Данте Алигьери — Флоренция или Верона

Данте АлигьериВ жизни Данте смешались три города, три человека, два языка и одна женщина.

Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 г. в старинной и родовитой семье, принадлежавшей к цеху врачей. Родители обеспечили ему хорошее образование и безбедную жизнь, что позволило ему заниматься искусством стихосложения вместо добывания хлеба насущного и в 18 лет заявлять о себе как о профессиональном поэте. В юности Данте учится в самом престижном университете тогдашней Европы — в Болонье. А поучившись в Болонье, он направил свои стопы в университет на холме Святой Женевьевы. А это уже Париж… Но и этого образования ему мало: в родной Флоренции он посещает монастырские школы «философствующих» при Санта-Мария Новелла и Санта — Кроче. Там, где сегодня стоит на площади его огромный памятник… Первые — доминиканцы, вторые — последователи Франциска Ассизского. Его кумиры — Аристотель и Фома Аквинский. Ему благоволит и с ним дружит один из самых больших эрудитов — Брунетто Латина, непрерывно цитирующий Платона, Вергилия, Эсхила, Софокла. Его окружает философия Аристотеля, Фомы Аквинского и «сладостный стиль» его друга, предводителя флорентийских поэтов, — Гвидо Кавальканти. Вся его жизнь — в богеме, в политике и во власти. Но и в религии: его друг Кавальканти, нацепив на плащ «раковину» — знак пилигримов, совершает паломничество в Испанию, в знаменитый Сантьяго- де-Компостела… Данте хочет последовать за ним, но неожиданно решает посетить Рим, в котором папа Бонифаций объявил первый католический «юбилейный святой» год (1300-й)…

Жизнь его зависела не только от материального и духовного, но и от непростых взаимоотношений папы римского и императора. «Белые» гвельфы, к которым принадлежала его семья, были за самостоятельность Флоренции от папы Бонифация VIII. Они тяготели к императорскому двору. Пока они были у власти, Данте, активно участвовавший в политике, вращался в самых верхах и даже возглавил флорентийскую делегацию в Сан-Джаминьяно в 1300 г. Именно в это время, с 15 июня по 15 августа (всего два месяца, но на больший срок не избирали, дабы избранники не наладили «порочащих связей» и не занялись коррупцией…), он в качестве приора входил в правительство, а с 1301 г. уже входил и в Совет ста, заседавший в Палаццо Веккьо. Однако с приходом во Флоренцию французского союзника папы — Карла Валуа ситуация резко изменилась. После нескольких вызовов в Синьорию для «объяснений», на которые Данте благоразумно не явился, он узнал, что изгнан из города и 10 марта 1302 г. заочно приговорен к сожжению на костре заживо пришедшими к власти «черными гвельфами» — ярыми сторонниками папы и его любимца Карла Анжуйского Валуа — основателя Анжуйской династии королей Неаполя. Эта новость застала его вне родного города, поэтому ничего не оставалось, кроме как стать невозвращенцем и бежать туда, где власть Флоренции бессильна. Куда? Естественно, что приютить его мог только противник гвельфов, враг флорентийцев и одновременно «надежда всех гибеллинов Италии» — герцог Кангранде Скалигер, синьор Вероны. Именно при его дворе собирались выдающиеся мыслители, поэты и философы того времени. Тут была необходимая ему атмосфера, и тут было надежно… Обласканный герцогом Данте всецело взялся за литературу.

Отношения с фамилией делла Скала складывались достаточно дружелюбно. Данте, несмотря на проскальзывавшие в письмах мысли о том, «как горек хлеб на чужбине», посвятил Кангранде последнюю часть своей великой «Божественной комедии», называвшуюся Раем. Символично!

Вообще-то на такую глубокую философию о смысле жизни и предназначении человека, отношениях с Богом и со смертью Данте натолкнула преждевременная кончина в возрасте 24 лет его возлюбленной (с самого детства, с 9 лет) Биче — дочери друга отца — Фолько Портинари, в поэме переименованной в Беатриче.

После этого душа Алигьери от земной скоротечной любви повернулась к вечным истинам: стихи о куртуазной любви сменились философской поэмой. Но дело не только в теме. Данте первым из литераторов отказался от использования латыни: он стал писать на том итальянском, на котором, как стыдили его болонские профессора, «разговаривали женщины»… Данте создал литературный итальянский. Спустя 200 лет по его пути пошел Лютер, таким же образом создав немецкий. Отбросив латынь, Лютер написал Библию на немецком. Он был первый: за ним пошли Боккаччо, Петрарка и все остальные… Если при дворе Лоренцо Великолепного родилось Возрождение в живописи и скульптуре, то Данте стал его провозвестником в литературе. И притом на целое столетие раньше…

В 1308-1309 гг., выступая в Париже в литературных кругах (некоторые историки подвергают пребывание Данте в Париже сомнению), Данте узнает о решении ставшего императором Генриха VII навести порядок в Италии (заодно и короноваться в Риме). Возникает реальная надежда на возвращение в родную Флоренцию, на отмену указа об изгнании и воссоединение с семьей, женой Джеммой Донати, детьми и друзьями. Но…

В 1310 г. император Генрих VII переходит Альпы, и Данте сразу же примыкает к его лагерю. Он опять думает о возвращении во Флоренцию, поход на которую замыслил Генрих. Но спустя три года, во время другого похода с верной Генриху пизанской армией на Сиену, император заболевает лихорадкой и неожиданно умирает… С ним умирает и надежда Алигьери…

После Вероны домом Данте становится Равенна, где он живет при дворе ее синьора Гвидо ди Поленты — мецената и тоже немножко поэта. С ним живут два его сына — Якопо и Пьетро. Жена — Джемма Донати — осталась в далекой Флоренции. Для Алигьери это был политический брак молодости, как это часто происходило в тогдашней Италии. (Помолвка молодых произошла в то время, когда оба еще играли в игрушки…) Любил же он всю жизнь покойную Беатриче. (Его преемник по цеху литературы — Боккаччо — утверждает, что на празднике Первого мая, который широко праздновался флорентийцами, в 1274 г., совсем еще юный Данте, которому только исполнилось девять лет, познакомился во дворце богатого банкира Фолько Портинари с маленькой восьмилетней Беатриче, в которую влюбился на всю жизнь. И даже после ее смерти не мог забыть…) Джемма Донати так мужа никогда и не дождалась, зато ей пришлось пережить еще и самоубийство отца, предводителя партии «черных» гвельфов: после окончательной победы противников он боялся не выдержать пыток… Данте свекра, являвшегося политическим противником, тоже не простил. Поэтому в своей знаменитой поэме поместил его в Чистилище (гл. XXIV), живописно изобразив, как волочилось по земле привязанное к хвосту лошади тело…

Ко времени переезда в Равенну Данте — признанный мэтр, и к нему едут учиться и общаться поэты и мыслители со всей Европы. Жизнь его устроена… Там, в Равенне, Данте и умирает в сентябре 1321 г. Роскошный мавзолей, обещанный ему Гвидо, не был построен: синьор умер первым… Но помните у Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Есть и рукотворные. Уже почти в наше время, в 1865 г., на площади перед базиликой Санта-Кроче, в библиотеке которой он когда-то читал Аристотеля, установили огромную статую «великого мэтра» работы Пацци, через некоторое время ее решили еще более возвысить и перенесли на паперть церкви… И это несмотря на то, что почти всех своих современников-флорентийцев Данте помещает в Ад, изобретая им изощренные муки. Не пощадил он даже пап… Но за прошедшие 700 лет страсти поутихли, и жители своим поэтом, безусловно, гордятся.

Простил ли сам классик Флоренцию — неизвестно… Данте зло высмеял, точнее, даже обличил почти все стороны современной ему жизни. Даже знаменитый золотой флорин, чеканка которого началась с 1252 г. и который немало способствовал экономическому взлету Флоренции, он называет «проклятым цветком» за изображение на обороте монеты белой флорентийской лилии… Он не простил Флоренции, да и всей современной ему Италии ничего, так и не дойдя до «христианской любви» и смирения, к которым, собственно, призывал. Эмигранты часто бывают суровы… Хотя вполне возможно, что у него для этого был повод: в 1315 г. было вынесено новое постановление о предании смертной казни Данте и его сыновей… Вероятно, чтобы подкрепить старое… «Оставь надежду всяк сюда входящий…»

Сегодня три города — Флоренция, Верона и Равенна — прилагают всяческие усилия, претендуя на посмертную славу создателя «Божественной комедии» и литературного итальянского языка. Поэтому и стоит он в Вероне на главной площади Синьории, напротив Палаццо Скалигеров… Человек в венке из листьев лаврового дерева — древнем греческом символе победивших в борьбе… Или богов!

Во Флоренции прошла бурная молодость, полная поисков направления, исканий, политической борьбы и воспоминаний о первой любви. Но Верона дала нам того Данте, который и вошел в историю. В Вероне он написал свой гениальный труд — групповой портрет Италии… Который только много позже назовут «Божественной комедией»…

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.