Культура Албании в XIII —XV веках

В период средневековья духовенство являлось монополистом  в области культуры и образования. Накануне османского завоевания на территории Албании существовали две христианские  церкви, окормлявшие верующих: католическая и православная.  Соответственно и официальная переписка велась на латинском,  греческом и в определенной мере на старославянском языках  при сохранении в быту албанского — как устного, так и письменного. Так, например, в донесении, направленном в 1332 г. католическим архиепископом Тивара бургундскому герцогу Филиппу,  содержится такое наблюдение, касающееся употребления албанского языка: «Хотя язык у албанцев совершенно отличен от латинского, в обиходе и во всех своих книгах они пользуются латинскими буквами».

Доказательством этому служит самый ранний письменный документ, хранящийся в библиотеке Лауренциана во Флоренции,  известный как «Формула крещения». Он принадлежит перу дурресского епископа и ближайшего советника Скандербега Пала Энгелы. Написанная по-латыни на 37 страницах рукопись подготовлена  к произнесению в Синоде 8 ноября 1462 г. в церкви св. Троицы  в Мате. В ней дается священникам рекомендация разрешать  проведение обряда крещения дома самими отцами новорожденных  и приводится ритуальная фраза на северном (гегском) диалекте  албанского языка.  Приблизительно к этому же времени (1497 г.) относится  «Словарь» германского путешественника Арнольда фон Хорфа,  возвращавшегося из Палестины и проехавшего через населенные  албанцами побережье Адриатики от Улциня до острова Сазан.

Рукописный словарь, а вернее, разговорник имел функциональное  назначение как пособие для элементарного общения с местным  населением. Он содержит 26 слов и 8 фраз с переводом на немецкий  язык.  Наблюдавшийся накануне вторжения османов экономический  подъем городов на побережье Адриатики и во внутренних районах,  главным образом в долинах рек Дрин и Буна, отразился на архитектуре. Именно в то время сложился ставший характерным для  средневековья образ албанского города: крепость на вершине холма  или горы, т. е. верхний город, и внизу под крепостью — варош  (слобода).  В XIII-XIV вв. приобрели законченный вид, сохранившийся  до наших дней, величественные крепости в Дурресе, Берате, Круе,  Шкодре. Крепость Розафат в Шкодре более других подвергалась  разрушительному воздействию времени. Осады, перестройки и перепланировки в период турецкого господства, землетрясения привели  к невосполнимым потерям.

В устьях рек и на озерах сооружались  небольшие крепости, призванные защищать торговцев и путешественников от разбойников. Наиболее известными из этих сооружений являлись крепости в Спинарице (устье Вьосы), Пирге (устье  60  Семана), Баштове (устье Шкумбина), Родоне (устье Ишма), Шенгине (устье Дрина). В крепостях строились складские и жилые  помещения. До наших дней сохранилась лишь крепость в Баштове.  Неизменным украшением городов и монастырей были церкви.  В подавляющем большинстве это православные храмы, характерные для византийского зодчества того периода. К сожалению,  только четыре из 20, упоминающихся в средневековых источниках, в определенной мере сохранились на сегодняшний день.  Наибольшую художественную ценность представляет монастырская церковь св. Марии в Аполлонии (современный Поян), построенная императором Андроником II Палеологом. Ее купол, сооруженный позже, в XV в., опирается на многоугольное основание,  белокаменные пилястры которого увенчаны капителями, украшенными скульптурными изображениями фантастических существ.

В других албанских православных храмах того времени скульптурный элемент не встречается, он характерен исключительно для  романского стиля.  Строительство в романском стиле присуще архитектуре  Северной Албании. Католичество, распространяясь по Балканскому  полуострову, пришло в Албанию через Далмацию. В конце XIII в.  была построена кафедральная церковь в Шасе, от которой сохранился фасад с входной дверью и высоким готическим оконным проемом. Самым крупным являлся храм в Ширге (З0Х 10 м),  выделявшийся не только своими размерами, но и богатым внутренним убранством. Разрушенный рекой Буной, он лежит в развалинах. Романский стиль представлен лишь небольшой (9X4,5 м)  церквушкой в Вау-и-Деес около Шкодры.  Православные церкви донесли до потомков прекрасную живопись. Все выполненные по строгим канонам сохранившиеся иконы  обладают огромной духовной энергией, они отличаются друг от  друга лишь степенью мастерства и техникой. Большую свободу  допускали фрески. Несмотря на плохую сохранность многих из них и утраты в результате неумелой реставрации, они до сих  пор свидетельствуют о тонком чувстве цвета и формы у безымянных монахов-иконописцев.

Наиболее известным из сохранившихся произведений стенной живописи является фреска из уже  упоминавшейся монастырской церкви в Пояне, на которой изображен в торжественном облачении император Андроник II с семьей.  XV век стал в истории албанской культуры переломным. Османское завоевание изменило фактор взаимосвязей и взаимовлияний. Высший, аристократический слой общества стал постепенно ориентироваться на восточную, мусульманскую культуру, сближаясь с Портой политически и экономически. Народная культура  сохраняла самобытность, совершенствуясь в таких формах, как  фольклорно-песенное творчество и художественные промыслы.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.