тауэр мог быть
изолирован от внешнего мира благодаря подъемному мосту,
но позднее, когда крепость утратила свое оборонительное
значение, подъемный мост был заменен стационарным каменным, а в 1843 году окружавший крепость ров был засыпан и на его месте разбит газон.
В Тауэр, однако, можно попасть и со стороны Темзы. В выходящей на реку башне святого Томаса находятся «Ворота изменников», через которые в Тауэр вводили узников. Мало кто из них думал о возможности когда-либо выйти на свободу. Ведь в арсенале тауэрских заплечных дел мастеров были приспособления для самых изощренных способов пытки, заставлявшие жертву признать свою вину в чем угодно, ибо по сравнению с муками смерть казалась долгожданным избавлением от страданий. Ужасные палаческие инструменты выставлены на всеобщее обозрение в музейной экспозиции, размещающейся в башне Мартина.
Во внутренней линии укреплений прямо за Воротами изменников находится Уэйкфилдская башня, а слева к ней прилепилась квадратная пристройка с леденящим душу названием Кровавая башня. С ней связана одна из самых мрачных легенд Тауэра. После смерти короля Эдуарда IV престол захватил его брат Ричард III. Однако законным наследником покойного короля являлся его двенадцатилетний сын, который должен был взойти на престол под именем Эдуарда V. Вероломный дядюшка заключил принца Эдуарда и его младшего брата Ричарда в Тауэр. Это произошло в 1483 году, и дальнейшая судьба мальчиков скрыта покровом неизвестности. Предполагается, что дети были убиты по приказу нового короля. С тех пор за башней, в которой они содержались, закрепилось ее недоброе название. В 1674 году в башне были обнаружены останки двух детей, но доказать, что они принадлежат именно маленьким принцам, не удалось. Их судьба по-прежнему остается загадкой.
Наиболее высокопоставленные узники Тауэра содержались в башне Бьючэмп, расположенной в центре западной части внутренней стены крепости. Одной из самых трагических личностей, чья судьба связана с этой башней, является леди Джейн Грей, в течение девяти дней 1553 года бывшая английской королевой. После смерти шестнадцатилетнего Эдуарда VI, исповедовавшего протестантскую веру, многие высокопоставленные протестанты с ужасом ожидали воцарения его старшей сестры, католички Марии, прозванной впоследствии Кровавой. Протестантка Джейн была кузиной короля Эдуарда, и на смертном одре у него вырвали распоряжение объявить ее его преемницей. Трагизм положения леди Джейн заключался в том, что она, будучи одной из самых образованных девушек своего времени, вовсе не желала царствовать. Ее влекли науки и искусства, однако она была вынуждена подчиниться давлению со стороны своего свекра герцога Нортамберленда, который намеревался править страной от ее имени. Сторонникам Марии удалось одержать верх над партией Нортамберленда, и участники заговора оказались в Тауэре. О проявленном леди Джейн мужестве ходят легенды. Она решила умереть достойно и сохранила твердость духа до конца, даже тогда, когда в утро своей казни увидела из окна страшную повозку, на которой лежали кровоточащие останки ее обезглавленного супруга. Ничто не могло поколебать волю этой юной женщины Твердыми шагами взошла она на эшафот, ровным, спокойным голосом произнесла свое последнее слово. Немногие слышали эту проникновенную речь, ибо при казни присутствовали всего несколько человек: слишком велико было обаяние и мужество прекрасной узницы, слишком юной она была для того, чтобы лишиться жизни, как прочие государственные преступники, на Тауэрском холме, при большом стечении народа. Она умерла на Тауэрском лугу, рядом с той башней, которая служила ее тюрьмой. Здесь в разное время приняли смерть шестеро других узников Тауэра, в том числе и две из шести жен Генриха VIII — Анна Болейн и ее кузина Екатерина Говард. Считается, что призрак Анны Болейн и по сю пору бродит по переходам Тауэра, время от времени являясь одиноким посетителям и служителям музея.
Среди самых знаменитых узников Тауэра — Томас Мор, Гай Фокс, Уолтер Рэли и младшая дочь Геириха VIII Елизавета, которая, в бытность принцессой, представляла реальную угрозу своей сводной сестре Марии и чудом избежала смерти.
В лондонском Тауэре с особым почтением относятся к его пернатым обитателям — стае черных воронов, живущих здесь с незапамятных времен. Эти птицы служат предметом неусыпной заботы служителя, который именуется «рейвенсмастером». Существует поверье, что, если они покинут Тауэр, настанет конец не только самой крепости, но и всему Соединенному Королевству. Сейчас в птичьей колонии всего восемь воронов, и для вящей предосторожности птицам подрезали крылья. Данью традиции являются и костюмы королевских гвардейцев ХVI века, которые носят служители Тауэра, и красные мундиры, и высокие медвежьи шапки, в которые облачены охраняющие крепости гвардейцы.
В 1886—1894 годах восточнее крепости через Темзу был переброшен Тауэрский мост. Его псевдоготические башни эффектно гармонируют с могучими средневековыми постройками Тауэра. Это двухъярусный мост, нижняя проезжая часть которого разводная. Ширина разводного пролета — 60 метров, что позволяло проходить через него крупным морским судам. В прежние времена мост разводился до пяти раз в день, и для того, чтобы не прерывать пешеходное сообщение, между башнями перекинут пешеходный переход, с которого открывается великолепный вид на окрестности. Однако для того, чтобы подняться на этот переход, нужно преодолеть лестницу, в которой почти 300 ступеней! Тауэрский мост стал одним из символов Лондона, известных всему миру.
§1.3 Вестминстер
История средневекового городка Вестминстер началась в VI веке, когда на левом берегу Темзы, в нескольких километрах к западу от лондонского Сити, был основан бенедиктинский монастырь. Отсюда и название Вестминстер, означающее «западный укрепленный монастырь». Вестминстер был любимым монастырем английского короля Эдуарда Исповедника, при котором началось строительство Вестминстерского аббатства. После Нормандского завоевания Англии рядом с аббатством, на самом берегу Темзы, вырос новый Вестминстерский дворец, являвшийся главной резиденцией английских монархов до середины ХVI века. С 1512 года в нем заседали обе палаты английского парламента.
Постепенно дворец разрастался за счет всевозможных пристроек, приобретая все более эклектический внешний вид, но в 1834 году его старинное здание было уничтожено во время пожара. Не поврежденными огнем остались только Вестминстерский зал и Джуэл -Тауэр, которые были реставрированы и включены в новый ансамбль Вестминстерского дворца, возведенный в 1840—1850-х годах архитекторами Ч. Барри и Э. У. Н. Паджином. Как и у старого дворца, речной фасад нового здания украсили две изящные башни. Левая башня носит имя королевы Виктории, при которой осуществлялась постройка нового Вестминстерского дворца, правая называется башней святого Стефена. В 1858 году на ней был установлен знаменитый колокол Биг-Бен, отбивающий часы. Наряду с Биг-Беном в часовой башне находятся также четыре небольших колокола, отбивающих каждую четверть часа.
Под прямым углом к средней части заднего фасада дворца возвышается готическая постройка Вестминстерского аббатства. Это старейшая церковь Лондона, которая официально именуется Коллегиальной церковью святого Петра в Вестминстере. Ранее на месте Вестминстерского аббатства находилась старинная англосаксонская церковь, строителям которой, по преданию, помогал сам святой Петр.
Древнейшая часть аббатства восходит к 1065 году, однако здание постоянно совершенствовалось, расстраивалось и украшалось вплоть до 1789 года, когда оно приобрело свой нынешний облик.
В Вестминстерском аббатстве, начиная с Гарольда (1066), венчались на царство все английские короли, за исключением Эдуарда V и Эдуарда VIII (первый из них, по-видимому, был умерщвлен до коронации, второй — отрекся от престола в пользу брата, Георга VI, не успев пройти коронационный обряд). Оно также служило королевской усыпальницей.
В аббатстве покоится и прах многих выдающихся людей, например Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина, ‚ также стоят памятники наиболее славным сынам Англии. В южном трансепте (так называется поперечный неф в готических соборах) находится Уголок поэтов, где похоронены Джеффри Чосер (1340—1400), Альфред Теннисон (1809—1892), Чарльз Диккенс (1812—1870) и многие другие прославленные литераторы. Здесь также установлены памятники выдающимся мастерам литературы, нашедшим упокоение в других местах: Уильяму Шекспиру, Роберту Бернсу, Вальтеру Скотту, Уильяму Мейкпису Теккерею. Так с течением времени Вестминстерское аббатство превратилось в подлинный пантеон славы.
Выводы по первой главе.
Вот мы и познакомились поближе с историческими центрами Лондона. Сити, древнейший район города, часто называют экономическим сердцем не только Лондона, но и всей Великобритании. На небольшом участке земли находятся банки и биржи, главный почтамт, редакции престижных газет, офисные здания. С востока к Сити примыкает Тауэр. Ухоженный и чистенький, он не кажется грозным крепостным сооружением, хотя с самых первых дней своего существования призван был вселять трепет в сердца англичан. Тауэрский мост стал одним из символов Лондона, известных всему миру. История средневекового городка Вестминстер началась в VI веке, когда на левом берегу Темзы, в нескольких километрах к западу от лондонского Сити, был основан бенедиктинский монастырь. Отсюда и название Вестминстер, означающее «западный укрепленный монастырь». Вестминстер был любимым монастырем английского короля Эдуарда Исповедника, при котором началось строительство Вестминстерского аббатства. В аббатстве покоится и прах многих выдающихся людей, например Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина.
Глава 2 ЗАМКИ. ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ
§2.1 Памятники. Национальная галерея. Британский музей
Лондон необычайно богат архитектурными достопримечательностями и памятниками. Среди них есть и весьма неожиданные. Например, на набережной Темзы установлена «Игла Клеопатры» — древнеегипетская стела, высеченная из розового гранита около 1500 года до нашей эры, т. е за полтора тысячелетия до появления первого поселения на месте нынешнего Лондона. Англичане получили ее в дар от Египта после победы над Наполеоном в 1819 году, а в 1878 году она украсила собой столичную набережную. (Точно такая же игла украшает Центральный парк Нью-Йорка.) При установке лондонской «Иглы Клеопатры» в основание памятника были вмурованы некоторые документы, которые могут сообщить далеким потомкам о том что представляли собой британцы конца ХIХ столетия, в частности среди таких «памятников эпохи» сюда были заложены двенадцать портретов первых красавиц того времени.
Петербуржец или москвич невольно встрепенется при виде триумфальной арки, построенной в честь герцога Веллингтона в 1828 году. Она поразительно напоминает не столько Триумфальную арку в Париже, сколько Нарвские ворота в Петербурге и Можайские в Москве, хотя намного более скромна и по размерам, и по декоративной отделке. Даже венчающая ее триумфальная колесница с крылатой богиней победы была добавлена только в 1912 году. Рядом с аркой стоит конная статуя самого герцога Веллингтона.
Напротив строгого классического фасада букингемского дворца стоит замечательный беломраморный памятник королеве Виктории, открытый в 1911 году. Скульптурное изображение королевы окружено аллегорическими фигурами, изображающими Правду, Справедливость и Материнство, бронзовые статуи у подножия памятника олицетворяют Мир, Прогресс, Науку, Искусство, Промышленность, Земледелие, Военное и Морское могущество. На вершине памятника также установлена бронзовая аллегорическая статуя богини победы Виктории, имя которой носила великая королева. Богиня стоит на шаре, поддерживаемом Мужеством и Постоянством.
Много мест в Лондоне связаны с именем принца Альберта — королева Виктория желала увековечить память о любимом человеке. Так на карте столицы появились огромный концертный зал Альберт-холл, подле которого установлена статуя принца-консорта, а также великолепный 55-метровый мемориал принца Альберта в сквере напротив Альберт-холла. В 1873 году через Темзу был переброшен висячий мост Альберта. Памятником обоим супругам стал Музей Виктории и Альберта — национальный музей изящных и прикладных искусств, в котором представлены экспонаты из всех уголков мира, иллюстрирующие развитие человеческой цивилизации на всем ее протяжении. Одной из жемчужин коллекции этого музея является собрание картонов Рафаэля.
На Трафальгарскую площадь, в центре которой стоит памятник адмиралу Нельсону, выходит парадный фасад Национальной галереи — крупнейшего в Великобритании музея живописи. Начало музейному собранию в 1824 году положила коллекция из тридцати восьми живописных полотен, в 1838 году музей въехал в свое нынешнее здание, возведенное архитектором Уильямом Уилкинсом, а в настоящее время в нем выставлено свыше 2 тысяч экспонатов, представляющих все школы живописи западноевропейского искусства различных исторических эпох. Микеланджело, Рафаэль, Леонардо, Тициан, Тинторетто, Веронезе, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс, Дюрер, Ван Эйк, Хальс, Мурильо, Веласкес, Эль Греко, Хогарт, Гейнсборо, Рейнолдс, Стаббз, Констебл, Тернер — вот далеко не полный перечень мастеров, шедевры которых представлены экспозиции Национальной галереи.
К зданию Национальной галереи примыкает Национальная портретная галерея, основанная в 1856 году. Число экспонатов этого музея превышает 10 тысяч. Среди них — живописные полотна, рисунки и скульптурные изображения выдающихся деятелей британской истории и культуры. Портреты размещены в хронологической последовательности. Например, в вестибюле посетителей встречают древнейшие портреты Генриха VII работы Ситтоу и Генриха VIII Хольбейна-Младшего, а в первом зале экспозиции представлены живописные изображения великих елизаветинцев — Сидни, Грешэма, Рэли и других. В Национальной портретной галерее экспонируется и единственный прижизненный портрет Шекспира. Достаточно большое место в собрании занимают портреты выдающихся британцев ХХ столетия, однако этой великой чести можно удостоиться только после смерти.
Знаменитым собранием картин обладает и Галерея Тейт, музей национального и современного искусства, толчком к созданию которого послужила смерть живописца Сирила Тернера (1775—1851), завещавшего государству 282 картины. Эти сокровища длительное время хранились в запасниках Национальной галереи, поскольку Тернер завещал не нарушать цельность своего собрания, а развернуть экспозицию такого масштаба в стенах Национальной галереи не представлялось возможным. С этого момента в Англии начались разговоры о необходимости создать музей современного изобразительного искусства. В 1890 году Генри Тейт подарил государству свою коллекцию английской живописи и предоставил 80 тысяч фунтов стерлингов для строительства новой художественной галереи. Новый художественный музей распахнул свои двери перед посетителями в 1897 году. По мере увеличения собрания галерея росла, и в 1910 году в нее наконец были перенесены все бесценные полотна Тернера, за исключением тех, которые он завещал Национальной галерее. В 1917 году было положено начало формированию коллекции современной зарубежной живописи и скульптуры. В 1980-е годы галерея существенно увеличилась за счет пристроек — площадь для размещения экспонатов возросла почти в два раза, но и сейчас строительство новых помещений продолжается.
В Лондоне находится и всемирно знаменитый Британский музей, основанный в 1759году (постановление о его создании было принято тремя годами ранее). Начало коллекции хранящихся в нем древностей было положено Хансом Слоуном (1660—1753). Ныне музей размещается в элегантном классическом здании на Грейт-Рассел-стрит, построенному по проекту Сидни Смерка в 1823—1852 годах. Музей располагает богатейшей коллекцией памятников первобытной и античной культуры, культуры древнего Востока, керамики, монет и т. д. Британский музей является одним из крупнейших историко-археологических музеев мира и имеет несколько филиалов, в частности Музей естественной истории. В 1857 году при музее была открыта Библиотека Британского музея — самое крупное книгохранилище в стране, знаменитое своим прекрасным круглым читальным залом (книги из ее фондов на дом не выдавались). Фонды библиотеки насчитывали около 8 миллионов томов и более 100 тысяч рукописей. В 1973 году, однако, она слилась с несколькими более мелкими библиотеками и была преобразована в Британскую библиотеку. При этом число единиц хранения возросло сразу же более чем на 4 миллиона единиц.
§2.2 Музей мадам Тюссо
Знаменитый своей необычной коллекцией Музей мадам Тюссо расположен на не менее знаменитой улице Лондона — Бейкер-стрит. Говоря о ней, мы вспоминаем великого сыщика, героя, созданного Артуром Конан Дойлом. Люди со всего света приезжают в гости к Шерлоку Холмсу и до сих пор пишут ему письма. Именно его профиль украшает залы станции метро «Бейкер-стрит». Отдав дань тому, кто часто опережал в раскрытии преступлений Скотленд-ярд, любопытный турист обязательно посетит и находящийся по соседству Музей восковых фигур мадам Тюссо.
История Музея мадам Тюссо насчитывает уже более 200 лет, и она не менее интересна, чем его экспозиция. Мари Тюссо, урожденная Мари Гросхольц, появилась на свет в Страсбурге в 1761 году. Ее отец, солдат швейцарской армии, был убит в сражении незадолго до ее рождения. Детские годы Мари провела с матерью в Берне, где та была экономкой в доме врача Филиппа Куртиуса. Помимо своей
основной деятельности доктор был знаменитым модельщиком. В 1770 году он вместе с маленькой Мари и ее матерью переехал в Париж, где открыл музей восковых фигур. Взятый под покровительство принцем де Конти, музей начал быстро пополняться экспонатами. Доктор Куртиус обучал Мари анатомии и секретам искусства моделировать фигуры. Ее первыми работами стали восковые персоны Франсуа Мари Аруэ Вольтера и Бенджамина Франклина. Они до сих пор выставлены в залах музея. Постепенно Мари Гросхольц приобретает известность, которая становится настолько громкой, что ее приглашают в Версаль, чтобы обучать изящным искусствам сестру Людовика ХVI, мадам Елизавету.
Так прошли девять счастливых лет. Когда началась Великая французская революция, доктор Куртиус велел Мари покинуть Версаль и вернуться в Париж, понимая, что общение с аристократией, а тем более представителями королевской фамилии стало предельно опасным и грозило смертью его талантливой ученице. Несмотря на принятые меры предосторожности Мари и ее мать не избежали Бастилии. Их соседкой по камере оказалась Жозефина Богарне, которой в 1796 году предстояло стать женой Наполеона. Все три женщины только каким-то непостижимым чудом избежали смерти. Когда они уже были подготовлены к «встрече с гильотиной», неожиданно пришел приказ о помиловании при условии, что Мари сделает маски с лиц обезглавленных жертв революционного насилия. Мари согласилась, и в тот же день она и ее мать были отпущены на свободу. В 1794 году, после кончины доктора Куртиуса, Мари унаследовала его дело, а в 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо.
Послереволюционная Франция терпела жестокие лишения, и выставки восковых фигур Мари Тюссо стремительно утрачивали популярность. Это побудило Мари уехать из страны. В 1802 году она со своим старшим сыном Жозефом повезла свою выставку на Британские острова. Остальные члены семьи — муж, младший сын и мать Мари — остались во Франции. Судьба распорядилась так, что Мари уже не было суждено когда-либо увидеть Францию и большинство оставшихся там родных — Англия вступила в войну с Наполеоном. Лишь в 1826 году, после
смерти бабушки, младший сын Мари переехал к матери и старшему брату.
После тридцати трех лет постоянной неприкаянности Мари наконец наша удобное здание для своей выставки. Это были так называемые «Комнаты Портмана». Здесь мадам Тюссо проработала почти до самой смерти, последовавшей в 1850 году. Последним творением неутомимой мастерицы стал автопортрет.
Наследники мадам Тюссо, ее дети и внуки, способствовали росту созданной ею коллекции, и в 1884 году расширившаяся экспозиция переехала в занимаемое ею и поныне здание. Дважды — при пожаре в 1925 году и во время немецкого воздушного налета на Лондон в 1940 году — музей понес существенный ущерб, но оба раза экспозиции его были быстро восстановлены. В настоящее время музей ежегодно посещают более 2 миллионов человек, а многие состоятельные и именитые люди заказывают музею свои изображения, чтобы оставить потомкам оригинальную память о собственной персоне.
Рядом с Музеем мадам Тюссо расположен планетарий, открытый в 1958 году герцогом Эдинбургским, супругом королевы Елизаветы II. Это здание с зеленым куполом образует с музеем единое целое и пользуется такой же популярностью. Показ ночного неба привлекает в планетарий огромное количество туристов, и соседство двух достопримечательностей взаимовыгодно. Посетители могут даже приобрести единый билет для посещения и планетария, и музея. Он называется «Все звезды» (All Star Tiсket), и приобретение его более выгодно, чем покупка двух билетов по отдельности.
Войдя в Музей мадам Тюссо и поднявшись на лифте на четвертый этаж к началу обзора, мы попадаем в зал «Прием в саду», где воспроизводится вид традиционного английского дома и сада, в котором собрались самые разные знаменитости. За роялем сидит Дадли Мур, известный пианист и актер, дважды удостоившийся премии «Оскар» за лучшую мужскую роль — в 1979 и 1981 годах. Среди его слушателей — известные спортсмены, среди которых выделяется теннисист Борис Беккер, а также герои теле- и киноэкранов, в частности Арнольд Шварценеггер —
трижды «Мистер Вселенная» и семикратный «Мистер Олимпия». Одежда, в которую облачены восковые двойники, чаще всего копируется с костюмов реальных лиц, но на некоторых из них можно увидеть костюмы, которые действительно принадлежали тем, кого они изображают.
Следующий зал экспозиции носит название «200 лет» и является своеобразным «музеем в музее». Это, по сути, история работы выставки на протяжении двух столетий. Здесь нас встречает сама хозяйка — Мари Тюссо, как всегда, за работой. Она изображена в тот драматичнейший момент ее жизни, когда снимала маску с головы казненной французской королевы Марии Антуанетты. В этом же зале находится еще одна из работ того времени — фигура Жана Поля Марата, изготовленная в 1793 году, сразу после того, как этот вождь французской революции был убит бесстрашной роялисткой Шарлоттой Корде.
На протяжении всей истории существования мастерской музея технология изготовления восковых фигур изменялась крайне редко. К числу безусловных новинок следует отнести появление движущихся и говорящих фигур.
Сложная компьютерная техника позволяет «оживлять» неподвижные изваяния, и они начинают передвигаться, говорить, петь, а некоторые даже танцевать.
§2.3 Замки
Одной из главных достопримечательностей Шотландии, неизменно привлекающей внимание туристов, являются замки. Наибольшей известностью пользуется Эдинбургский замок, цитадель шотландской столицы, расположенный на возвышающейся над городом базальтовой скале. Замок доминирует над окрестностями и виден практически из всех точек Эдинбурга. Подобно тому как петербуржцы, живущие в старой части города, привыкли сверять часы по полуденному выстрелу пушки в Петропавловской крепости, эдинбуржцы проверяют точное время орудийному залпу, раздающемуся из замковых укреплений ровно в час пополудни ежедневно, кроме воскресенья. Эдинбургскую цитадель часто называют неприступной, однако это не так. На протяжении веков она подвергалась не только осадам, но и взятиям. Замок представляет собой целый комплекс разновременных построек, старейшая из которых, часовня святой Маргариты, датируется ХI веком. Однако по данным археологических раскопок, уже в VI веке на месте замка существовало небольшое укрепление. При этом Эдинбургский замок выглядит гораздо моложе: основная часть его сооружений была воздвигнута не ранее середины ХIV столетия.
После того как в Эдинбурге был возведен королевский дворец Холирудхаус, замок перестал служить резиденцией шотландских королей. Однако в настоящее время именно здесь хранятся шотландские королевские регалии —корона, скипетр и меч.
В 36 километрах к северо-западу от Эдинбурга высится еще один знаменитый замок, Стерлинг, цитадель одноименного городка на реке Форт. Он стоит на вершине могучей 80-метровой скалы. В окрестностях Стерлинга не раз происходили крупнейшие сражения. В частности,24 июня 1314 года в битве при Баннокберне шотландцы под предводительством короля Роберта I Брюса разгромили английскую армию Эдуарда II.
Одним из самых знаменитых является расположенный в Дисайде королевский замок Балморал. Этот замок — совсем юный, он построен в 1855 году на земле, приобретенной принцем Альбертом для своей венценосной супруги королевы Виктории. Балморал был любимым местом жительства великой королевы Виктории, которая искренне восхищалась красотой шотландской природы и с удовольствием отдыхала в Шотландии. Виктория и ее супруг принц Альберт превратили Балморал в подлинно шотландское жилище, выглядящее так, как будто его хозяевами были настоящие предводители старинного шотландского клана. Даже ковры в замке сделаны из особого балморалского тартана, право ношения которого принадлежит только членам королевской семьи. В те времена обитатели замка просыпались утром под звуки шотландской волынки. Эта традиция в несколько видоизмененном виде продолжает жить в наши дни: утром под окнами покоев королевы Елизаветы П в Букингемском дворце неизменно появляется волынщик, который примерно в течение получаса развлекает королеву своим искусством.
Популярностью пользуется и открытый для посетителей замок Глэмис, где прошло детство королевы-матери,вдовы Георга VI, которую сентиментальные приверженцы монархии называют «любимой бабушкой Британии». В Глэмисе обитает одно из самых известных британских привидений: призрак леди Глэмис, казненной за попытку отравить короля, якобы бродит по старинным покоям замка.
В конце 1970-х годов внимание всех британцев было приковано к замку Инверэри, одному из крупнейших памятников исторического прошлого Шотландии, расположенному на некотором расстоянии от городка Инверэри, появившегося в ХVIII веке на берегах залива Лох-Файн на западном побережье Шотландии. Замок Инверэри родовое гнездо клана Кемпбеллов, принадлежит главной ветви семьи, герцогам Аргайла. Кемпбеллы поселились на этом месте пять столетий назад, но здание нынешнего замка было выстроено всего лишь около 200 лет назад, одновременно с городком. Многие поколения герцогов Аргайла украшали его старинным оружием и доспехами, мебелью и картинами, и около тридцати лет назад замок, открытый для свободного посещения, сделался одной из основных туристических достопримечательностей Шотландии. Однако здесь по-прежнему живет семейство нынешнего герцога. В ноябре 1975 года в замке вспыхнул пожар, который бушевал в течение нескольких часов, и отсветы пламени казались еще более грозными оттого, что беда обрушилась на него в ночные часы. В борьбе с огненной стихией приняли участие не только служащие пожарной команды и практически все жители городка Инверэри: они самоотверженно выносили из здания сокровища, представляющие исключительную культурно-историческую ценность. И все же в огне погибло около двухсот живописных полотен, в том числе и картина работы Гейнсборо. Через два с половиной года, 26 марта 1978 года, реставрационные работы, проходившие под руководством молодого архитектора Крайтона Ланга, были завершены и замок вновь открыл свои двери для посетителей. Ничто в его вне внутреннем убранстве не говорило о том, какую он пережил трагедию.
Традиционно замки располагались на господствующих над местностью возвышенностях. В Шотландии, где так много озер, замки нередко строились и на озерных островках. Обитатели таких твердынь могли чувствовать себя в полой безопасности и лишь в более поздние и спокойные времена отваживались соединять свою озерную крепость с материком постоянным мостом.
Вывод по второй главе.
Вот мы и познакомились с некоторыми достопримечательностями Лондона. Вывод можно сделать следующий, памятники, монументы и сейчас привлекают к себе немалый интерес, увековечив память знаменитых людей. Замки тем временем, изменялись в своей истории, переносили невзгоды, пожары, были свидетелями политических заговоров, революций, впитав в себя таинственный дух средневековья, когда они были построены. Они до сих пор не перестают наводить страх на туристов своими легендами о приведениях, но как бы то ни было, это делает их еще более привлекательными и заманчивыми, и притягивают к себе все сильнее и сильнее…
Заключение
Вот мы и познакомились с некоторыми достопримечательностями Лондона. В заключении следует добавить, что, несомненно, Лондон город увлекательный и заманчивый для тысяч туристов. Огромное количество исторически значимых достопримечательностей хранится в музеях и галереях. А замки являются живыми свидетелями исторических событий в истории Англии.
Действительно, Лондон необыкновенный город. В Лондоне никому не придет в голову снести какой-нибудь памятник или, скажем, переименовать улицу. Принадлежащее разным эпохам сосуществует здесь естественно и надежно. И Тауэр, и Вестминстер, бесспорно, еще долго, если не всегда, будут символами Лондона.
Безусловно, Сэмюэль Джонсон прав: «Если ты устал от Лондона, то, стало быть, просто устал от жизни, потому что в Лондоне есть все, что жизнь может предложить человеку».
Библиография
-
Бурова И. И. Великобритания: Книга для чтения по курсу «Страноведение» — СПб.: Лениздат 1999. – 283 с.
-
Либеро, Чара. Лондон: История и достопримечательности/Ч. Либеро [Пер. с англ. А. Романова].- М.: БММ АО, 2002. – 136 с.
-
Хьюитт, Карен. Понять Британию: Реальности западной культуры для озадаченного гостя из России/К. Хьюитт [Пер. с англ.]. – Пермь: Книжный мир, 1992. – 288 с.
- Сайт о Лондоне https://tureks.ru