Ожоги войны

Первые сто пятьдесят лет своего существования Лондон не имел каких-либо оборонительных сооружений, и повсюду сохранились следы военных разрушений. Если задуматься над названием района Тауэр-Хамлетс (буквально «тауэрские хибары»), нетрудно догадаться: именно из здешних мужчин формировался гарнизон крепости, которая защищала восточные границы Сити. Однако память людская теряется во времени.

И сегодня мало кто знает, что в названии театра «Алмейда» и элитарного района Майда-Вейл увековечены воспоминания о победах в наполеоновских войнах. Точно так же туристы из Франции прибывают на вокзал Ватерлоо, не задумываясь о том, что назван он в честь последней крупной победы над наполеоновскими войсками.

Помимо этого вокзала и моста Ватерлоо, в Лондоне имеется еще по крайней мере дюжина объектов с тем же именем, а имя победоносного командира маршала Веллингтона увековечено в сорока восьми названиях. Трафальгарская площадь разбита в честь величайшей морской победы адмирала Нельсона, этому событию посвящена еще дюжина крупных городских магистралей. Именем самого Нельсона названы тридцать улиц. Город Бленхейм, где в 1704 году герцог Мальборо одержал убедительную победу над французами, упоминается в 32 наименованиях улиц, а сам Мальборо — в 37. Причем многие из этих «Бленхеймов» и «Мальборо» возникли уже во вновь отстраивающихся пригородах столетие спустя после смерти герцога.

События Крымской войны еще были живы в памяти людей в викторианскую эпоху, когда шла активная застройка окраин Лондона, поэтому неудивительно, что мы находим 16 названий в честь реки Альма, 3 в честь Редана, 2 в честь Балаклавы и по одному — в честь Инкермана и Севастополя. Британский главнокомандующий, однорукий лорд Раглан (1788-1855) удостоился чести быть упомянутым в названиях 11 лондонских улиц — не так уж много по сравнению с 24 ссылками на Найтингейл и 21 на Флоренс. Первая мировая война оказалась слишком тяжелым испытанием для англичан, чтобы увековечить ее события в столичной топографии. Кому захочется жить на улице, названной в честь Галлиполи, Лооса, Пашендаля или Соммы? Тем не менее можно обнаружить 3 улицы Марны и 1 — Монса; полдюжины названий посвящены лорду Китченеру и парочка — Хейгу. Любопытно, но войны, с их сражениями и героями, оставили больший след в наименовании отдельных общественных зданий, чем в топографии лондонских улиц. Порой за давностью лет возникают забавные ошибки.

Так название таверны «Бык и горлышко бутылки» («Bull and Mouth») является на самом деле искаженным «Boulogne Mouth», то есть воспоминанием о значительной морской победе, одержанной Генрихом VIII при взятии Булони. Точно так же Пор-тобелло-роуд возникла от названия испанской базы в Пу-эрто-Белло (Панама), которую адмирал Верной захватил в 1739 году при помощи крохотной флотилии всего в шесть кораблей.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.