Туркменистан государственный строй и политика страны, краткая информация

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

В Туркменистане существует президентское правление. Первый секретарь бывшей Коммунистической партии СССР Сапармурат Ниязов (имеющий титул «Туркменбаши» – вождь туркмен), по итогам выборов 21 июня 1992 занял пост президента страны. После проведения референдума 15 января 1994 его президентские полномочия были продлены до 2002, но в декабре 1999 на совместном заседании главного законодательного органа страны «Халк маслахаты» (народный совет), совета старейшин и общенационального движения возрождения «Галкыныш» он получил полномочия на бессрочное президентство, которое окончилось в 2006 со смертью Ниязова.

Сапармурат Ниязов занимал одновременно посты премьер-министра и верховного главнокомандующего страны.

По конституции Высшим представительным органом народной власти является Халк маслахаты (Народный Совет) Туркменистана. В его состав входят: президент; депутаты меджлиса; халк векиллери, избираемые народом по одному от каждого этрапа (района); председатель верховного суда, председатель высшего хозяйственного суда, генеральный прокурор, члены кабинета министров, главы администрации велаятов (областей), арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров (городов), а также поселков, являющихся административными центрами этрапов.

Меджлис (парламент) является законодательным органом Туркменистана. Он состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам с примерно равным числом избирателей сроком на пять лет.

В 2005 С.Ниязов впервые объявил о программе демократических реформ политической системы страны, включая постепенный переход к многопартийной системе. На первом этапе, начиная с 2007, были проведены выборы хякимов (председателей) всех уровней, в первую очередь велаятов (областей), этрапов (районов) и шахеров (городов).

РЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Исполнительную власть на местах осуществляют: в 5-ти велаятах (областях) – велаят хякими (Ахалкский, Балканский, Дашогузский, Лебапский, Марыйский велаяты); в шахерах (городах) – шахер хякими; в этрапах (районах) – этрап хякими, арчыны.

Хякимы являются представителями главы государства на местах, назначаются и освобождаются от должности президентом и ему подотчетны.

Хякимы осуществляют руководство деятельностью органов управления на местах, обеспечивают исполнение конституции, законов, актов президента и кабинета министров, а также иных вышестоящих органов.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.

Судебная власть в Туркменистане осуществляется верховным казыетом (судом) и другими казыетами, предусмотренными законом страны. председатель верховного казыета отчитывается перед халк маслахаты и президентом о деятельности судебной системы. Судьи на всех уровнях назначаются президентом сроком на пять лет.

Надзор за соблюдением законов, правовых актов президента органами государственного управления, управления Вооруженными Силами, местного самоуправления, участниками производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.

В Народном совете хала маслахаты заседают и председатель верховного суда, и генеральный прокурор. В компетенцию халк маслахаты входят пересмотр Конституции и внесение поправок к ней. Вследствие этого, защита фундаментальных прав, установленная запретом на передачу законодательных функций парламента в области уголовного законодательства и судопроизводства, может быть обойдена путем простого изменения конституции властью народного совета. В стране отсутствует конституционный суд и правовые механизмы, устанавливающие соблюдение верховенства международного права над внутренним законодательством страны и обеспечивающие приведение законов в соответствии с конституцией.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ.

Численность вооруженных сил составляет ориентировочно 100 тыс. человек (2005). Расходы на оборону достигают, по официальным данным, почти 100 млн. долл. (примерно 3,4% ВВП).

Вооруженные силы оснащены истребителями МиГ-29, штурмовиками Су-25, вертолетами Ми-24 и Ми-8, зенитными самоходными установками «Шилка», зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, зенитно-ракетными комплексами «ОСА» и «Стрела-2», танками различных типов, БМП, некоторыми другими видами вооружения. В наследство от СССР достались около 300.

Сухопутные части туркменской армии – 600 танков Т-72, более 1000 БМП и БТР и около 500 единиц артиллерии калибром свыше 100 мм.

У Туркмении имеется ВМФ, численностью в 2 тыс. человек, который подчинен командованию пограничных войск.

На первом этапе после получения независимости армия функционировала по советскому образцу, используя доставшиеся от СССР вооружение и военную технику. Затем в основу концепции строительства вооруженных сил был положен сначала нейтральный статус Туркменистана, а после 2002 – необходимость широкомасштабного привлечения военнослужащих к работам в национальном хозяйстве. В вооруженных силах стали создаваться специализированные подразделения для работы в разных отраслях экономики и сферы обслуживания, в первую очередь на стройках, в селах, медицинских учреждениях. Считается, что во время прохождения двухгодичной службы солдаты смогут овладеть гражданской специальностью и работать по ней после демобилизации. Весной 2002 был снижен возрастной ценз для призыва в армию – до 17 лет.

Несмотря на провозглашенный нейтральный статус Туркменистана, армия оснащена современными видами вооружения, в первую очередь ВВС и ВМФ на Каспии. Грузия модернизировала для Туркменистана 43 военных самолета и 8 вертолетов (в том числе 22 штурмовика Су-25 за более чем 22 млн. долл.); кроме того, Туркменистан приобрел у Грузии два новых боевых самолета.

У Украины были закуплены новейшие радиолокационные станции «Кольчуга», способные незаметно для аппаратуры слежения противника обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели. Туркменистан – единственная из стран СНГ, не подписавшая соглашение о мерах по контролю за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Стрела» в странах Содружества.

С 2002 на вооружение сил береговой охраны на Каспии поступили десятки новых патрульных катеров, приобретенных у Украины, в основном «Калкан-М» и «Гриф-Т». В 2003 Иран на весьма выгодных условиях передал Туркменистану в долгосрочную аренду семь катеров береговой охраны и один эсминец.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Внешнеполитический курс Туркменистана определяется его нейтральным статусом (с декабря 1995), огромными запасами природного газа и стремлением максимально увеличить его экспорт, существенным изменением геополитической обстановки в Центральной Азии после разгрома талибов и приходом в регион американских войск, нерешенностью вопроса о правовом статусе Каспия Отношения Туркменистана со странами СНГ базируются на концепции минимального развития многосторонних отношений при максимальном расширении двусторонних связей).

Это касается участия в каких-либо многосторонних союзах, блоках, организациях и т.п., из-за нейтрального статуса. В рамках СНГ в двусторонних отношениях превалируют Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан. Ашхабад активно использует предоставляемые Содружеством возможности для регулярных контактов на высшем и других уровнях, а также для отслеживания тенденций в межгосударственных отношениях стран СНГ. Во главу угла двусторонних связей ставится развитие ТЭК Туркменистана и экспорт углеводородов. Именно это заставляет Ашхабад поддерживать дружественные отношения с Россией и Украиной.

Наиболее сложные отношения наблюдаются у Туркменистана с Узбекистаном. Несмотря на подписание в 2001 договора о делимитации границы, там постоянно сохраняется напряженность. Неоднократно происходили обстрелы узбекского гражданского населения, направлявшегося навестить (с соблюдением всех формальностей) родственников или побывать на их могилах.

Аналогично сложные отношения существуют между Ашхабадом и Баку, в основе которых лежит спор о принадлежности трех нефтяных месторождений на Каспии. Именно конфликт этих двух стран является одним из препятствий урегулирования правового статуса Каспия.

Наиболее добрососедские отношения Туркменистан поддерживает с Турцией. Обе стороны расценивают их как лежащие в русле долгосрочного стратегического партнерства. По подавляющему большинству международных вопросов эти страны выступают единым фронтом, а правовая основа двусторонних связей базируется более чем на 60 договорах и соглашениях, охватывающих почти все стороны двусторонних взаимоотношений. Главным направлением сотрудничества является экономика: товарооборот двух стран превысил в 2003 600 млн. долл. В стране действуют почти 350 турецких фирм и компаний, на постоянной основе работают около 20 тыс. турецких предпринимателей. Налажено тесное сотрудничество военных ведомств и спецслужб двух государств.

Как весьма перспективные следует расценивать отношения Туркменистана с Ираном. Основанные в немалой степени на стабильных поставках туркменского газа в Иран по газопроводу Корпедже – Курт-Куи (с 1997) и внешнеторговых отношениях, они способствуют регулярным контактам на высшем уровне, а также дальнейшему расширению внешнеэкономических связей. На туркменских рынках можно встретить самые различные иранские товары.

Внешнеполитические связи Туркменистана с Западом ориентированы, главным образом, на США. Это обусловлено существенным влиянием Вашингтона на политическую ситуацию в центрально-азиатском регионе (включая активность там американских войск); возможностью получения финансовой поддержки из США в отношении экспорта газа, а также вложением инвестиций в туркменский ТЭК и надеждой Ашхабада получить моральную поддержку в его противостоянии с Ташкентом и Баку. Что касается Соединенных Штатов, то для них Туркменистан стал своего рода опорной точкой дипломатии, откуда хорошо прослеживается обстановка в Иране (особенно с учетом реализации Тегераном ядерной программы), Турции, закавказских государствах, страна Центральной Азии.

Отношения Туркменистана с государствами Европейского Союза строятся практически полностью на базе взаимной заинтересованности в газовых поставках, а также стремлении Ашхабада привлечь инвестиции европейских стран в свою экономику, что в целом удается делать, хотя процесс идет довольно медленно. Здесь Европа проявляет больший консерватизм, нежели США, и большее недовольство нарушением прав человека в Туркменистане.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

В Туркменистане существует единственная политическая партия – Демократическая партия Туркменистана, представляющая собой бывшую Коммунистическую партию Туркмении. Ее возглавляет первый секретарь компартии республики Сапармурат Ниязов, пришедший на свой партийный пост в 1985. Предпринимавшиеся попытки создать в 1992 Аграрную партию Туркменистана провалились.

В стране разрешена деятельность общенационального движения возрождения «Галкыныш».

Любая оппозиционная деятельность внутри страны преследуется по закону и пресекается силовыми структурами.

За рубежом существует несколько оппозиционных объединений. Среди них народное демократическое движение Туркменистана (создано Б.О.Шихмурадовым, находящимся в настоящее время в заключении по обвинению в покушении на С.Ниязова).Существует также – Народное движение «Ватан», созданное эмигрировавшим из Туркменистана бывшим вице-премьером, председателем Центробанка страны Худайберды Оразовым.

Оппозиция отмечает подпольное функционирование в Туркменистане Коммунистической партии, однако подтверждений этому нет.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.