Уругвай — государственный строй страны краткая информация

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТРАНЫ.

На протяжении большей части 20 в. Уругвай оставался одной из самых демократических стран Латинской Америки, однако после 1973 там установился режим военной диктатуры, просуществовавший до 1985. В этот период верховная власть принадлежала Совету национальной безопасности, куда входил президент, командующие различными родами войск, министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и финансов и директор управления планирования и бюджета. Президент назначался на 5-летний срок избирательным корпусом, в котором задавали тон высшие военные чины. Законодательная власть была возложена на Государственный совет, 25 членов которого назначались президентом. Судебная власть находилась под непосредственным контролем президента и совета министров. Все выборные органы местного самоуправления были распущены и заменены официальными представителями центрального правительства. Такое положение сохранялось до восстановления демократического режима и прихода к власти гражданского правительства в 1985.

В течение 20 в. в Уругвае сменилось несколько конституций. Некоторые из них утверждали президентскую форму правления; согласно другим, исполнительная власть принадлежала состоящему из 9 членов Национальному совету, в котором были представлены обе ведущие политические партии страны. Действующая в настоящее время конституция Уругвая была принята референдумом 1966. Однако после переворота 1973, когда власть перешла в руки военного правительства, эта конституция перестала действовать. Военные власти пытались заменить ее новой, в соответствии с которой верховная власть передавалась бы Совету национальной безопасности, находящемуся под контролем вооруженных сил. Такой проект был представлен для утверждения на референдуме 1980, однако участники референдума решительно высказались против проекта. В 1985 Уругвай вернулся к гражданской форме правления и конституции 1966.

По этой конституции, президент и вице-президент избираются на 5 лет. Избирательная система Уругвая единственная в своем роде: каждая партия может выставить нескольких кандидатов на пост президента, и для каждой партии при подсчете прежде всего оценивается общее количество голосов, отданных избирателями за всех кандидатов этой партии; избранным считается получивший максимальное количество голосов кандидат от партии, занявшей первое место по числу проголосовавших за нее избирателей. Президент назначает 11 членов Совета министров, который ему подчиняется и отвечает за всю деятельность правительства и администрации.

Законодательная власть, по конституции, принадлежит двухпалатной Генеральной ассамблее, члены которой избираются прямым голосованием на 5-летний срок, одновременно с выборами президента и вице-президента. В состав Генеральной ассамблеи входят палата представителей из 99 членов (причем каждый из 19 департаментов Уругвая должен быть представлен в ней не менее чем двумя членами), и сенат, 30 членов которого избираются от всей страны в целом. Партии, принимающие участие в выборах, представляют список своих кандидатов в обе палаты; количество мест каждой партии пропорционально количеству голосов, поданных за список.

Судебная власть, по конституции, принадлежит Верховному суду, состоящему из председателя и четырех членов, которые должны избираться на 10 лет на совместной сессии обеих палат Генеральной ассамблеи. Все остальные судьи и судебные чиновники назначаются Верховным судом и утверждаются Генеральной ассамблеей.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

В стране существуют две основные партии и множество мелких. Две ведущих партии – это Партия «Колорадо» («Красные») и Национальная партия «Бланко» («Белые»), обе основанные в 1830-х годах; их основателями были два видных военачальника – генерал Хосе Фруктуосо Ривера и генерал Мануэль Орибе. В первой половине 19 в. принадлежность гражданина к какой-либо из этих партий означала лишь то, что он является последователем или сторонником одного из этих военных лидеров (или его преемников). Однако постепенно «Колорадо» стала находить поддержку в основном среди более либерально настроенного городского населения, испытавшего влияние передовых идей, принесенных иммигрантами из Европы; напротив, партия «Бланко» объединила наиболее консервативные и приверженные традициям элементы сельского населения. Начиная с 1930-х годов в программах обеих партий нет сколько-нибудь существенных различий. Обе эти партии разделились на несколько фракций, и политические расхождения между фракциями внутри одной партии часто оказывались важнее, чем различия между самими партиями.

После военного переворота 1973 многие видные политические деятели, выступавшие против правления военных, были заключены в тюрьмы, изгнаны из страны или отстранены от политической деятельности. В 1976 политическая деятельность была вообще запрещена. В 1982 этот запрет был частично снят, хотя многие лидеры оппозиции по-прежнему не имели права заниматься политической деятельностью. Обе основные партии – «Бланко» и «Колорадо» – получили разрешение провести первичные выборы с тем, чтобы определить своих руководителей из числа тех членов партии, которые не были внесены в «черный список». На выборах подавляющее большинство голосов получили фракции, выступавшие против военной диктатуры.

В середине 1980-х годов ведущее место в партии «Бланко» занимало движение «За Отечество». Его лидер В. Феррейра Альдунате получил наибольшее количество голосов на выборах 1971. После 1976 он был отправлен в изгнание. Феррейра был тесно связан с лидерами социалистических партий Европы и с президентом Аргентины Раулем Альфонсином. Его фракция выступала за аграрную реформу, национализацию банков и восстановление демократии.

Ведущая фракция в партии «Колорадо», программа которой была близка к программе фракции Феррейра, выступала под лозунгом «Единство и реформы». Лидером этой фракции был Хорхе Батлье Ибаньес.

Военную диктатуру поддерживало главным образом правое крыло партии «Колорадо», возглавлявшееся бывшим президентом (1967–1972) Хорхе Пачеко Ареко. На партийных выборах в 1982 фракция Пачеко получила ок. 10% от общего количества голосов.

Наиболее влиятельными партиями левого крыла в Уругвае были Христианско-демократическая партия, Коммунистическая партия Уругвая и Социалистическая партия Уругвая. В 1971 во время предвыборной кампании эти партии и несколько присоединившихся к ним более мелких групп образовали коалицию. Эта коалиция поддерживала кандидатуру лидера христианских демократов генерала в отставке Либера Сереньи, который получил почти 20% голосов. В 1973 Сереньи без предъявления каких-либо обвинений был заключен в тюрьму, где находился почти 10 лет. В 1982 наметилось некоторое смягчение режима, однако все политические группы и партии, а также отдельные лица, входившие в Широкий фронт, были отстранены от политической деятельности до 1985.

В ноябре 1984 состоялись выборы президента, в которых не могли участвовать ни Батлье, ни Феррейра, ни Сереньи; президентом был избран кандидат от «Колорадо» Хулио Сангинетти (член фракции Батлье). Эти выборы явились шагом на пути к восстановлению гражданского правления в марте 1985. Были сняты все политические запреты, и даже подпольные левоэкстремистские группы так называемых «Тупамарос», особенно активно действовавшие в начале 1970-х годов, получили статус легальной партии, принявшей название Национальное движение освобождения. Эта партия вошла в Широкий фронт, после чего из него вышли две центристские партии, христианские демократы и партия «За народное правительство».

На президентских выборах в ноябре 1989 победу одержал представитель правого крыла партии «Бланко» (впервые за 23 года) Луис Альберто Лакалье Эррера. Он вошел в коалицию с «Колорадо» с целью развития экспорта и иностранных инвестиций и повышения контроля над профсоюзами. Широкий фронт, пользуясь поддержкой в столице, выиграл выборы мэра Монтевидео, а также получил большинство мест в городском совете. Успеху этой коалиции способствовали провозглашенные ею цели: уменьшение безработицы и предотвращение снижения расходов на социальные нужды. Хотя Лакалье удалось добиться некоторого прогресса в экономике, принятые им меры были непопулярны и привели к укреплению позиций Широкого фронта; все это подготовило почву для победы на следующих президентских выборах кандидата от «Колорадо» Хулио Сангинетти.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.

Судебная система Уругвая создана по образцу европейских систем. Здесь нет присяжных, и большинство судебных процедур не требуют вызова свидетелей в суд. Считается, что законы страны основаны на справедливости, однако в стране так мало судов, что осуществление правосудия происходит весьма медленно. В соответствии с конституциями, действовавшими в Уругвае в различные годы, суды и аналогичные им учреждения могут также использоваться для контроля над выборами, для рассмотрения протестов против правительственных постановлений и для контроля правительственных расходов.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ.

Многие годы вооруженные силы Уругвая сохраняли лояльность по отношению к гражданскому правительству. Отчасти это можно отнести на счет влияния Хосе Батлье-и-Ордоньеса, который руководил страной начиная с 1903, когда он впервые был избран президентом и до его кончины в 1929. Однако в конце 1960-х – начале 1970-х армия была использована для подавления вооруженных подпольных групп «Тупамарос», а в 1973 военные осуществили переворот, свергнув правительство и установив диктатуру, просуществовавшую до 1985.

Набор в вооруженные силы Уругвая осуществляется на контрактной основе. Общая численность армии уменьшилась за последние годы с 24,4 тыс. в 1989 до 16,1 тыс. человек в 1998. Военный флот, располагающий двумя военными кораблями, насчитывает 4200 человек личного состава. Военно-воздушные силы состоят из 24 военных самолетов, которые обслуживают 3400 человек. Кроме того, существуют военизированные соединения общей численностью 2650 человек.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Уругвай – член ООН и ряда его дочерних организаций, а также Организации американских государств (ОАГ), Межамериканского банка развития и Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). Традиционно осуществляется тесное сотрудничество с соседними латиноамериканскими странами, прежде всего с Бразилией, Аргентиной и Парагваем – партнерами по Южноамериканскому общему рынку (МЕРКОСУР). Уругвай является также членом Группы Рио-де-Жанейро, играющей большую роль в развитии политического и экономического сотрудничества в регионе.

Находясь между двумя значительно более крупными странами – Аргентиной и Бразилией, которые в прошлом неоднократно вторгались на его территорию, Уругвай склонен поддерживать коллективное решение международных проблем.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.