Лондон в 16 веке
Еще до того, как были обнаружены медные пластинки, вышел документ под названием «Город Лондиний», содержавший подробную информацию о топографии тюдоровского Лондона. По сути, это был вид города с высоты птичьего полета, который молва ошибочно приписывала инспектору из Суффолка Ральфу Агасу. План, напечатанный методом ксилографии (т. е. гравюры на дереве), значительно уступал в точности картам, напечатанным с металлических пластинок. Но тем не менее он сохранил массу любопытных деталей. Так, например, мы видим группу всадников, пирующих в «Шмит-Филде»; двоих мужчин, выясняющих отношения в Ламбете, и оленей, замерших в горделивой позе в парке Сент-Джеймс. На плане указана дата его создания — 1561-1571 годы, хотя есть основания предполагать, что печатные копии появились не раньше 1633 года. Тогда же были обнародованы драматические изменения в облике города, в частности исчезновение шпиля собора Св. Павла, разрушенного во время страшной бури 1561 года. Хотя на плане отмечены речка Флит и мосты через нее, она к тому времени уже утратила судоходность.
Информацию о частных домах и поместьях можно почерпнуть из документации, которая предоставлялась владельцам в процессе строительства и эксплуатации. А карта незастроенного в ту пору Западного Лондона понадобилась для решения многочисленных споров по поводу права выпаса. Она была составлена в 1585 году и охватывала территорию от нынешней Сент-Мартин-лейн до Бонд-стрит.
Большая часть Мэйфера тогда представляла собой обширные пастбища, на которых были разбросаны отдельные загородные дома, мельницы, гравийные карьеры и уединенные пороховые склады. Составлением планов доводилось заниматься и Ральфу Трезуэллу, члену лондонской гильдии живописцев-маляров. Поскольку он являлся управляющим школы при больнице Христа, ему пришлось оторваться от основного занятия, рисования гербов и геральдических стягов, и изготовить план лондонских владений указанной школы. Позже он проделал аналогичную работу для компании суконщиков. На этом плане можно разглядеть уборные, которые, подобно «ласточкиным гнездам», лепятся к стенам домов и опорожняются прямо во Флитскую канавку. Подобные карты являются источником ценной информации об условиях проживания в Лондоне до Великого пожара 1666 года: мы видим беспорядочные скопления деревянных трущоб, разделенных узкими переходами, по которым текли реки нечистот.
Около 1600 года Джон Норден изготовил очень необычный обзорный план Вестминстера. Он выглядел так, будто карту изумрудных полей разрезали ножницами и раздвинули, чтобы обнаружить скрытый под ней городской пейзаж. Этакий вот картографический реверс: знакомые улицы и площади проступают через луга и поля с границами в виде живых изгородей и ручьев.
В верхней части плана Норден разместил увеличенную панораму северного берега Темзы от Уайтхолла до «Полз Уорф». Наибольший интерес представляет ряд роскошных домов вдоль набережной — к югу от Стрэнда в западном направлении от Темпла: Эссекс-хаус, Арундел-хаус, Сомерсет-хаус, Бедфорд-хаус, Дарем-хаус и Йорк-хаус (два последних ранее принадлежали разжалованным и ограбленным епископам). Примерно в то же время (1593) вышел в свет более традиционный вариант схемы Нордена, включавший и Бэнкес-сайд (так тогда называли Бэнксайд). Еще при жизни автора план подвергся исправлению, чтобы показать вновь построенные театры — «Розу» (1587, по какой-то причине его переименовали в «Звезду»), «Лебедь» (1595) и «Глобус» (1599), — которые едва можно разглядеть среди окружающих деревьев. Подмостки старались ориентировать на юг, чтобы на сцену падало как можно больше света.
Добавить себе закладку на эту станицу: