Франция экономика страны кратко

ЭКОНОМИКА

Франция – одна из крупнейших экономически развитых стран мира, крупнейший в Европе производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции, она занимает четвертое место в мире по экспорту промышленных товаров. В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг. Большую роль играют поступления от внешней торговли и туризма. В 1996 доход на душу населения составил 26 323 долл. По этому показателю Франция занимала 12-е место среди промышленно развитых стран мира. В том же году ВВП оценивался в 1,5 млрд. долл.

С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение.

В 2009 доход на душу населения составлял 34 800 долл. США, в 2010 и 2011 соответственно 35 200 и 35 600 долл. По этим показателям страна занимала 35 место в мире.

В 2012 Франция оставалась одной из крупнейших экономик мира, третьей в Евросоюзе и второй в евро-зоне.
Экономический кризис и тяжелейший кризис зоны евро оказывают серьезное влияние на состояние экономики Франции, страдающей от роста цен на энергоносители, от серьезных колебаний курсов евро и доллара, нестабильности на мировых сырьевых рынках.
Рост экономики страны в 2012 оценивался как нулевой. ВВП Франции в 2012 составил 2635 млрд долл. США.

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.

Экономическая деятельность в пределах страны распределяется неравномерно. Самый большой контраст существует между Большим Парижем и остальной частью страны. Свыше 20% работающих заняты в Париже и его пригородах, на долю которых приходится всего 2,2% территории Франции. Этот же район производит более 27% доходов и является крупнейшим центром рабочих мест высшей квалификации и головных офисов компаний. Эта диспропорция между столицей и провинциальной Францией способствовала появлению многочисленных планов снижения чрезмерной концентрации в столице промышленных предприятий и учреждений культуры. Некоторые успехи были достигнуты в области децентрализации традиционной промышленности и административной деятельности.

Главенство Парижа традиционно рассматривалось в составе наиболее развитой в индустриальном отношении и урбанизированной восточной Франции, а менее развитые районы расположены к западу от условной линии, следующей от эстуария Сены до дельты Роны. Однако в настоящее время эти контрасты несколько сгладились. Разделение на Север и Юг стало заметно после того, как в структуре населения и в экономике произошли сдвиги, благоприятствовавшие экономическому расцвету южных районов Франции. В Провансе, Лангедоке, долине р.Роны и Приморских Альпах численность населения и число рабочих мест увеличились, тогда как на обширной территории северной Франции произошло свертывание угольной, металлургической и текстильной промышленности.

ЗАНЯТОСТЬ.

В 1998 численность трудоспособного населения Франции составляла более 25,8 млн. человек. Впервые она стала быстро расти в начале 1960-х годов, когда поколение детей, родившихся в период послевоенного увеличения рождаемости, достигло работоспособного возраста. На это же время пришелся рост иммиграции и увеличение занятости среди женщин. С начала 1980-х годов темпы роста трудовых ресурсов замедлились и в 1990–1993 в среднем составляли всего 0,3% в год (в 1966–1980 – 0,9% в год). Иммиграция иностранных рабочих практически прекратилась, а многие молодые люди, чтобы отложить поиск работы, продолжали обучение. Кроме того, люди значительно раньше, чем прежде, стали уходить на пенсию.

Общее число занятых не отставало от роста численности трудоспособного населения и постоянно росло до первого международного нефтяного кризиса 1973. Затем, исключая краткий период роста в конце 1980-х годов, число занятых оставалось на одном уровне. Число рабочих мест не соответствовало численности трудоспособного населения, что привело к значительному росту уровня безработицы. В 1975 только 4,1% трудоспособного населения было безработным, а к 1998 их доля составила 11,8%. В 1998 в стране насчитывалось 22,7 млн. занятых.

Ситуация с занятостью существенно различается в трех главных секторах экономики. В послевоенное время занятость в первичном секторе (сельское, лесное и рыбное хозяйство) постоянно уменьшалась и в 1996 составляла лишь 4,6% от общего числа занятых. Из-за экономического спада и автоматизации труда занятость во вторичном секторе (промышленность, строительство) снижалась. В 1996 в этом секторе работали 25,9% всех занятых, тогда как в конце 1960-х годов – 40%. Однако быстро росло число рабочих мест в сфере обслуживания, в 1996 здесь работало 69,5% всех занятых.

В 2005 распределение рабочих мест по секторам экономики выглядело следующим образом: сельское хозяйство – 3,8%, промышленность – 24,3% и сектор услуг – 71,8%.

В 1998 женщины составляли 44% всех занятых, а число рабочих мест для мужчин из-за спада в тяжелой промышленности сократилось. Рост числа рабочих мест с неполной рабочей неделей позволил найти работу женщинам, особенно имеющим детей. Чтобы сократить расходы и повысить свою конкурентоспособность, фирмы стали чаще прибегать к использованию кадров, работающих неполный рабочий день. В 1998 частично занятыми были 31,6% работающих женщин и 5,6% мужчин. Увеличилось также число временных рабочих. В целом во Франции, как и в других развитых странах, в 1990-е годы число постоянных рабочих мест сократилось.

В 2011 численность трудоспособного населения Франции составляла 29,61 млн. человек.

ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

За последние десятилетия объем добычи полезных ископаемых во Франции значительно снизился в основном из-за иностранной конкуренции. Это коснулось даже разработки железорудных месторождений северной Лотарингии, откуда поставляется сырье для местной металлургической промышленности. Продолжается добыча калийных солей на юге Эльзаса, хотя и в значительно меньшем объеме. В больших масштабах ведется добыча каменной соли в Лотарингии, Франш-Конте и Беарне, также налажено извлечение соли из морской воды в районе дельты Роны (равнина Камарг). На базе использования этих минеральных ресурсов сложилось производство соды и хлористых соединений.

ЭНЕРГЕТИКА.

Во Франции за счет внутренних источников покрывается лишь ок. 50% общего энергопотребления. Хотя эта доля растет, одним из главных ограничений в производстве энергии остается нехватка собственных ресурсов. Объем добычи угля, нефти и природного газа невелик. Для улучшения снабжения собственной энергией с 1970-х годов реализуется обширная программа развития атомной энергетики.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.

Добыча угля значительно сократилась по сравнению с концом 1950-х годов, когда она превышала 58 млн. т в год. В 1997 было добыто всего 7,3 млн. т угля. Из-за высоких производственных затрат и истощения запасов в 1995 все шахты на севере страны (в планово-экономическом районе Нор-Па-де-Кале), были закрыты и теперь эксплуатируются только угольные месторождения Лотарингии. В 1997 было импортировано, в основном из США и Австралии, более 15 млн. т угля. В общем энергобалансе на долю угля приходится лишь 5,8%.

НЕФТЬ.

Франция располагает ограниченными запасами нефти. В стране ежегодно добывается 3–4 млн. т нефти. Этого явно недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса на этот продукт. Импорт нефти впервые значительно увеличился в 1960-е годы, когда цены на нее снизились и она постепенно заняла место главного энергоносителя. В связи с резким ростом цен на нефть на мировом рынке в 1973 и 1979–1980 Франция стала шире использовать другие источники энергии, а импорт нефти сократился. Это вызвало спад в нефтеперерабатывающей промышленности, предприятия которой сконцентрированы в низовьях Сены и окрестностях Марселя (Бер-л’Этан).

В 1990-х годах не удалось радикально преодолеть зависимость Франции от импорта нефти, и в 1992 на ее долю приходился 41% в общем энергобалансе страны. В 1992 было ввезено 73,8 млн. т нефти, а в 1997 – 111,9 млн. т.

В настоящее время основными поставщиками нефти являются североморские страны и Россия.

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

добывается с 1940-х годов в предгорьях Пиренеев. В настоящее время эксплуатируются месторождения района Лак. Запасы газа сильно истощены, и в 1997 на долю местных ресурсов приходились только 6% всего потребляемого в стране газа, поэтому существенно увеличился его импорт из североафриканских стран, Нидерландов, России и Норвегии. Удельный вес газа в энергобалансе Франции составляет 13,6%.

ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.

Государственная компания «Электрисите де Франс» отвечает за производство и распределение электроэнергии. В 1946–1970 действовала крупная инвестиционная программа строительства гидроэлектростанций. Большинство из них сооружалось в Альпах и Центральном Французском массиве, а также на таких реках, как Рейн, Рона и Дюранс. В конце 1980-х годов началось развитие атомной энергетики, которая при относительно низких производственных затратах обеспечивала бóльшую независимость от стран-поставщиков энергоносителей. Во Франции действовало более 50 энергоблоков АЭС, приуроченных к долинам больших рек и морским побережьям.

В 1997 на долю АЭС Франции приходился 91% всей произведенной электроэнергии. Франция занимала второе место в мире (после США) по использованию атомной энергии.

Месторождения урана разрабатываются в центральной и западной Франции. Один из крупнейших в мире заводов по обогащению урана находится в Пьерлате, в низовьях Роны, а на крайнем северо-западе, на мысе Ла-Аг в Нижней Нормандии, – крупный комбинат по переработке радиоактивных отходов.

Развитие атомной энергетики во Франции не вызывало активных протестов населения. Компания «Электрисите де Франс» и государственные организации, отвечающие за добычу урана и переработку радиоактивных отходов, образовали мощное совместное лобби в поддержку атомной стратегии развития энергетики. Кроме того, когда началась реализация правительственной программы развития атомной энергетики, был выбран безопасный тип реактора, утвержден единый проект для АЭС и проведены консультации с местными органами власти по поводу выбора местоположения станций. Специальные государственные службы осуществляли строгий надзор за их строительством.

С начала 1980-х годов сократилось энергопотребление, а следовательно, и потребность в новых электростанциях.

В настоящее время Франция производит электроэнергии больше, чем потребляет, и экспортирует ее в соседние страны – Великобританию, Италию и Швейцарию. В 2010 производство электроэнергии составило 539 млрд. кВтч (страна по этому показателю заняла 10 место), а потребление – ок. 451 млрд. кВтч.

ТРАНСПОРТ.

Франция извлекает выгоду из своей хорошо развитой транспортной сети.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ И ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ.

В стране имеется густая сеть автомобильных дорог общей протяженностью свыше 7 тыс. км (начало 1990-х годов). Многие из этих дорог строились за счет частных инвестиций, и теперь там взимается плата за проезд. После завершения строительства основных международных магистралей приоритет был отдан развитию дорожной сети за пределами Парижа и особенно в таких районах, как Центральный Французский массив, где не хватает хороших дорог. В 1996 автомобильный парк страны насчитывал ок. 30 млн. машин, из них 25,3 млн. легковых. Ведущая роль в грузоперевозках перешла от железнодорожного транспорта к автомобильному.

Тем не менее железные дороги не утратили своего значения, хотя движение на многих малозагруженных линиях прекратилось. Организовано высокоскоростное пассажирское сообщение, где используются поезда с двумя локомотивами, развивающие скорость до 300 км/ч. Такие поезда на одной из первых линий, запущенной в 1983, преодолевают расстояние между Парижем и Лионом всего за два часа. Скоростное движение открыто также на линиях, соединяющих Париж с Ле-Маном и Туром на юго-западе и с Лиллем и Кале на севере. В настоящее время Лионская линия, которая в будущем свяжет Париж с Марселем, протянута на юг до Валанса.

Национальное общество французских железных дорог приняло решение превратить страну в главный узел европейской сети высокоскоростных железных дорог. Хотя после модернизации железных дорог во Франции увеличился объем пассажирских перевозок, объем грузоперевозок по ним продолжает уменьшаться.

После сооружения в 1994 туннеля под Ла-Маншем, соединившего Париж с Лондоном, и открытия по нему железнодорожного сообщения между двумя странами началась перевозка грузового автотранспорта на специально сконструированных железнодорожных платформах. Движение пассажирских поездов и платформ с легковыми автомобилями открылось в 1996.

В начале 21 в. протяженность железных дорог составила ок. 30 тыс. км.

В связи с расширением автопарка и «пробками» на городских улицах многие французские города финансируют развитие общественного транспорта, в том числе рельсового, а также сооружение подземных и надземных магистралей. Кроме знаменитого парижского подземного метрополитена, одного из самых старых в Европе (первая линия введена в строй в 1900), в 1970-е годы была построена региональная скоростная линия, с помощью которой парижский метрополитен соединен с пригородным железнодорожным сообщением. В таких провинциальных городах, как Лион, Марсель, Лилль и Тулуза, сооружено метро, а в Гренобле, Нанте, Страсбурге и Руане действует скоростное трамвайное сообщение.

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ.

Внутренний водный транспорт также испытал затяжной спад объема грузовых перевозок, чему способствовали разобщенный характер водных путей сообщения, конкуренция с другими видами транспорта и сокращение объема добычи и транспортировки угля и железной руды речными судами. В настоящее время сырая нефть и очищенные нефтепродукты, ранее перевозившиеся речными танкерами, транспортируются по трубопроводам.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ.

Во Франции имеется ряд крупных морских портов. Крупнейшие из них – Марсель и Гавр, которые в 1996 пропустили через себя соответственно 90,7 и 56,2 млн. т грузов. В их грузообороте преобладает импортная сырая нефть. Кале – главный пассажирский порт страны и морские ворота из Европы в Великобританию. Через него в 1996 прошли 18,1 млн. пассажиров, однако с открытием туннеля под Ла-Маншем роль Кале уменьшается.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Наиболее интенсивное авиасообщение сосредоточено в двух международных аэропортах – Орли и Шарль-де-Голль, расположенных соответственно к югу и северо-востоку от Парижа. В 1996 через них прошли 59,2 млн. пассажиров. Из многочисленных провинциальных аэропортов самые крупные – в Ницце и Марселе, каждый из них пропускает в 10 раз меньше пассажиров, чем столичные аэропорты. Протяженность воздушных линий французских авиакомпаний – ок. 650 тыс. км. Крупнейшие авиакомпании Франции – «Эр-Франс», «ЮТА» и «Эр-Интер».

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ.

Благодаря крупным правительственным инвестициям Франция имеет одну из самых современных телефонных систем в Европе. В начале 1980-х годов французская телефонная «Телеком» создала информационную службу «Телетель». На смену печатным телефонным справочникам пришла компьютерная информация. Малогабаритный терминал «минитель» с экраном и клавиатурой выдается в почтовых отделениях жителям страны бесплатно. «Минитель» подключается к телеинформационной системе «Телетель» через телефонный аппарат. За пользование этой системой вносится месячная абонентская плата. «Телетель» предлагает более 2 тыс. разных видов услуг – от доступа к информационным и спортивным программам до покупок в магазинах, заказов билетов на поезда или концерты и проч.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ.

Во Франции принят принцип «смешанной экономики», подразумевающий активное участие как государства, так и частных лиц в управлении экономической деятельностью. На протяжении большей части послевоенного периода до начала 1980-х годов вмешательство государства в экономику обеспечило формирование мощного и жизнеспособного государственного сектора.

Национализация важных отраслей промышленности и банков проводилась в два этапа. В первые годы после Второй мировой войны государство, стремясь реконструировать экономику, взяло на себя управление производством энергии, энергоснабжением, несколькими крупными банками, страховыми и различными промышленными компаниями, в частности заводами Рено. В 1981 к власти пришло социалистическое правительство. Оно инициировало второй этап национализации. На этот раз были национализированы пять крупных промышленных компаний, ряд банков и финансовых компаний.

С возвращением к власти консервативного правительства во главе с Жаком Шираком в 1986 стратегия национализации промышленности была заменена грандиозной программой приватизации, которая стала частью более широкой политики либерализации и денационализации. Ряд крупных промышленных предприятий и банков был приватизирован, но эта программа была сокращена из-за краха рынка ценных бумаг в октябре 1987 и смены правительственного курса после возвращения к власти социалистов в 1988. В 1993 у власти вновь оказались консерваторы. Они возобновили процесс приватизации. Однако, несмотря на это, на государственных предприятиях в начале 1990-х годов все еще работали более 1,7 млн. человек. Правительство почти полностью контролировало энергетику, космонавтику, оборонную промышленность, транспорт, телекоммуникации и в меньшей степени – банковскую сферу.

Хотя для Франции характерно занятие малым и семейным бизнесом, тенденция к консолидации с целью повышения конкурентоспособности, впервые проявившаяся в странах Общего рынка в 1960-е годы, усилилась в середине 1980-х годов, когда страны-члены ЕЭС стали продвигаться в направлении единого рынка. Французские фирмы активно размещали инвестиции за границей, в Северной Америке и других странах ЕС. Крупнейшая компания по производству автомобильных, мотоциклетных и велосипедных покрышек «Мишлен» приобрела американскую компанию «Юниройал-Гудрич», а крупнейшая химическая компания «Рон-Пуленк» – американскую компанию «Рорер». В то же время американские, европейские и японские инвесторы вкладывали средства во французские компании.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Франция имеет давнюю традицию плановой экономики, начиная с принятия первого пятилетнего национального плана в 1947. 11-й план был обнародован в 1993. Характер и цели этих планов значительно менялись. В первые послевоенные годы план помогал сконцентрировать ресурсы страны на восстановлении экономики и определял приоритеты для инвестиций.

В 1982 система планирования была реформирована. Теперь акцент делается на стратегические задачи, а не на конкретные показатели. В 1984 правительство ввело договорное планирование, при котором за определенное время необходимо было решить конкретные задачи. Для 22 плановых экономических районов составлялись региональные планы развития, а заключенный договорной план финансировался совместно центром и местными органами власти.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.

Франция занимает первое место в ЕС по производству и экспорту зерновых, которые составляют основу сельского хозяйства страны. Главная зерновая культура – пшеница, хотя в больших количествах выращиваются кукуруза и ячмень. Крупнейшие зерновые фермы находятся в Парижском бассейне. Расширяется посевная площадь под масличными культурами – рапсом и подсолнечником, которые идут как на производство масла, так и на корм скоту. Выращивается большой ассортимент фруктов и овощей (яблоки, груши, персики, вишня, томаты, цветная капуста, морковь, дыни и др.). Более одной трети вин, производимых в странах ЕС, изготовлены во Франции, которая является крупнейшим в Европе поставщиком вина. Сорта вин различаются от обычных столовых, производимых главным образом в Лангедоке на юге Франции, до более высокосортной продукции виноградников Бордо, Бургундии, Реймса (где делают шампанское), долины Роны и Эльзаса.

Повсеместно развито животноводство, преимущественно молочного направления. Наибольшие поголовья продуктивного скота разводят в Бретани и Нижней Нормандии. Кроме производства различных молочных продуктов, молоко используют для изготовления многочисленных сортов сыра, которыми славится Франция. Во многих районах страны, главным образом на западе, разводят крупный рогатый скот. Птицеводство и свиноводство более локализованы.

Французское законодательство, унаследованное еще от наполеоновских времен, содействовало раздробленности крестьянских хозяйств. После Второй мировой войны во Франции произошла значительная модернизация сельского хозяйства, а число ферм сократилось. В 1995 насчитывалось 735 тыс. ферм против 900 тыс. в 1950. Среди земледельцев преобладают пожилые люди, и после их ухода на пенсию или кончины возникают трудности с поиском новых хозяев. Чтобы привлечь молодежь в сельское хозяйство, с начала 1970-х годов государство выделяло дотации и предлагало крестьянам займы под низкие проценты. Тем не менее число фермеров и сельскохозяйственных рабочих продолжает уменьшаться.

Большие изменения произошли в методах ведения сельского хозяйства. Широко применяются сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения, инсектициды и гербициды, а в засушливых районах – орошение. Были реструктурированы также сельскохозяйственные производства и система реализация продукции. Производителей, особенно мелких фермеров, заинтересовывали приобретением сырья и сельскохозяйственной техники в коллективную собственность. Фермеры все в большей степени производят сельскохозяйственную продукцию по прямым контрактам с крупными потребителями, особенно с сетью супермаркетов.

Многие изменения в сельском хозяйстве Франции произошли в результате политики правительства, а затем ЕС. К 1980-м годам, в связи с перепроизводством продуктов питания, были предприняты меры по ограничению производства сельскохозяйственной продукции. В 1984 для сокращения производства молока были введены квоты, а в 1992 ЕС снизил уровень гарантированных цен и потребовал сократить площади обрабатываемых земель, что вызвало массовые протесты французских фермеров.

ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

В 1990 леса покрывали 13,1 млн. га, или 24% территории страны. Наиболее густо залесенные районы находятся в горах (Альпы, Юра, Вогезы), в Центральном Французском массиве и в Ландах на юго-западе Франции. Несмотря на широкое распространение лесов и ежегодный прирост более 44 млн. куб.м древесины, Франция является импортером древесины. Хозяйственное использование лесов затруднено из-за многочисленных частных владений (государству принадлежит менее 30% площади лесов).

Население многих районов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша занимается рыболовством. Основные рыболовные порты – Булонь-сюр-Мер, Лорьян, Ла-Рошель. Налажено выращивание устриц, главным образом в Бретани. Международная конкуренция, ограничения на лов рыбы на шельфе у берегов Франции и высокие затраты негативно отразились на рыболовстве и рыбоперерабатывающей промышленности. В 1995 общий улов составил 790 тыс. т.

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

По объему выпускаемой промышленной продукции Франция делит с Италией четвертое место в мире (после США, Японии и Германии). В 1997 обрабатывающая промышленность дала 25,1% общей добавленной стоимости; в ней было занято 4,2 млн. человек, т.е. 18,6% всех трудовых ресурсов. В первые послевоенные годы в этой отрасли быстрыми темпами происходило наращивание мощностей и увеличение занятости, что способствовало восстановлению и дальнейшему развитию экономики. Однако с середины 1970-х годов число рабочих мест в промышленности непрерывно сокращалось в условиях постепенного экономического спада и ускоренного расширения сферы услуг. Эти тенденции привели к относительному снижению доли промышленного сектора в экономике страны.

В таких сферах хозяйства, как космонавтика, военно-промышленный комплекс, транспорт, французские фирмы завоевали международную известность благодаря внедрению передовых технических достижений. В то же время получили известность некоторые менее значительные и более специализированные отрасли, такие, как парфюмерная промышленность. В результате автоматизации и компьютеризации производства сократилось число рабочих мест, выросла доля инженерно-технического персонала по отношению к числу неквалифицированных рабочих. Увеличились капиталовложения в такие сферы нематериального производства, как научные исследования, повышение квалификации, маркетинг и программирование.

Все эти изменения способствовали модернизации промышленности и росту производительности в промышленном секторе. Тем не менее обрабатывающая промышленность Франции все еще остается диверсифицированной, а не высокоспециализированной, что снижает конкурентоспособность некоторых отраслей промышленности (например, микроэлектроники). Кроме того, во Франции доля ВВП, которая расходуется на научные исследования и разработки в промышленности, ниже, чем в других развитых странах. Кроме того, во Франции отсутствуют такие мощные многопрофильные корпорации, как в США, Японии, Германии и Великобритании. Мало компаний среднего размера (от 500 до 1000 занятых), способных тесно сотрудничать с крупными корпорациями на правах основных субподрядчиков, что особенно характерно для Германии. Во Франции масса более мелких фирм, но они экспортируют лишь незначительную часть производимой продукции. С середины 1980-х годов увеличился импорт таких товаров, как ткани, обувь и бытовые электроприборы.

ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

В 1997 на долю пищевой промышленности, выпускающей продукты питания и напитки, приходилось 543,6 тыс. занятых. Эта отрасль выпускала широкий ассортимент экспортных товаров, особенно вин и алкогольных напитков. Предприятия пищевой промышленности рассредоточены по всей стране, их концентрация особенно высока в основных сельскохозяйственных районах на западе Франции (Бретань, долина Луары), а также в таких крупных центрах потребления, как Парижский регион.

В металлургии, имеющей во Франции давние традиции, в 1997 было занято 398,5 тыс. рабочих, хотя в результате недавней крупномасштабной реструктуризации в этой отрасли произошло значительное сокращение числа рабочих мест. В результате экономического спада и конкуренции со стороны активно развивающейся промышленности таких стран, как Китай и Южная Корея, спрос на сталь французского производства упал. В 1995 во Франции было произведено лишь 18 млн. т стали (в 1974 – 27 млн. т). В связи с переходом на использование импортной руды большинство металлургических предприятий было переведено из Лотарингии в приморский район близ Дюнкерка. Франция – крупный производитель алюминия (384 млн. т в 1994). Бóльшая часть французских заводов, выпускающих этот металл, тоже переместилась к северному побережью. В частности, большой завод открыла там в 1992 компания цветной металлургии «Пешине». Такое местоположение благоприятно, в частности, из-за дешевой электроэнергии, получаемой с атомной электростанции у Гравлина.

В машиностроении, важной металлоемкой отрасли, в 1997 было занято 385 тыс. человек. Эта высоко диверсифицированная отрасль промышленности выпускает разнообразные машины, станки и механическое оборудование, предназначенное для разных рынков сбыта – от энергетики до фермерских хозяйств.

Франция является четвертым в мире и вторым в Европе (после Германии) производителем автомобилей. В 1997 было выпущено 4 млн. автомобилей, из них свыше 54,3% пошли на экспорт. В этой отрасли занято более 347,3 тыс. человек. Главными производителями являются компании «Рено» и «Пежо» (в который входит «Ситроен»), контролирующие 56% внутреннего рынка. В целях сохранения конкурентоспособности обе фирмы сократили число рабочих мест, вложили инвестиции в автоматизацию и перевели основные заводы из пригородов Парижа в северную и северо-восточную Францию и сельские районы на западе Парижского бассейна.

В электромашиностроении и электронной промышленности, включая производство хозяйственно-бытовых электроприборов, в 1997 насчитывалось 471,9 тыс. занятых. Ассортимент товаров, производимых в этой отрасли, варьирует от телекоммуникационного оборудования, компьютеров и офисного оборудования до электрокабелей, генераторов и электромоторов. Несмотря на некоторые тенденции к децентрализации, это производство и особенно его научно-технические центры все еще размещаются в Париже и его окрестностях.

Во Франции широко развита химическая промышленность, в которой в 1997 было занято 276,9 тыс. человек. Выпускается широкий ассортимент продуктов, включающий органические и неорганические полуфабрикаты (кислоты, углекислые соли и этилен) и многочисленные готовые продукты (минеральные удобрения, краски, растворители, моющие средства, косметика, фармацевтические средства). Многие из основных видов продукции этой отрасли производятся на нефтехимических заводах, расположенных в зонах размещения нефтеперерабатывающих предприятий в нижней части долины р.Сены и в городе Бер-л’Этан на юге Франции, тогда как фармацевтическая промышленность приурочена к таким крупнейшим урбанизированным центрам, как Париж и Лион, где сконцентрированы научно-исследовательские организации данной отрасли.

Текстильная и швейная промышленность Франции имеет давние традиции. В небольших и средних компаниях по производству тканей и одежды в 1997 было занято более 303,7 тыс. человек. Главные предприятия текстильной промышленности сосредоточены в северной Франции, в районе города Лилля, и в регионе Рона-Альпы, а швейные фабрики – в Париже.

Северная Франция, особенно район Кале и Лотарингия, где издавна преобладали машиностроение, металлообработка и текстильная промышленность, подверглась значительной деиндустриализации. Попытки создания там новых отраслей промышленности подкреплялись щедрыми правительственными дотациями на развитие современной инфраструктуры. Такая политика привлекла автомобилестроительные фирмы и компании, выпускающие электронное оборудование, хотя полностью компенсировать потерю рабочих мест так и не удалось.

Во время быстрого экономического роста до середины 1970-х годов многие районы, расположенные на периферии Парижского бассейна, особенно в западной Франции, сумели воспользоваться программами расширения, предпринятыми некоторыми компаниями в тот период, когда правительство осуществляло курс на децентрализацию. В Бретани, Нижней Нормандии и районе Пеи-де-ла-Луар произошел рост занятости. Эти районы и Южная Франция, недостаточно охваченная процессами индустриализации в прошлом, до сих пор привлекательны для новых капиталовложений. В последнее время в связи с развитием транспортной сети и возросшей ролью таких факторов, как качество жизни и условия работы, новые промышленные компании обосновываются в юго-восточных районах Франции, расположенных поблизости от средиземноморского побережья или в предгорьях Альп.

СТРОИТЕЛЬСТВО.

насчитывалось 6,3% всех занятых, или 1,4 млн. человек (причем 1/3 из них составляют иностранные рабочие), и она произвела 4,6% добавочной стоимости. В 1997 было возведено только 271,6 тыс. домов (в 1985 – 295,5 тыс.). Строительные компании все больше сосредоточиваются на восстановлении и реконструкции старых зданий. Многие компании из-за колебаний цен на внутреннем рынке берут подряды на работы за рубежом, особенно в бывших французских колониях в Африке и в странах Латинской Америки.

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ.

В 1997 в этой отрасли Как и в других крупных странах Запада, во Франции доминирует третичный сектор, или сфера услуг. В 1997 в нем было занято 70,88% всех занятых, или ок. 15,8 млн. человек. Даже во время экономического спада доходы и уровень жизни населения продолжали расти, стимулируя спрос на ряд деловых и потребительских услуг. Спрос вырос также и на ряд услуг государственного сектора, особенно в здравоохранении и образовании.

Набор услуг, объединяемых в третичном секторе, весьма разнообразен. Среди них основное различие можно провести между рыночными и нерыночными услугами. Категория рыночных услуг включает розничную торговлю, транспортные перевозки, телекоммуникации, почтовую связь, гостиничное и ресторанное обслуживание, финансовую деятельность и проч. Нерыночные услуги охватывают деятельность центральной и местной власти (полиция, вооруженные силы, суды и образование). Крупнейшими работодателями страны являются Французская система железных дорог (более 220 тыс. занятых) и почтовая служба (свыше 300 тыс. занятых).

Центры услуг сосредоточены преимущественно в крупных городах страны. Регионы Иль-де-Франс и плотно заселенный Прованс-Лазурный Берег отличаются высоким уровнем занятости в третичном секторе. Туризм преобладает в секторе услуг на юге, тогда как в Иль-де-Франс основным стимулом развития этого сектора служит ведущая роль столицы как административного, культурного и экономического центра страны, что способствует концентрации различных услуг. Хотя в Иль-де-Франс проживают лишь 19% населения страны, здесь сосредоточены 3/4 занятых в секторе услуг, включая большое число рабочих мест в области контроля и управления, вплоть до высших административных постов.

Продолжающееся расширение сферы услуг преобразовало облик городских ландшафтов за счет постройки новых офисных и торговых комплексов. Еще в начале 1960-х годов началось сооружение комплекса деловых высотных зданий в новом районе Дефанс в северо-западной части Парижа. Этот комплекс в 1994 занимал территорию в 80 га, а площадь офисов составляла 237 млн. кв. м. Здесь размещаются штаб-квартиры многих мультинациональных корпораций и один из крупнейших региональных торговых центров Иль-де-Франс. Сходные комплексы изменили облик центральных районов таких больших провинциальных городов, как Лион и Лилль. Первые такие супермаркеты появилась во Франции в 1960-х годах. К 1993 в стране насчитывалось 950 супермаркетов, в которых было занято 170 тыс. человек и продавалось 18% всех товаров розничной торговли (по суммарной стоимости) и 25% всех продуктов питания. В 1998 число супермаркетов выросло до 1123.

ТУРИЗМ.

Франция с ее обилием привлекательных ландшафтов, многообразием памятников культуры и всемирно известной кухней и винами сумела превратить туризм в важную отрасль экономики, где насчитывается 1,5 млн. рабочих мест. В 1996 страну посетили 62,4 млн. иностранных туристов, которые истратили при этом 28,4 млрд. долл. Большинство туристов приезжает из Нидерландов, Италии и Великобритании. В целом сектор туризма в 1996 дал 2% ВВП.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ПЛАТЕЖИ.

В 1997 объем внешней торговли составлял 36,5% ВВП. Главные статьи импорта – энергоносители, основные химические продукты, машины и оборудование, электроника, продовольственные товары, автомобили и ткани. Многие из этих статей являлись также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили, машины и оборудование, химические продукты и фармацевтические препараты. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. Баланс экспорта и импорта показывает, что в экспорте Франции растет доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С середины 1980-х годов страна стала также импортером продукции машиностроения. Франция длительное время испытывала внешнеторговый дефицит, хотя он был сбалансирован за счет поступлений от сферы услуг и туризма. В 1997 импорт в целом составлял 1563,6 млрд. франков, а экспорт 1713,3 млрд. франков.

Внешняя торговля Франции постепенно переориентировалась на Европейский союз (ЕС). 55% экспорта и 49% импорта в 1980 приходились на страны-члены ЕС, а к 1997 эти показатели были соответственно 61% и 67%. Главными партнерами Франции в рамках ЕС являются Германия и Италия. За пределами Европы крупный торговый партнер – США.

ДЕНЕЖНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМЫ.

Франция располагает большой и разветвленной банковской системой с тремя ведущими банковскими учреждениями – «Креди Агриколь», «Банк Насьональ де Пари» и «Креди Лионне», входящими в первую десятку мировых банков. Общий контроль возложен на «Банк де Франс». Его новый независимый статус (1994) схож со статусом «Бундесбанка» в ФРГ и стал условием, установленным Маастрихтским соглашением, для введения единой европейской валюты. «Банк де Франс» выпускает французскую денежную единицу – франк. 1 января 1999 начал функционировать Европейский валютный союз, членом которого является и Франция. С 1 января 2002 национальной валютой является евро (EURO).

Вслед за национализацией 1982 значительная часть банковской системы перешла в государственную собственность. Однако последующая приватизация двух ведущих банков, «Сосьете Женераль» в 1987 и «Банк Насьональ де Пари» в 1993, так же, как и основных финансовых групп и ряда более мелких банков, значительно изменила ситуацию.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

В 1998 государственные расходы оценивались в 293,8 млрд. долл., а дефицит бюджета – свыше 47,8 млрд. долл., что составляет ок. 3,4% ВВП. Дефицит бюджета рос в течение 1990-х годов, так как более высокие расходы не покрывались увеличивавшимися доходами, главным образом из-за негативного воздействия экономического спада. Около 36% денежных поступлений в государственную казну связано со взиманием прямых налогов с корпоративных и частных доходов. Остальное поступает из косвенных источников, в первую очередь от налога на добавочную стоимость, который составляет 54%. Главные статьи расходов – образование, оборона, транспорт и жилищное хозяйство. После децентрализации системы управления страной в 1982 растущая доля государственных затрат была переложена на местные органы власти, особенно в области образования и профессионального обучения.

Затраты на социальное обеспечение значительно увеличились из-за роста пособий по безработице, расходов на здравоохранение и повышение пенсий пожилым людям. В 1994 эти затраты превысили 422 млрд. долл., т.е. составляли 30,5% ВВП.

Рост ВВП Франции в 2011, 2012 и 2013 соответственно 2,1%, 1,9% и 2,0%.

Власти Франции также неоднократно заявляли, что к 2013 смогут сократить дефицит бюджета, чтобы он составил менее 3% от ВВП. В 2012 правительство рассчитывает на сокращение дефицита до уровня в 4,6% от ВВП. Согласно данным французского статистического института Insee, бюджетный дефицит страны в 2010 году составил 7,1% от ВВП, а государственный долг – 82,3% ВВП.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.