НЕПАЛ: Там, где встречаются духовное и материальное

Возможно, кто-то и едет в Катманду за неким мистическим духом и, вернувшись, утверждает, что его там обнаружил. Но житель мегаполиса, привыкший во-первых, больше смотреть по сторонам, чем в глубь себя, а во-вторых, быть с собой честным, попав в непальскую столицу, неминуемо сосредоточится на насущных потребностях — даже если программа его пребывания включает исключительно храмовые комплексы. Впрочем, по порядку. Тамель, туристическое гетто столицы Непала Катманду, состоящее сплошь из отелей, ресторанов и магазинов, просыпается не слишком рано. Лишь около десяти утра торговцы начинают расставлять на прилавках свой товар, протирая от пыли бронзовые статуи Будды и Кришны, деревянных слоников, серебряные браслеты и металлические футляры для священных буддийских текстов. Зачем они так стараются — не очень понятно: к обеду весь лоск скрывается под слоем вездесущей катмандинской пыли. Покупатели в Тамеле — тоже не ранние птахи. Это в горах туристы встают с восходом солнца, чтобы успеть до заката добраться к месту следующей ночевки. В Катманду спешить некуда, здесь можно за полночь засидеться в баре, а потом отсыпаться до полудня…

Лихорадка субботним утром

Главный индуистский комплекс страны, Пашупатинат, стоящий на берегу священной — в связи с тем, что впадает в Ганг — реки Багмати, по большому счету, не располагает к покупкам. Это главное место кремации, где каждый день сжигают несколько умерших. (Правда, по Багмати не плывут полуобгоревшие трупы: в Непале дерево тоже стоит дорого, но деньги на дрова неимущим выдает государство.) И тем не менее храмовый комплекс окружен плотным кольцом лавочников и уличных торговок, так что есть вероятность еще до приобщения к святыне стать обладателем бронзовой статуи Шивы, буддистского колокольчика, сумки из конопляного волокна, плетеной пасторальной картинки, бус из «слоновой кости» ($1,5 за штуку) и толстого свитера из ячьей шерсти (100 рупий) — такими торгуют тибетские женщины в лавках у ворот. Холодным непальским утром свитер может прийтись как нельзя более кстати. В соседних лавках похожие свитера могут стоить рупий на триста дешевле, но у тибетцев шерсть вроде бы толще и краска не линяет.

Бытует мнение, что с тибетцами торговаться бессмысленно — они сразу называют реальную цену. С индусами меж тем торговаться надо обязательно, с непальцами же — по настроению. Если, конечно, сможете отличить индуса от непальца…

Следующую остановку в поисках мистических откровений можно сделать у ступы Сваямбунат, стоящей над городом на высоком холме. Как и на большинстве ступ в Катманду, на ней нарисованы огромные глаза Будды. Глаза неотрывно следят за тем, как туристы перебирают на лотках фигурки Шивы, Ганеши, Ханумана и прочих индуистских божеств. Хануман, бог в обличье обезьяны, тут особенно к месту: наглые животные свободно разгуливают по комплексу, из-за чего Сваямбу часто называют Обезьяньим храмом. Кроме идолов здесь можно прикупить трубы в виде дракона, которые монахи используют во время храмовых церемоний.

Дальше за духовным опытом можно отправляться к самой древней ступе Непала — огромной Боднат. Никто в точности не знает, когда ее построили, но предполагают, что в VII веке. Человеку, настроенному исключительно на самосозерцание, полагается обогнуть ее по часовой стрелке один раз. Остальным придется сделать второй круг: пока бредешь в окружении бесчисленных паломников, бормочущих молитвы и вращающих по пути огромные молитвенные барабаны, вмонтированные в первый ярус ступы, успеваешь приметить в разноцветных зданиях, окружающих площадь, кучу лавок. Отсюда практически невозможно уйти без украшенного резь- бой и камнями металлического футляра для священных текстов, маленького молитвенного барабана, четок из морщинистых плодов какого-то растения и коврика для компьютерной мыши с изображением мантры «ом». И кстати, у Бодната вас ждет очередное открытие — оказывается, и с тибетцами можно торговаться.

Если посетило желание еще больше раздвинуть границы сознания, стоит съездить в соседние с Катманду города Патан и Бхактапур — две бывшие столицы королевства. Их главные площади (которые, как и в Катманду, носят имя Дурбар) на фотографиях практически неотличимы друг от друга – та же архитектура и те же сувениры, разложенные торговцами на земле.

Города различаются добытыми в них трофеями. В Бхактапуре целая площадь по соседству с Дурбаром заставлена емкостями из глины, сушащими бока на солнце: это главный гончарный центр Непала. В здешних лавках продают керамических рыбок и птичек. Патан зато богат камнями: тут можно обнаружить бусы из зеленого граната за — страшно сказать! — двести долларов. Если не пожалеть еще сотню, можно стать обладателем роскошных колец — с голубым топазом, аквамарином, лунным камнем и т.п.

Если в какой-то момент вы признаетесь себе, что подвержены мелким страстям больше, чем духовным исканиям и мистицизму, и начнете методично обходить лавки Катманду – вот тут-то вам будет множество откровений, только совсем другого свойства. Кто-то из продавцов рано или поздно честно признается, что все свитера (700 рупий), носки и шапки (по 150 рупий) «из шерсти яка» на самом деле к этому животному не имеют никакого отношения — настоящую ячью шерсть не сыскать не только в Тамеле, но и даже в районах, где як водится. Апри покупке кашмирской шали (1500 рупий), можно выяснить во всех подробностях, как настоящую шерсть отличить от синтетики. И наконец, уже в России вас ждет открытие, что непальские кожаные ботинки для треккинга (3000 рупий) выдерживают не одну русскую зиму.

Вообще же готовьтесь к тому, что по возвращении домой будете с тоской вспоминать о вещах, которые так и остались некупленными: о папке для документов с аппликацией из листьев марихуаны, абажуре из сделанной вручную бумаги, серебряном браслете с выгравированной главной буддийской мантрой «ом мани падме хум», изогнутом непальском ноже кукри… И нечего стыдиться стяжательства: тонкие душевные переживания по наследству не передашь, а кольцо с топазом — вполне.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.