Чили — политические партии страны

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

В 1973 военное правительство запретило все партии левого толка, а остальных обязало прекратить политическую деятельность, объявив, что «распускает их на каникулы на неопределенный срок». В период с 1977 по 1987 деятельность всех политических партий в стране была запрещена, а левым партиям было разрешено возобновить свою деятельность только в 1989. На выборах 1989, 1993 и 1997 победу одерживали коалиции центристских и умеренно левых партий.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПАРТИИ.

Правых в Чили традиционно представляли Консервативная и Либеральная партии, которые в 1966 объединились, образовав Национальную партию (НП), которая опиралась на поддержку крупных латифундистов, а также давно сложившихся ведущих коммерческих и промышленных группировок. На выборах 1973 эта партия получила 21% голосов, а в 1988 разделилась на фракции, одна из которых поддерживала Пиночета, а другая выступала против него.

Центр политического спектра обычно занимали Радикальная партия Чили, которая в конце 1960-х годов разделилась на левое и правое крыло, а также Христианско-демократическая партия (ХДП), которая обычно занимала позицию левее центра. До 1950-х годов Радикальная партия Чили представляла интересы среднего класса, но в последующий период симпатии большей части представителей среднего класса перешли к христианским демократам.

Левые партии до военного переворота 1973 образовывали коалицию, включавшую Коммунистическую партию Чили, Социалистическую партию Чили и Социал-демократическую партию. В 1969 представители левого крыла Радикальной партии Чили и группа, отколовшаяся от Христианско-демократической партии, присоединились к партиям левого крыла, в результате чего возник блок Народное единство. Кандидат Народного единства Сальвадор Альенде, избранный президентом в 1970, был свергнут в результате военного переворота 1973. В 1989 три фракции Социалистической партии Чили вновь объединились, после чего партия была переименована и стала называться Объединенной социалистической партией Чили. Ее представители получили 5 из 20 постов в кабинете министров.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ.

В намерения хунты входило преобразовать традиционно многопартийную систему в двухпартийную и при этом обеспечить правым 50-процентное представительство в конгрессе при том, что они могли рассчитывать всего на треть голосов. С учетом 9 мест в сенате, которые заполнялись путем назначения, эти меры существенно затрудняли и замедляли процесс демократизации и ставили множество препятствий на пути конституционной реформы.

Однако, несмотря на все эти трудности, процесс перехода протекал стабильно, и в результате партийная система, насильственно уничтоженная в 1973, оказалась практически полностью восстановленной. Сами партии и их избиратели снова разделились на блоки, почти равные по численности и влиянию – правые, левые и центр. Наиболее существенные изменения состояли в том, что правые образовали не меньше различных фракций и группировок, чем левые, а центр и левое крыло объединились, причем руководящая роль в этом союзе принадлежала центру.

На выборах президента и членов конгресса 14 декабря 1989, в которых приняло участие 7,1 млн. человек, победил христианский демократ Патрисио Эйлвин, получивший 55,2% голосов. Он баллотировался от коалиции «Согласие во имя демократии», которую образовали 14 партий, совместно выступивших против Пиночета на плебисците 1988.

Противником Эйлвина на выборах выступал Эрнан Бучи Бук (бывший министр финансов в правительстве Пиночета), которого поддерживала коалиция правых под названием «Демократия и прогресс»; Бучи получил 29,4% голосов, а независимый кандидат бизнесмен Франсиско Хавьер Эррасурис Талавера, которого поддерживала группа мелких партий, называвшая себя «Союзом за демократию», набрал 15,4% голосов.

Коалиции удалось получить большинство мест в обеих палатах конгресса: 56,5% в Палате депутатов («Демократия и прогресс» – 32,4%) и 50,5% в сенате (где правые получили 43% мест).

Среди правых выделялась Партия национального обновления (ПНО), ставшая во многом наследницей Национальной партии; почти сразу в ней возникли разногласия по вопросу о допустимой степени близости к режиму Пиночета. Отколовшийся от ПНО Независимый демократический союз (НДС) выступил в поддержку кандидатуры Пиночета на плебисците 1988. Однако в 1989 обе эти партии (ПНО и НДС) поддерживали одного кандидата на пост президента и выступили с единым списком кандидатов в конгресс; в 1993 они выступили с общей стратегией в рамках Центристского союза. В декабре 1997 ПНО и НДС вновь выступили с общим списком кандидатов в конгресс.

По мере того как развивался процесс демократизации, становилось ясно, что партии Центристского союза в действительности не относятся к партиям политического центра. Последний оказался представлен христианскими демократами и умеренным крылом Радикальной партии Чили. После падения диктатуры Христианско-демократическая партия стала наиболее сильной партией в стране, располагая поддержкой примерно 35% избирателей. Судя по спискам кандидатов от коалиции, положение Радикальной партии Чили оказалось не таким уж плохим, как можно было бы ожидать по результатам опроса общественного мнения; это можно объяснить тем, что христианские демократы предпочли оказать поддержку кандидатам от радикалов, а не их ближайшему сопернику – Партии за демократию (ПД), занимавшей более левую позицию.

Главными партиями левого крыла являются вновь образованная ПД и традиционная Социалистическая партия Чили; обе они входили в коалиционные правительства «Согласия во имя демократии». Руководящий состав левых партий сильно пострадал в результате репрессий в годы военной диктатуры; свою роль сыграли и изменения на международной арене, в особенности распад Советского Союза. Однако рост экономического неравенства способствовал тому, что левые политические силы продолжают пользоваться поддержкой избирателей.

Партия за демократию (ПД) была основана перед плебисцитом 1988 как широкое движение протеста против диктатуры; однако успех этого движения оказался столь велик, что его основоположники (многие из которых были связаны с правительством Альенде) не решились распустить эту организацию после плебисцита, когда другие политические деятели того же направления занялись восстановлением Социалистической партии Чили. В результате в левом блоке, входящем в состав левоцентристской Коалиции, оказалось две партии, претендующие на одно и то же наследие социалистов и весьма близкие по идеологии и программе, за исключением того, что ПД в большей степени тяготеет к центру.

Кроме двух указанных партий, в левый блок входит Коммунистическая партия Чили и небольшие по численности партии «зеленых» и Социал-демократическая партия.

На общенациональном съезде партий, входящих в состав «Согласия во имя демократии», за право представлять Коалицию на президентских выборах 1993 боролись христианский демократ Эдуардо Фрей Руис-Тагле и лидер ПД Рикардо Лагос Эскобар. Победу одержал Фрей, сын бывшего президента Чили (1964–1970) Эдуардо Фрея Монтальвы. Против такого соперника коалиция правых партий выставила сенатора и бизнесмена Артуро Алессандри Беса, однофамильца бывшего президента страны. Другие кандидаты представляли мелкие политические партии.

На выборах 11 декабря 1993 победил Эдуардо Фрей, получивший 57,4% голосов, тогда как Алессандри набрал 24,77%. Ученый-эколог Манфредо Макс-Ниф набрал 5,77% голосов, значительно больше, чем прогнозировалось; он опередил Эухенио Писарро Поблете, кандидата от Коммунистической партии, которая на этих выборах выступала самостоятельно, а не в составе Коалиции. Инаугурация Фрея состоялась 11 марта 1994.

На выборах в Конгресс, которые состоялись 11 декабря 1997, кандидаты боролись за 120 мест в палате депутатов и за 20 выборных мест в сенате. Представители Коалиции сохранили за собой 70 мест в палате депутатов, однако утратили одно из мест в сенате, число поданных за них голосов уменьшилось по сравнению с выборами 1993 (соответственно 50,5% и 55,4%).

Правые партии, представленные «Союзом за Чили», куда входили НДС и ПНО, набрали 36% голосов (на 3% больше, чем в 1993), однако получили на 2 места меньше в палате депутатов (48 вместо 50). Существенным итогом выборов 1997 стала явно выраженная тенденция к поляризации внутри правого крыла; так, НДС получил в палате депутатов 21 место (было 16), тогда как его партнер по коалиции ПНО получила 25 мест вместо прежних 33. Среди партий Коалиции самые большие потери понесли христианские демократы, хотя представители этой партии и получили самое большое (среди партий Коалиции) число мест в палате депутатов (39); общее число голосов, поданных за кандидатов ПД и социалистов, превысило число голосов, полученных христианскими демократами. Более того, увеличилось число избирателей, голосовавших за партии левого крыла – коммунистов и «зеленых».

Выборы 1997 продемонстрировали, кроме того, рост числа избирателей, уклонившихся от участия в голосовании, хотя по закону это участие является обязательным. Из 9,6 млн. человек, имевших право голосовать на выборах, 3,7 млн. либо не явились к избирательным урнам, либо опустили незаполненные или испорченные бюллетени.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.