«Путеводитель по Лондону» Каннингема

Питер Каннингем, как и Энтони Троллоп, совмещал карьеру писателя со службой в государственном учреждении. Его литературное наследие включает в себя биографии Иниго Джонса и Нелл Гвин и путеводитель по Вестминстерскому аббатству. Подобно своему предшественнику Джону Стоу, чьи произведения он изучил от корки и до корки, Каннингем питал страстную любовь к манускриптам. В ходе первого же посещения своего родного, богом забытого Аудиторского управления, писатель обнаружил три свитка, касающихся расходов Генриха, принца Уэльского, за 1610-1612 годы: в них упоминались выплаты, произведенные в адрес Иниго Джонса и Бена Джонсона.В 1849 году издательство Джона Мюррея опубликовало плоды семилетней деятельности Каннингема — книгу под названием «Путеводитель по Лондону, прошлому и настоящему». В 1850 году появилось второе издание, снабженное алфавитным указателем, столь полезным для читателя. А в 1851 году — в канун готовящейся Всемирной выставки — предприимчивый Мюррей выпустил в свет сокращенную версию путеводителя в карманном формате.

Хотя первые железнодорожные линии появились в Лондоне в 1836 году (одна из них протянулась от Лондонского моста в Дартфорд) и соединили столицу с другими крупными городами королевства, тем не менее к тому времени, как вышел «Путеводитель» Каннингема, это нововведение еще не успело кардинально изменить размеры и пропорции самого Лондона. Город по-прежнему ограничивали (по крайней мере, в указанном путеводителе) Хэмпстед и Килберн с севера, Камбервелл и Норвуд с юга.

На востоке располагались Блэкуолл и Гринвич, на западе — Хаммерсмит и Баттерси. Кенсингтон тоже включался в черту города (благодаря своим садам), но Каннингем характеризовал его как «деревню… почти часть Лондона». Подробные сведения, которые автор приводил в своем справочнике, явились плодом скрупулезных изысканий в архивах десяти городских округов. Встречавшиеся цитаты свидетельствовали о хорошем знании литературы XVII и XVIII веков.

Не меньшую осведомленность Каннингем демонстрировал в области театра и многочисленных лондонских кофеен. Он представлял читателям массу любопытных и полезных сведений: начиная с советов, где лучше всего покупать кофе, мороженое и булочки, или как надолго сохранить черепаховый суп, до имен бедолаг, которые покончили жизнь, бросившись вниз с Монумента. В своей книге Каннингем опубликовал различные списки достопримечательностей, которые он настоятельно рекомендует посетить всем современникам.

Так, список для «приезжих иностранцев» состоит из пятидесяти трех пунктов и включает, прежде всего, Тауэр, Аббатство, собор Св. Павла, Британский музей, Национальную галерею и здание парламента — как видим, все те же объекты, которые осматривают и современные туристы. Однако этим дело не ограничивалось. Как вам, например, такой аттракцион: «майский или июньский Гайд-парк между половиной шестого и половиной седьмого вечера»? В список включено также инженерное чудо своего времени (абсолютно бесполезное с коммерческой точки зрения) — построенный братьями Брюнель туннель под Темзой, соединяющий Уоппинг и Ротерхит. К осмотру рекомендовались также пять доков, четыре парка, три церкви и три дворца, а также рынки, зоопарки и такие производственные предприятия, как пивоварня Барклая и печатные мастерские Клоус на Стэмфорд-стрит.

Для знатоков живописи, скульптуры, архитектуры и археологии Каннингем предлагал отдельные списки. Будучи абсолютно уверенным в непревзойденном превосходстве Лондона, автор избегал сравнивать его с другими городами мира. Лишь один раз, рассказывая о тесноте и давке, царящих на Смитфилдском рынке, он вынужден был упомянуть местечко Пуасси под Парижем.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.