Украина — государство и политика страны
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ.
Украина – демократическая республика, имеющая многопартийную политическую систему. Исполнительная власть представлена Кабинетом Министров и Президентом. Парламент называется «Верховная Рада Украины». Главой государства является президент, который назначает с согласия парламента (Верховной Рады) премьер-министра и, по его представлению, членов кабинета министров.
Президент избирается гражданами страны на основе общего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования сроком на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин Украины старше 35 лет, который проживал на Украине не менее 10 лет до выборов, имеет право голоса, обладает избирательным правом и владеет государственным языком. Президент может занимать эту должность не более двух сроков подряд.
Единым органом законодательной власти на Украине является парламент – Верховная Рада. Всего избирается 450 депутатов. Полномочия народных депутатов определяются Конституцией и Законами Украины. Народные депутаты избираются гражданами Украины на 5 лет.
Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров (правительство). Правительство ответственно перед Президентом и подконтрольно Верховной Раде Украины.
Государственность независимой Украины поначалу сохраняла многие советские атрибуты, в т.ч. однопалатный Верховный Совет (Верховная Рада) и положения прежней советской конституции. Нововведением стал пост президента, который в декабре 1991 занял Л.М.Кравчук, бывший секретарь ЦК КПУ, а в 1994 – Л.Д.Кучма, бывший секретарь парткома одного из крупнейших заводов Днепропетровска. Позже, 28 июня 1996, была принята новая конституция, определившая функции и полномочия различных ветвей власти, а также другие вопросы государственного устройства страны. Украина является унитарным демократическим правовым государством, опирающимся на принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.
8 декабря 2004 в Конституцию 1996 года были внесены серьезные изменения, благодаря которым парламент (а не президент) стал играть ведущую роль при формировании Кабинета министров.
После ухода с поста президента Украины Виктора Ющенко Конституционный суд Украины рассмотрел внесенные в 2004 году поправки и соответствие изменения Конституции соблюдению установленной процедуры. 30 сентября 2010 Конституционный Суд принял решение об отмене действующей Конституции 2004 и о возврате к Конституции 1996, значительно расширяющей полномочия президента В.Ф.Януковича и возвращению Украины к президентско-парламентской республике. Срок работы Верховной рады одного созыва был сокращен с 5 до 4 лет, но 1 февраля 2011 снова был введен срок в 5 лет согласно решению Рады.
После того как президент Виктор Янукович был отстранен от власти 21 февраля 2014 было восстановлено действие Конституции Украины в редакции 2004 года.
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Система местного управления наследует черты прежней советской системы, по которой республика разделялась на 25 областей и 479 районов. После провозглашения независимости в 1991 местные органы власти, где все еще доминировали руководители советской эпохи, пытались препятствовать проведению политики центрального правительства. Чтобы ослабить власть местных руководителей, президент Кравчук назначил в 1992 на места своих полномочных представителей. В августе 1994 новый президент Кучма усилил централизованный контроль над местными советами и исполнительными комитетами. Законы о местном самоуправлении стали предметом спора между парламентом и президентом. В 1992 Крымской области был предоставлен статус автономной республики; статус городов республиканского подчинения имеют также Киев и Севастополь. Местное самоуправление осуществляется территориальными исполнительными органами села (нескольких сел) или города (кроме Киева и Севастополя); областные и районные советы (рады) утверждают программы развития (и бюджеты) и контролируют их исполнение.
16 марта 2014 в Крыму состоялся референдум, по результатом которого президент России В.Путин подписал указ о признании республики Крым в качестве независимого и суверенного государства и особого статуса города Севастополя.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Вплоть до 26 августа 1991 КПУ оставалась главной политической силой. Профессиональные партийные руководители (так называемая номенклатура) занимали все важные посты в политике, экономике и культуре. Первый секретарь ЦК КПУ имел неограниченное влияние в республике и входил в состав Политбюро ЦК КПСС в Москве.
После 1988 на Украине возникли многочисленные партии. В их числе: Партия демократического возрождения Украины, Демократическая партия Украины, Украинская республиканская партия, Партия зеленых, Социал-демократическая партия Украины, Селянская (крестьянская) партия Украины. Сильной политической организацией стало Народное Движение – «Рух», объединивший демократические и националистические организации Запада Украины. В конце 1991 бывшие коммунисты организовали Социалистическую партию Украины, а в 1993 была возобновлена деятельность самой КПУ. В 1995 появилась пропрезидентская Народно-демократическая партия (НДП), а в 1997 – Прогрессивная социалистическая партия Украины (национальной ориентации). В марте 1999 НДП выступила инициатором создания Всеукраинского объединения демократических сил «Согласие» («Злагода») и предложила программу «Украина-2010». Целью блока была поддержка кандидатуры Кучмы на президентских выборах в октябре 1999.
Партия регионального возрождения Украины была основана в 1997. Партия выражала интересы жителей Юго-Востока страны, ее первым лидером был председатель городского совета Донецка В.Рыбак. В 2000 несколько партий объединились и вошли в Партию регионального возрождения Трудовая солидарность Украины. Лидеры вошедших партий (Партия регионального возрождения Украины, Партия солидарности Украины, Партия труда, Всеукраинская партия пенсионеров и партия За красивую Украину) стали сопредседателями новой партии (В.Рыбак, В.Ландык, П.Порошенко), а лидеры остальных партий стали членами президиума новой партии. Это – Л.Черновецкий, Н.Азаров, Е.Звягильский и новая партия была зарегистрирована. В 2001 партия получила новое название и стала Партией регионов, ее лидером стал Н.Азаров.В 2003 лидером партии стал В.Янукович.
В 1991 была создана ультраправая Социал-национальная партия Украины (СНПУ), лидером партии был Я.Андрушкив. В 2004 партия получила новое название Всеукраинское Объединение Свобода(лидер О.Тягнибок). Партия исповедует нацистскую идеологию.
Партия Украинский Демократический Альянс за Реформы (УДАР) была создана в 2005. Ранее называлась Новая страна (лидер Р.Романюк). С 2006 партию возглавил В.Кличко. Фактически эта партия является партнером немецкой партии ХДС.
В 2002 был создан блок партий Наша Украина в качестве оппозиционного к Л.Кучме и просуществовал до 2007. Наша Украина проповедовала прозападный курс, эта партия была основной силой во время оранжевой революции, исповедовала националистические взгляды. В 2002 блок прошел в парламент, набрав 23.5% голосов. Результат был выше, чем традиционный результат у коммунистов. С 2004 начался выход партий из блока. В 2005 фракция прекратила свое существование. На ее базе было созданы 2 фракции Народного Союза Наша Украина и Народного Руха Украины.
В парламентских выборах 2002 принимали участие 49 партий и блоков. Основные партии, претендовавшие на места в парламенте были: Наша Украина (лидер В.Ющенко), За Единую Украину (лидер В.Литвин), Блок Юлии Тимошенко (БЮТ), Социалистическая партия Украины (лидер А.Мороз), Социал-демократическая партия Украины (объединённая) (лидер В.Медведчук), Коммунистическая партия Украины (лидер П.Симоненко). Блок За единую Украину был создан в 2002 как пропрезидентский.
БЮТ был создан на базе Фонда национального спасения (2001) , в ноябре 2001 Фонд был переименован, был одной из основных партий –организаторов Оранжевой революции в 2004 и основная цель была отстранение от власти Л.Кучмы. в блок входит несколько партий. На момент создания ядро БЮТ составляли: Всеукраинское объединение «Батькивщина», Украинская республиканская партия «Собор», Украинская социал-демократическая партия. Батькивщина возглавляется Ю.Тимошенко.
На парламентских выборах 2002 блок За единую Украину набрал 11,8 % голосов, блок Юлии Тимошенко получает 20 мест – 7,25%,Наша Украина – 23.5%, КПУ – 19,9%, СПУ – 6.8%, СДПУ – 6.2%.
В 2006 состоялись очередные парламентские выборы. Блок Наша Украина занял уже 3 место, набрав 13,9%. Весной 2007 Ющенко распустил Раду, через несколько дней из блока вышло множество партий, в том числе и сама партия Наша Украина, что привело к распаду этого политического блока.
В июле 2007 был создан новый блок Наша Украина — Народная Самооборона, в который вошло 10 партий. На выборах 2007 блок получил примерно 14%. Однако уже в 2008 блок стал разваливаться и из остатков этого блока была создана партия Единый центр, основной задачей которой была поддержка В.Ющенко, на тот момент президента страны.
В 2006 Партия регионов набрала 32 % голосов, БЮТ получил 22,29 % голосов, заняв второе место в парламенте. БЮТ вместе с Народным Союзом Наша Украина и СПУ создали оранжевую коалицию.
В 2007 Ющенко распустил парламент и в том же году состоялись досрочные парламентские выборы. Партия регионов получила 34,3% (1 место), Батькивщина — 30,7% голосов (2 место), Наша Украина— 14.1% (3 место).
В 2012 состоялись очередные парламентские выборы. Батькивщина создала единый избирательный список для участия в выборах, в который вошли партии: Реформы и порядок, Народный рух Украины, Фронт перемен (лидер А.Яценюк), За Украину!, Народная самооборона, Гражданская позиция, Меджлис крымскотатарского народа и Социально-христианская партия. Лидером объединенного списка стал А.Яценюк в связи с тем, что Ю.Тимошенко находилась в тюрьме. В результате места в Раде распределились следующим образом: Партия регионов получила 30% голосов, Батькивщина – 25.5%, УДАР – 13,9%, КПУ – 5.3%, ВО Свобода – 0,7%,
После государственного переворота 2014 была создана новая правящая коалиция. В нее вошли партии УДАР, Батькивщина и Свобода. По состоянию на 2014 на Украине зарегистрировано 205 партий.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Украинская Советская Социалистическая Республика образовалась 12 (25) декабря 1917; с 1922 по 1991 она была союзной республикой в составе СССР. Хотя Украина формально имела законодательную власть и совет министров, политика страны определялась в Москве руководством Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и реализовывалась на Украине Коммунистической партией Украины (КПУ). Из украинских властей только КПУ – в первую очередь ее первый секретарь и политбюро – имели некоторое влияние на политические решения и действия Москвы.
Во времена относительного либерализма 1920-х и 1950-х годов украинские коммунисты стремились самостоятельно заниматься политическими, экономическими и культурными проблемами своей республики. Они назначали в руководство партии и административные органы по преимуществу украинцев, создали большое число украиноязычных школ, украинизировали средства массовой информации, усилили местный контроль над осуществлением экономической политики и планированием. Во времена жесткого диктата Москвы такая политика называлась «национальным коммунизмом» и запрещалась. «Национал-коммунистами» были председатель Госплана УССР Н.А.Скрыпник (1872–1933), который покончил жизнь самоубийством, чтобы спастись от преследований, и первый секретарь КПУ П.Е.Шелест (1908–1996), который был вынужден уйти в отставку в 1972. В период перестройки при М.С.Горбачеве, особенно в 1988–1991, украинские коммунисты вновь подняли знамя национальной идеи.
Из-за отсутствия общенациональных политических целей и неясно определенных властных полномочий Украинская республика в первые годы независимости оказалась в политическом тупике. Верховная Рада и ее председатель выступали против президента, который со своей стороны осложнял работу председателя кабинета министров (премьер-министра); представители центральной власти в Киеве игнорировались местными органами власти, которые в своем большинстве находились в руках бывших функционеров КПУ. Верховная Рада первого созыва разделилась на реформистов, реакционеров – противников реформ и радикалов-националистов. По итогам выборов 1994 был сформирован новый парламент, разделившийся на коммунистов и их союзников, националистов и пропрезидентских центристов. «Рух» распался после достижения его главной цели – независимости, а возобновленная КПУ в течение короткого времени стала крупнейшей партией в стране. В 1999 распалась СДПУ, когда один из ее лидеров Е.К. Марчук 15 мая был выдвинут кандидатом на пост президента. Выборы в Верховную Раду 1998 привели к формированию такого парламента, в котором левые (коммунисты и социалисты) получили большинство, оттеснив Народно-демократическую партию и ее правых союзников. На выборах октября-ноября 1999 победу одержал лидер правых Л.Д.Кучма.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.
Будучи формально независимыми, суды советской Украины фактически подчинялись политическому диктату компартии. Гражданские и уголовные дела рассматривались с учетом приоритета интересов государства; политические процессы диссидентов были всегда закрытыми, а их сценарии составлялись в КГБ. Добровольные «народные дружинники» помогали регулярной милиции; товарищеские суды занимались рассмотрением мелких происшествий и правонарушений.
Верховный суд Украины является высшим органом судебной власти. Республиканская прокуратура с отделениями в городах, областях и районах следит за нарушениями закона. Во время конституционных дебатов 1992 была разработана новая судебная система, закрепленная в конституции 1996. Правосудие на Украине, согласно конституции, осуществляется исключительно судами (статья 124); система судов строится по принципу территориальности и специализации (статья 125), гарантируется независимость и неприкосновенность судей (статья 126), профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям (статья 127).
Конституционный суд Украины решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов, а также международных договоров конституции (статьи 147, 151); он состоит из 18 судей, назначаемых в равных долях президентом, Верховной Радой и съездом судей Украины (статья 148). Конституционный Суд Украины является отдельным, независимым от судов общей юрисдикции. Он не может быть кассационной, апелляционной или наблюдательной инстанцией для судов общей юрисдикции. Деятельность Конституционного Суда способствует усилению конституционного контроля во всех без исключения сферах, стабилизации и усилению конституционного устройства, утверждению принципа верховенства права и наивысшей юридической силы Конституции, обеспечению конституционных прав и свобод граждан.
МИЛИЦИЯ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ.
Независимая Украина унаследовала от советских времен милицию, министерство внутренних дел и политическую полицию. С 1992 по 2014 существовало подразделение милиции «Беркут» специального назначения при территориальных управлениях Министерства внутренних дел Украины. «Беркут» был подразделением быстрого реагирования и успешно выполнял поставленные задачи. Однако, в связи с событиями на Майдане в 2014 «Беркут» был расформирован, хотя это подразделение не принимало участие в активной фазе противостояния и милиционеры не были вооружены огнестрельным оружием. По состоянию на апрель 2014 в структуру милиции входят: Криминальная милиция, Милиция общественной безопасности, а также Центральные органы исполнительной власти, деятельность которых координируется Министром внутренних дел Украины: Администрация Государственной пограничной службы Украины и Государственная миграционная служба Украины.
После провозглашения независимости в 1991 республика стала создавать национальные вооруженные силы. Предполагалось, что они будут иметь численность 250–400 тыс. человек. Украина потребовала от Москвы передать ей часть бывшего советского Черноморского флота, что привело к обострению отношений с Российской Федерацией. В 1992 Украина объявила о решении очистить свою территорию от ядерного оружия и стать безъядерной державой. В соответствии с соглашениями между США, Россией и Украиной, в последующие годы с территории страны было вывезено в Россию сначала тактическое, а затем и стратегическое ядерное оружие. Окончательный демонтаж последних ядерных установок был завершен в середине 1996. Численность вооруженных сил во второй половине 1990-х годов постоянно сокращалась. К 2001 предполагалось довести списочный состав солдат и сержантов срочной службы до 100 тыс. человек с увеличением числа служащих по контракту (на январь 1999 их насчитывалось 30 тыс.). Взят курс на создание профессиональной армии. С 1992 вооруженные силы страны принимают участие в миротворческих миссиях ООН. В 1994 началось сотрудничество Украины и НАТО в программе «Партнерстов ради мира». Вооруженные силы Украины принимали участие во многих совместных учениях с НАТО. В 2012 была проведена военная реформа, и намеченная цель сокращения численности вооруженных сил до 100 тыс. была успешна достигнута. Планировалось дальнейшее сокращение до 70 тыс. к 2017. В состав Вооруженных сил входят Воздушные силы и Военно-морские силы.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.
В период 1918–1922 Украина имела дипломатические отношения с Польшей, Германией, Австрией и Чехословакией. В 1944 в правительстве Украины был учрежден пост министра иностранных дел, в 1945 она стала членом ООН, а впоследствии таких организаций, как ЮНЕСКО, Международная организация труда и др. Миссии советской Украины при ООН были учреждены в Вене, Париже, Женеве, Нью-Йорке. До 1991 Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Канада, ФРГ, США имели консульства в Киеве; Болгария, Куба, Индия и Египет – консульства в Одессе. После 1991 Украина установила дипломатические отношения с большинством стран мира. Поскольку Российская Федерация в обмен на долги СССР забрала себе все бывшие заграничные посольства, Украина осталась практически без зданий посольств или консульств за границей, за исключением посольства в США.
Вместе с Российской Федерацией и Белоруссией Украина стала основателем Содружества независимых государств (СНГ), хотя в дальнейшем дистанцировалась от него (Украина не ратифицировала Устава организации, т.е. не является действительным членом). 31 мая 1997 президенты Российской Федерации и Украины подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, который был ратифицирован Верховной Радой и Государственной думой. 14–15 мая 1999 на встрече президентов государств Центральной Европы во Львове Кучма заявил, что Украина пойдет «по европейскому пути» и будет налаживать тесные связи с ЕС. Осудив бомбардировки Югославии весной 1999, украинская дипломатия предлагала свою посредническую роль в разрешении конфликта на Балканах.
Добавить себе закладку на эту станицу: