Византия и судьбы арберешей
История Византийской империи, просуществовавшей тысячелетие, — это история политического могущества огромной державы и ее падения, это история расцвета цивилизации, оказавшей огромное влияние на культуру Восточного Средневековья, Европы и Древней Руси. Арбереши, включенные в состав империи, пережили с нею все исторические коллизии и испытали мощное влияние ее культуры. В VII-VIII вв. Византия, сотрясаемая внутренними смутами и с трудом выдерживавшая натиск внешних врагов, фактически утратила контроль над западной частью Балкан.
Для восстановления своих позиций правители империи в начале IX в. распространили на этот район новое административное деление на фемы — военно-административные округа во главе со стратигами. Современные албанские земли вошли в фему Диррахий, простиравшуюся к северу от реки Вьосы до Диоклеи (Черногории), и в фему Никополь, охватывавшую территорию к югу от Вьосы до залива Арта. В IX — X вв. арбереши оказались в сфере военного соперничества между Византией и Болгарией, которое принесло беды и опустошение арберийским областям.
С середины IX в. и до начала XI в. земли будущей Албании входили в состав Первого Болгарского царства, потом снова отошли к Византии. В начале XI в. центральная власть империи находилась в кризисном состоянии: в ходе противостояния феодальной бюрократии столицы и военной провинциальной аристократии усилились тенденции завоеванных периферийных областей к отложению от империи. В середине XI в. на землях, где ныне расположена Черногория, возникло самостоятельное славянское государство с центром в Шкодре. В XI-XII вв. арберийские земли пережили разорительные вторжения норманнов. И в это же время через Балканский полуостров прошли участники Первого крестового похода. Паладины, шедшие «освобождать от неверных гроб Господен», по дороге грабили христиан. От них сильно пострадали Дуррес и Влёра.
Начиная уже с XI в. в сочинениях византийских авторов стало фигурировать географическое и политическое понятие «Арберия» — страна, населенная арберешами. Первоначально понятие «Арберия» распространялось на область от Дрина до Дурреса. Земли эти были в целом пригодны для хозяйственной деятельности, через них проходили важные торговые пути, поэтому экономическая жизнь там развивалась быстрыми темпами. В дальнейшем рамки применения понятия «Арберия» расширялись, охватив и другие территории с албаноязычным населением. Общее название народа и населенной им территории, несомненно, указывает на внутреннее объединение, на создание этнической общности. Общность хозяйственных навыков и особенности быта и культуры возникали и совершенствовались в процессе приспособления людей к естественной географической среде их обитания, в процессе выработки оптимальных форм.
Археологические материалы, датируемые XI-XII вв., которые были обнаружены в долинах, предгорной и горной зонах, указывают на довольно высокий уровень развития земледельческого и скотоводческого хозяйства и ремесел арберешей, на торговые связи между отдельными местностями, населенными арберешами, и между городами Адриатического и Ионического побережий. К этим городам было направлено пристальное внимание богатых торговых республик — Венеции и Рагузы (современный Дубровник). Некоторые античные города, например Аполлония, Фойнике, Амантия, претерпевшие разорение и упадок в раннем средневековье, не восстанавливались более, но многие старинные города продолжали жить интенсивной хозяйственной и общественной жизнью. Таковы Дуррес, Шкодра, Лежа, Влёра, Тивар (Бар), Дришт.
В городах сосредоточивалось многоэтничное население, занятое торговлей и ремеслами: здесь вместе с арберешами жили славяне (среди них немало дубровчан), венецианцы, евреи, греки. Для охраны торговых и стратегических дорог возводились крепости — Круя, Дибра, Канина, Сарда, Белиград (современный Берат) и др. Для этой эпохи было характерно неполное отделение ремесла от сельского хозяйства: многие горожане возделывали поля, выращивали сады в городских окрестностях. Экономическое развитие, рост городов — все это создавало благоприятные условия для формирования единства населения, основанного на общности языка, культуры и локализованного на сплошной территории Арберии. В этот период арбереши были включены в великое культурное и общественное явление мировой цивилизации, которое именуется византийской культурой. Через Византию они приобщились к христианству — официальной религии государства, идеологической основе императорской власти. Умирал старый порядок рабовладельческого общества, а с ним и его идеология — язычество, нарождалось новое мировоззрение. Главная социальная опора императора — низшие слои городского населения были менее связаны старой традицией, чем противостоящая императору земельная аристократия, державшаяся за языческие культы. Христианская церковь вступила в сотрудничество с государственной властью, создалась компактная организация державы. В верованиях древних иллирийцев общинно-родовой эпохи отражалось отношение людей к природе, среди которой они жили и обустраивали свой повседневный и производственный быт, а также отношения людей друг к другу в тесном мире их непосредственных контактов.
Христианство, с его необычной силой экспансии, разошедшееся по всему европейскому миру, втягивало средневековых арберешей в обширный круг народов Юго-Восточной Европы отныне уже не только в плане материального обмена продуктами труда, но и в отношении религиозном, т. е. культурном в широком смысле этого слова, менявшем общественное сознание. В процессе становления албанского этноса общность христианского культа, безусловно, служила объединяющим фактором. Точная дата христианизации арберешей не известна. Анализ албанской лексики наводит на мысль, что они приняли христианство ранее совершившегося в конце IX в. крещения болгар и венгров. Политическое противостояние западной и восточной частей Римской империи привели к формированию двух церквей — католической на Западе и православной на Востоке. Официальный раскол (схизма) произошел в 1054 г. Население албанских областей оказалось разделенным между зонами влияния римско-католического и греко-православного. Значительная часть албанских христиан были православными и в разное время подчинялись патриархам константинопольским, болгарским, сербским. Большое влияние на них оказывала Охридская архиепископия, в которой состояли церкви и монастыри в окрестностях Корчи, Берата, Эльбасана, а временами даже Печская (Ипекская) патриархия.
Еще в IX в. в албанских областях проповедовали Климент — основатель Охридской школы просвещения и книжности, а затем его ученик Марк. Позже, после османского завоевания, Охридская архиепископия подчинила православные общины в Италии, Венеции, Далмации, объединявшие албанцев, греков и славян — мигрантов из занятых турками областей Балканского полуострова. Католицизм насаждал Ватикан, а позже активную деятельность развила Венецианская республика, стремившаяся закрепиться на восточном побережье Адриатики. Центром католической культуры и религии стал Тивар, позднее — Шкодра. В архитектуре и изобразительном искусстве на землях будущей Албании, как и на всем Балканском полуострове, доминирующее влияние принадлежало византийскому искусству. Упоминавшиеся выше крепостные сооружения представляли собою жилую застройку, окруженную системой оборонительных стен и башен. Стены опоясывали город кольцом (как, например, в Дурресе) или окружали его четырехугольником (в Канине, Леже, Петреле). В церковной архитектуре до XII в. преобладал византийский стиль. Примером его может служить церковь св. Николая в Месопотаме близ Дельвины, сооруженная в X или XI в. Это крестовокупольная постройка (имеет в плане равносторонний так называемый византийский крест), сложенная из плоских кирпичей, увенчанная четырьмя куполами, крытая черепицей. Внутреннее пространство двумя рядами колонн разделено на три нефа. В орнаментальном украшении храма присутствуют элементы античные или ранневизантийские: изображения дракона, орла, льва. Эта церковь наиболее древняя из сохранившихся поныне памятников византийского стиля. В городах и селах современной Албании или среди остатков исчезнувших поселений стоят в наше время руины многих церквей подобного стиля.
С XII в. в североалбанских областях стали появляться культовые здания романского стиля. Таковы, например, возведенные в XIII в. собор в Шаси, церковь Богородицы в Вау-и-Дайс, церковь св. Сергия и Влаха в Оботи. Живопись в средние века была почти исключительно церковной. В иконографии персонажи священной истории изображались без страсти и движения в сухой, аскетической манере, согласно канонам Афонской школы, переносившей на живопись приемы миниатюры. Наряду с прямым подражанием византийским мастерам существовала и местная школа, имевшая свою специфику: богатый колорит, разнообразие композиций.
Византийские каноны сохранялись в албанской иконографии очень долго, вплоть до возникновения станковой живописи в начале XX в. Несколько позже появилась фресковая живопись, наиболее ранние ее памятники датируются XI в. Памятники византийской эпохи дополнили произведения архитектуры, скульптуры и мозаичного искусства римского времени и создали в арберийских землях неповторимую картину сочетания времен и стилей, которая до сих пор отличает албанские города.
Добавить себе закладку на эту станицу: