Византия и судьбы арберешей

История Византийской империи, просуществовавшей тысячелетие, — это история политического могущества огромной державы и  ее падения, это история расцвета цивилизации, оказавшей огромное  влияние на культуру Восточного Средневековья, Европы и Древней  Руси. Арбереши, включенные в состав империи, пережили с  нею все исторические коллизии и испытали мощное влияние ее  культуры.  В VII-VIII вв. Византия, сотрясаемая внутренними смутами  и с трудом выдерживавшая натиск внешних врагов, фактически  утратила контроль над западной частью Балкан.

Для восстановления своих позиций правители империи в начале IX в. распространили на этот район новое административное деление на фемы —  военно-административные округа во главе со стратигами. Современные албанские земли вошли в фему Диррахий, простиравшуюся к северу от реки Вьосы до Диоклеи (Черногории), и в  фему Никополь, охватывавшую территорию к югу от Вьосы до  залива Арта.  В IX — X вв. арбереши оказались в сфере военного соперничества между Византией и Болгарией, которое принесло беды и  опустошение арберийским областям.

С середины IX в. и до начала  XI в. земли будущей Албании входили в состав Первого Болгарского  царства, потом снова отошли к Византии. В начале XI в. центральная власть империи находилась в кризисном состоянии: в ходе  противостояния феодальной бюрократии столицы и военной провинциальной аристократии усилились тенденции завоеванных периферийных областей к отложению от империи. В середине XI в. на  землях, где ныне расположена Черногория, возникло самостоятельное славянское государство с центром в Шкодре.  В XI-XII вв. арберийские земли пережили разорительные  вторжения норманнов. И в это же время через Балканский полуостров прошли участники Первого крестового похода. Паладины,  шедшие «освобождать от неверных гроб Господен», по дороге  грабили христиан. От них сильно пострадали Дуррес и Влёра.

Начиная уже с XI в. в сочинениях византийских авторов стало  фигурировать географическое и политическое понятие «Арберия» —  страна, населенная арберешами. Первоначально понятие «Арберия»  распространялось на область от Дрина до Дурреса. Земли эти  были в целом пригодны для хозяйственной деятельности, через  них проходили важные торговые пути, поэтому экономическая  жизнь там развивалась быстрыми темпами. В дальнейшем рамки  применения понятия «Арберия» расширялись, охватив и другие  территории с албаноязычным населением.  Общее название народа и населенной им территории, несомненно, указывает на внутреннее объединение, на создание этнической  общности. Общность хозяйственных навыков и особенности быта  и культуры возникали и совершенствовались в процессе приспособления людей к естественной географической среде их обитания,  в процессе выработки оптимальных форм.

Археологические материалы, датируемые XI-XII вв., которые были обнаружены в  долинах, предгорной и горной зонах, указывают на довольно высокий уровень развития земледельческого и скотоводческого хозяйства и ремесел арберешей, на торговые связи между отдельными  местностями, населенными арберешами, и между городами Адриатического и Ионического побережий.  К этим городам было направлено пристальное внимание богатых торговых республик — Венеции и Рагузы (современный Дубровник). Некоторые античные города, например Аполлония, Фойнике, Амантия, претерпевшие разорение и упадок в раннем средневековье, не восстанавливались более, но многие старинные города  продолжали жить интенсивной хозяйственной и общественной  жизнью. Таковы Дуррес, Шкодра, Лежа, Влёра, Тивар (Бар),  Дришт.

В городах сосредоточивалось многоэтничное население,  занятое торговлей и ремеслами: здесь вместе с арберешами жили  славяне (среди них немало дубровчан), венецианцы, евреи, греки.  Для охраны торговых и стратегических дорог возводились крепости — Круя, Дибра, Канина, Сарда, Белиград (современный  Берат) и др. Для этой эпохи было характерно неполное отделение  ремесла от сельского хозяйства: многие горожане возделывали  поля, выращивали сады в городских окрестностях.  Экономическое развитие, рост городов — все это создавало  благоприятные условия для формирования единства населения,  основанного на общности языка, культуры и локализованного  на сплошной территории Арберии. В этот период арбереши были  включены в великое культурное и общественное явление мировой  цивилизации, которое именуется византийской культурой. Через  Византию они приобщились к христианству — официальной религии государства, идеологической основе императорской власти.  Умирал старый порядок рабовладельческого общества, а с ним и  его идеология — язычество, нарождалось новое мировоззрение.  Главная социальная опора императора — низшие слои городского  населения были менее связаны старой традицией, чем противостоящая императору земельная аристократия, державшаяся за  языческие культы. Христианская церковь вступила в сотрудничество с государственной властью, создалась компактная организация державы.  В верованиях древних иллирийцев общинно-родовой эпохи отражалось отношение людей к природе, среди которой они жили и  обустраивали свой повседневный и производственный быт, а также  отношения людей друг к другу в тесном мире их непосредственных  контактов.

Христианство, с его необычной силой экспансии, разошедшееся по всему европейскому миру, втягивало средневековых  арберешей в обширный круг народов Юго-Восточной Европы  отныне уже не только в плане материального обмена продуктами  труда, но и в отношении религиозном, т. е. культурном в широком  смысле этого слова, менявшем общественное сознание. В процессе  становления албанского этноса общность христианского культа,  безусловно, служила объединяющим фактором.  Точная дата христианизации арберешей не известна. Анализ  албанской лексики наводит на мысль, что они приняли христианство ранее совершившегося в конце IX в. крещения болгар и  венгров.  Политическое противостояние западной и восточной частей  Римской империи привели к формированию двух церквей — католической на Западе и православной на Востоке. Официальный  раскол (схизма) произошел в 1054 г. Население албанских областей  оказалось разделенным между зонами влияния римско-католического и греко-православного. Значительная часть албанских христиан были православными и в разное время подчинялись патриархам константинопольским, болгарским, сербским. Большое влияние на них оказывала Охридская архиепископия, в которой состояли церкви и монастыри в окрестностях Корчи, Берата, Эльбасана, а временами даже Печская (Ипекская) патриархия.

Еще  в IX в. в албанских областях проповедовали Климент — основатель  Охридской школы просвещения и книжности, а затем его ученик  Марк. Позже, после османского завоевания, Охридская архиепископия подчинила православные общины в Италии, Венеции, Далмации, объединявшие албанцев, греков и славян — мигрантов из  занятых турками областей Балканского полуострова.  Католицизм насаждал Ватикан, а позже активную деятельность развила Венецианская республика, стремившаяся закрепиться  на восточном побережье Адриатики. Центром католической культуры и религии стал Тивар, позднее — Шкодра.  В архитектуре и изобразительном искусстве на землях будущей  Албании, как и на всем Балканском полуострове, доминирующее  влияние принадлежало византийскому искусству. Упоминавшиеся  выше крепостные сооружения представляли собою жилую застройку, окруженную системой оборонительных стен и башен. Стены  опоясывали город кольцом (как, например, в Дурресе) или окружали его четырехугольником (в Канине, Леже, Петреле).  В церковной архитектуре до XII в. преобладал византийский  стиль. Примером его может служить церковь св. Николая в Месопотаме близ Дельвины, сооруженная в X или XI в. Это крестовокупольная постройка (имеет в плане равносторонний так называемый византийский крест), сложенная из плоских кирпичей, увенчанная четырьмя куполами, крытая черепицей. Внутреннее пространство двумя рядами колонн разделено на три нефа. В орнаментальном украшении храма присутствуют элементы античные  или ранневизантийские: изображения дракона, орла, льва. Эта  церковь наиболее древняя из сохранившихся поныне памятников  византийского стиля. В городах и селах современной Албании  или среди остатков исчезнувших поселений стоят в наше время  руины многих церквей подобного стиля.

С XII в. в североалбанских областях стали появляться культовые здания романского  стиля. Таковы, например, возведенные в XIII в. собор в Шаси,  церковь Богородицы в Вау-и-Дайс, церковь св. Сергия и Влаха в  Оботи. Живопись в средние века была почти исключительно церковной. В иконографии персонажи священной истории изображались без страсти и движения в сухой, аскетической манере, согласно  канонам Афонской школы, переносившей на живопись приемы  миниатюры. Наряду с прямым подражанием византийским мастерам существовала и местная школа, имевшая свою специфику:  богатый колорит, разнообразие композиций.

Византийские каноны  сохранялись в албанской иконографии очень долго, вплоть до  возникновения станковой живописи в начале XX в. Несколько  позже появилась фресковая живопись, наиболее ранние ее памятники датируются XI в.  Памятники византийской эпохи дополнили произведения архитектуры, скульптуры и мозаичного искусства римского времени  и создали в арберийских землях неповторимую картину сочетания  времен и стилей, которая до сих пор отличает албанские города.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Оставить комментарий