Бокс — благородное искусство?

Лондон может по праву претендовать на роль родоначальника бокса как одного из видов современного спорта. В 1719 году Джеймс Фигг, первый чемпион Англии по боксу, основал собственную «Академию бокса и фехтования», где обучение проводилось по четким методикам, включавшим в себя тренировочный процесс и специальные сбалансированные диеты.

А в 1743 году один из его учеников — бывший лодочник из Уоппинга по имени Джек Броутон — впервые сформулировал кодекс правил бокса, который включал 30-секундный перерыв для восстановления после нокдауна, запрет бить упавшего противника и, самое главное, запрет бить ниже пояса или применять борцовские приемы. Еще одним существенным изобретением Броутона стали боксерские перчатки, которые, однако, надевались лишь во время спарринга. Бои же по-прежнему велись без перчаток. В лице Дэниела Мендосы (1764-1836) Лондон сотворил себе первого спортивного кумира — звезду бокса общенационального масштаба. Уроженец Олдгейта, «еврей Мендоса» еще в подростковом возрасте учился драться ради того, чтобы защищать себя и своего хозяина от неожиданных нападений на улице. Трудно было предположить, что этот человек при более чем скромных внешних данных — рост Мендосы составлял 5 футов 7 дюймов (170 см), а вес никогда не превышал 160 фунтов (72,6 кг) — сможет претендовать на роль чемпиона всей Англии.

Не забывайте, что в ту пору весовых категорий еще не существовало и никто не обращал внимания на соотношение роста и веса соперников. И тем не менее это случилось: в период 1792-1795 годов «Еврей Мендоса» удерживал за собой чемпионский титул. А все потому, что он никогда не делал ставку на грубую силу. Скорость, мастерство и умение держать равновесие — вот три козыря Мендосы, которые компенсировали недостаток роста и мышечной массы. Этот боксер, как никто, умел маневрировать на ринге, на том и строилась его тактика ведения боя. Дезориентировать врага, обрушить на него серию внезапных точных ударов и тут же уйти из зоны досягаемости — прежде чем ошарашенный противник сумеет понять, что произошло. Свои приемы, равно как и общее понимание идеологии бокса, Мендоса изложил в книге «Искусство боксирования» — по сути, первом научном трактате, посвященном этому «благородному искусству самозащиты».

«Еврей Мендоса» стал первым представителем своей нации, который удостоился личной встречи с правящим монархом. В конце концов Мендоса потерпел обидное поражение от боксера по кличке «Джентльмен Джексон», который сражался, однако, отнюдь не по-джентельменски: в частности, в данном бою он ухватил Мендосу за волосы, собранные в «конский хвост», и одной рукой удерживал его, а другой наносил нещадные удары по лицу. После столь вопиющего беззакония Мендоса практически перестал выступать на ринге. Все силы он сосредоточил на тренерской работе в академии бокса. Когда приспел срок, он благополучно ушел на пенсию и уединился для написания мемуаров. Его аккуратный домик до сих пор стоит среди себе подобных на Парадайз-роу в Бетнал-Грин.

В 1820-х годах произошла серия скандалов, связанных с подтасовкой результатов, после чего в профессиональном боксе наметился явный спад. Королевский двор и аристократы поспешили лишить боксеров своего покровительства, вслед за ними разочаровалась в боксе и широкая публика.

Хотя в 1890-х годах бои без перчаток все еще продолжались, жестокость ринга (равно как и его продажность) значительно уменьшились с возникновением Ассоциации боксеров-любителей (1880) и Национального спортивного клуба (1891). На правах руководящего спортивного органа Клуб установил разделение на весовые категории, а президент НСК лорд Лонсдейл ввел традицию вручения чемпионских поясов для победителей в отдельных категориях. Большинство боев НСК проводилось в окрестностях «Кафе Ройял» на фешенебельной Риджент-стрит в присутствии высокопоставленной публики в смокингах и бабочках.

В конце викторианской эпохи наметилась новая традиция: под руководством энтузиастов — выпускников таких знаменитых частных школ, как Хейлибери и Рептон, стали появляться спортивные клубы для мальчиков. Организаторы исходили из тех соображений, что занятия боксом помогут обуздать излишнюю подростковую агрессивность или, по крайней мере, направят ее в нужное русло. Волонтеры ставили перед собой цель не только научить мальчишек грамотно драться, но и воспитать в них чувство собственного достоинства и в конечном счете удержать от преступного пути. Более того, они полагали, что профессиональный бокс даст возможность неблагополучным подросткам заработать деньги и выбиться в люди. И хотя связь школы Рептон с одноименным клубом прервалась в 1970-х годах, руководители клуба и до сих пор продолжают разыскивать талантливую молодежь на улицах Ист-Энда и воспитывать звезд спорта. Свежий пример тому — успешная карьера олимпийского чемпиона боксера-супертяжеловеса Одли Харрисона.

Ист-Энд вообще чрезвычайно богат на спортивные таланты — можно сказать, что большая часть английских боксеров пришла на ринг из этого района Лондона. Эстафету еврейского превосходства Мендосы подхватил его единоверец, изобретатель апперкота «Голландец» Сэм Элиас, а также Барни Аарон, известный под прозвищем «Звезда Ист-Энда». В XX веке их дело продолжили ист-эндские евреи Тед «Малыш» Льюис (он же Гершон Менделофф) и Джек «Малыш» Берг (настоящее имя Иуда Бергман). Льюис (1894-1970) по прозвищу Олдгейтский Сфинкс стал самым молодым английским чемпионом в наилегчайшем весе — это почетное звание он завоевал в возрасте семнадцати лет. А в 1915 году, уже выступая во втором полусреднем весе, он первым из английских боксеров подтвердил свой чемпионский титул в Соединенных Штатах. Льюис, кстати, был пионером и еще в одной области: стал первым из боксеров применять специальный загубник-капу. «Уайтчепелский смерч» Берг (1909-1991) в двадцать один год выступал в юниорской лиге и завоевал звание чемпиона во втором полусреднем весе. Его спортивная карьера длилась более тридцати лет.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Комментарии запрещены.