Франция общество и культура страны
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.
Длительный период экономического роста и прогресса, который начался в начале 1950-х годов, сопровождался значительным расширением среднего класса. В пределах этой категории населения возникли две группы: преуспевающие, продвигающиеся вверх по социальной лестнице руководители высшего ранга, профессионалы с растущими доходами и постоянной работой и быстро увеличивающееся число людей, в основном служащих, нормой жизни которых стали безработица и низкий уровень. Хотя традиционный рабочий класс, т.н. «синие воротнички», все еще образует самую широкую социальную группу, его численность уменьшилась вследствие автоматизации труда, спада производства и изменений в структуре занятости в пользу сферы услуг и сокращения мест, где требуется ручной труд.
ТРУД.
Сокращение численности рабочих привело к снижению роли профсоюзов. Во Франции в 1996 только 8% рабочих состояли в профсоюзах, т.е. меньше, чем в любой другой стране Западной Европы. В стране три самых крупных и влиятельных профсоюза – Всеобщая конфедерация труда (ВКТ); Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ) с более центристской позицией, и «Форс увриер» (Рабочая сила) – радикальный левый союз. ВКТ традиционно поддерживалась главным образом рабочими тяжелой промышленности. Члены двух других профсоюзов охватывают более широкий спектр работающих в разных отраслях экономики.
В послевоенный период значительно увеличилось число работающих женщин. В 1997 работу имели более 11,3 млн. женщин, причем за последнее десятилетие их число выросло на 1 млн. Число работающих мужчин увеличилось за тот же период на 1,2 млн. и составило ок. 13,8 млн. человек. Рост числа рабочих мест в сфере услуг и мест с неполной занятостью способствовали привлечению на эти места женщин, которые желали большей независимости и финансовой обеспеченности. Отчасти из-за того, что многие женщины работают неполное рабочее время и прерывали свою карьеру для воспитания детей, труд женщин оплачивается примерно на 25% ниже, чем труд мужчин, хотя этот разрыв постепенно сокращается.
ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ.
В 1990-е годы значительную группу во французском обществе составляли люди, родившиеся за границей. По данным переписи 1990, в стране проживало почти 4,2 млн. иностранцев (7,4% ее населения). В послевоенный период поток иммигрантов хлынул из бывших французских колоний Северной Африки, особенно из Алжира.
ОБРАЗ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
В настоящее время тратится меньше денег на еду, одежду и домашнее хозяйство, в то же время возросли расходы на наем жилья, транспорт, путешествия и отдых. В период между 1970 и началом 1990-х годов в пять раз выросли цены на медицинские услуги. Ежегодные государственные расходы на здравоохранение в 1993 достигли 9% ВВП (самый высокий показатель для стран ЕС). Быстро растущие затраты создали бюджетный дефицит в системе социального обеспечения.
Суммарный рост пенсионных выплат также стал серьезной проблемой, так как средняя продолжительность жизни увеличилась и население страны постарело. В 1996 число лиц в возрасте 65 лет и старше составляло 15,2% населения (в 1970 – 12,8%). В 1991 правительство ввело новый налог для оплаты программы социального обеспечения – «общий социальный взнос».
Безработица превратилась в серьезную проблему 1980-х – 1990-х годах. В 1998 работы не имели более 3 млн. человек (11,8% трудоспособного населения). Безработица больнее ударила по женщинам, чем по мужчинам, в большей степени затронула иммигрантов, чем французов, молодежь по сравнению с людьми среднего возраста, и неквалифицированных рабочих. Существуют и региональные различия: самый высокий уровень безработицы в промышленном северном районе и на средиземноморском побережье.
В 1997 молодежь в возрасте до 25 лет составляла более 28% безработных, что было самым высоким показателем для Северо-Западной Европы. Правительство пыталось смягчить эту проблему, предлагая молодым людям краткосрочные контракты. Столкнувшись с проблемой поиска работы, многие молодые люди продлевали свое обучение, и 2,1 млн. студентов продолжали учиться в высших учебных заведениях в 1998. Движения протеста стали характерными для студентов университетов и других вузов.
Рост безработицы и числа уволенных в 1980-е годы совпал с возрождением такого явления, как бедность. «Новые бедные», составляющие, по оценкам, ок. 15% населения, – люди с низкими доходами или вовсе без них, часто бездомные. В 1985 комедийный актер М.Колюш создал т.н. «ресто дю кёр» («рестораны от сердца»), обслуживаемые добровольцами, где нуждающимся подавали три блюда. Даже после смерти Колюша в 1986 эта благотворительная деятельность продолжалась. Ежегодно обслуживалось почти 400 тыс. человек и бесплатно раздавалось более 27 млн. порций. В 1988 правительство ввело принцип гарантированного минимального дохода, выплачиваемого государством для помощи самым нуждающимся. Благодаря этим мерам помощь была оказана почти 600 тыс. семей.
Такие проблемы современного французского общества, как безработица, бедность, преступность и трудности интеграции иностранцев, затронули в основном крупные города, в частности Париж и Лион. В городских агломерациях жилищные проблемы были разрешены с помощью строительства в пригородах в 1960 – начале 1970-х годов многоэтажных домов для неимущих и бедноты. Часто в этих домах размещали и иммигрантов.
КУЛЬТУРА
ОБРАЗОВАНИЕ.
В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако образование не является монополией государства. Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, контролируемыми государством, имеются частные заведения, взимающие плату за обучение и обычно находящиеся в ведении частных или религиозных организаций. Для обеспечения стандартов обучения Министерство образования определяет содержание учебных курсов для всех студентов, желающих получить официальные дипломы независимо от того, где они проходят обучение. Наличие университетского диплома имеет значение для карьеры почти во всех профессиях. Даже работникам физического труда для получения работы желательно иметь документ о полном или незаконченном профессиональном образовании.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Франции, заложенная реформами Наполеона I в 1806 и 1808, возглавляется министром народного образования. Ему оказывают помощь директора управлений начального и среднего образования и несколько комитетов, состоящих из преподавателей и чиновников. Территория Франции поделена на 27 академий – учебных округов, каждый из которых обслуживает несколько департаментов. Во главе академий стоят ректоры, подчиняющиеся министру образования. Ректору подчинены инспекторы академий – высшие чиновники школьного ведомства в каждом департаменте, которые руководят на местах всеми делами начального и среднего образования.
Под влиянием студенческих волнений 1968, когда выдвигалось требование бóльшей децентрализации системы высшего образования, было создано Министерство по делам университетов. Университеты претерпели радикальную реорганизацию: вместо прежнего объединения факультетов появились автономные многоотраслевые центры, состоящие из департаментов. Они управляются администрацией и представителями преподавателей и студентов, которые совместно определяют учебные и исследовательские направления и избирают деканов и президентов университетов. Большинство таких университетов было разделено на два-три самостоятельных университета. Крупнейший из них – Парижский университет – состоит из 13 университетов; три университета из их числа были образованы на базе Сорбонны.
В 1998 во Франции функционировали 77 государственных и 5 частных университетов. В 1966 при традиционных университетах было создано несколько специализированных технических институтов. В 1998 общее число государственных и частных высших учебных заведений, включая университеты, превысило 450. Особо выделяются специальные вузы (grandes écoles), готовящие высшие административные кадры и специалистов высокой квалификации для промышленности, торговли, здравоохранения, армии, бизнеса, сельского хозяйства. Созданы коллежи университетского профиля (antennes universitaires), дающие специальное образование, в таких городах, как Блуа, Труа, Тарб, Бове и Байонна. В настоящее время примерно половина студентов происходит из низших и средних сословий и рабочей среды. Около 12% студентов – иностранцы из развивающихся стран. В 1991 правительство одобрило «План развития университетов до 2000» – программу, ориентированную на дальнейшее расширение сети университетов.
Посещение школ обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет. В начальной школе учатся дети в возрасте от 6 до 12 лет, а в средней – от 11 до 17–18 лет. В настоящее время среднее образование дается в неполной средней школе – «едином коллеже» (четырехгодичное обучение) и лицеях общего образования (срок обучения 3 года) либо профессионального образования (срок обучения 2–3 года, готовит квалифицированных рабочих). Число учащихся начальных школ по мере замедления темпов роста населения сокращается, а число учащихся средних школ увеличивается незначительно. Напротив, число студентов высших учебных заведений быстро растет, поскольку молодые люди ищут лучшие места для трудоустройства. В 1998 в начальных школах обучалось 3,9 млн. человек, в средних – 6 млн. и в высших учебных заведениях – 2,1 млн. Кроме того, сетью дошкольных учреждений, т.н. материнских школ, охвачено 2,4 млн. детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Уникальное положение занимает Коллеж де Франс, основанный в 1530 королем Франциском I. В нем читают лекции выдающиеся французские и зарубежные ученые. Особо выделяется Французская Академия, учрежденная в 1635 Людовиком XIII. В ее состав входят 40 наиболее выдающихся ученых, т.н. «бессмертные». Основные задачи Академии – выработка норм французского языка, издание стандартной грамматики и словаря французского языка.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО.
Ежегодно в стране в среднем выпускается 39 тыс. новых названий книг и продается 380 млн. экземпляров. Во Франции насчитывается ок. 400 издательств, большинство из них расположено в Париже, а книжные магазины имеются даже в самых маленьких городах. Обзоры новостей из мира литературы и искусства часто даются на страницах ежедневных газет. Выпускается много еженедельных и ежемесячных журналов, таких, как «Нувель» и «Кензен Литерер». Ведущие журналы, завоевавшие международное признание, – «Ревю де монд» (основан в 1829), «Нувель ревю франсез» (1909, с 1945 издается как «Нувель НРФ») и «Тан Модерн» (1946). Самая крупная и известная во Франции Национальная библиотека в Париже субсидируется государством; кроме того, насчитывается ок. 1600 муниципальных библиотек.
Самый популярный литературный жанр – роман. Ежегодно в ноябре-декабре в литературных кругах с волнением ожидают оглашения итогов конкурсов на соискание премий – Гонкуровской, Ренодо и Французской Академии за лучшие романы. Развивая традиции великих писателей 19–20 столетий – Бальзака, Стендаля, Гюстава Флобера, Марселя Пруста, Эмиля Золя, Ромена Роллана и Андре Жида, французский роман представляет психологический и социальный портрет человека. Французских романистов интересует вопрос о положении человека в обществе, как, например, в произведениях Франсуа Мориака Клубок змей и Жоржа Бернаноса Дневник сельского священника; в романе Андре Мальро Удел человеческий герой пытается утвердить новый общественный строй. Поиск новой этики на фоне происходящей ломки традиционных ценностей предпринимали и другие писатели: Антуан де Сент-Экзюпери (Ночной полет), Жан Жионо (Всадник на крыше), Луи Арагон (Коммунисты), Колетт(Клодина), Роже Мартен дю Гар (Семья Тибо), Луи-Фердинан Селин (Смерть в кредит), Жюль Ромен (Люди доброй воли), Жан-Поль Сартр (Отвращение) и Симона де Бовуар (Мандарины). Среди более поздних авторов современного романа – Ален Роб-Грийе (Лабиринт), Сэмюэль Беккет (Моллой), Клод Симон (Дворец), Мишель Бютор (Изменение), Натали Саррот (Планетарий), Маргерит Дюра (Сквер) и Роже Вайян (Закон).
Поэзия всегда занимала видное место во французской литературе. Сознавая значение поэтического наследия, оставленного такими мастерами 19 в., как Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Поль Верлен и Артюр Рембо, а в 20 в. – Гийомом Аполлинером, современные французские поэты унаследовали традицию размышлять о природе поэзии и о роли поэта. Среди самых известных франкоязычных поэтов – Жюль Сюпервьель, Сен-Жон Перс, Пьер-Жан Жув, Жак Превер, Анри Мишо, Франсис Понж, Рене Шар, Пьер Эмманюэль, Ив Бонфуа, Луиза де Вильморен, Ален Боске, Эме Сезер и Леопольд Седар Сенгор.
Французская традиция литературной критики восходит к 16 в. и включает таких видных мастеров, как Монтень, Никола Буало, Вольтер, Дидро, Сент-Бёв, Ренан, Тэн, Шарль Пеги, Жид и Сартр. Современная критика стремится анализировать произведения со структурных и феноменологических позиций; среди ее представителей – Ролан Барт, Гастон Башляр, Люсьен Гольдман, Морис Бланшо и Ж.-П.Вебер.
Французский театр берет начало со средневековых постановок популярных спектаклей на религиозные темы. В 17 столетии благодаря пьесам Расина, Корнеля и Мольера настал его золотой век. Впоследствии драмы и комедии создавали такие преимущественно романтические писатели, как Пьер Мариво, Пьер Огюстен де Бомарше, Виктор Гюго, Альфред де Мюссе и Эдмон Ростан, а также такие писатели-натуралисты, как Анри-Франсуа Бек и Эмиль Золя. К более современным драматургам относятся Жан Ануй (Беккет, или Честь божья), Поль Клодель (Полдень), Жан Жироду (Сумасшедшая из Шайо), Беккет (В ожидании Годо, Конец игры), Жан Жене (Балкон, Черные), Артюр Адамов (Пинг-Понг), Сартр (Нет выхода), Камю (Калигула), Эжен Ионеско (Лысая певица, Носорог) и Жан Кокто (Дьявольская машина и Трудные дети).
В 1960-х годах министр культуры Андре Мальро стал возрождать французский театр. Эта тенденция продолжалась, особенно под руководством Жака Ланга, который занимал пост министра культуры в 1981–1986 и затем в 1988–1993. Многие театры Парижа, включая Гранд-Опера, Комеди-Франсез, Одеон и Национальный театр Шайо, субсидируются городскими властями или правительством страны. Среди режиссеров, заслуживших международную репутацию и работавших в Париже, – Жан-Луи Барро, Антуан Витез, Ариан Мнушкин, Питер Брук, Роже Блен, Роже Планшон и Жером Савари. Чтобы поощрить театры в других городах Франции, правительство субсидирует многие драматические труппы. Муниципальные оперные театры имеются в Лионе, Лилле и Марселе.
Наиболее известный из французских театров – Комеди-Франсез основан в 1680 Людовиком XIV для труппы знаменитого актера, режиссера и драматурга Мольера. С 1790 театр постоянно занимает здание на улице Ришелье, т.н. Зал Ришелье. По средам, когда у французских школьников нет уроков, даются специальные утренние представления по произведениям классиков. В настоящее время театр управляется «Обществом актеров Комеди-Франсез». Труппа состоит из актеров-пайщиков и актеров, с которыми заключается контракт на 1 год. Доходы театра делятся на 32 части, 30 из которых распределяются между пайщиками, а две используются как поощрительная надбавка к жалованью других актеров.
В послевоенный период было принято ставить музыкальные и драматические спектакли с участием всемирно известных актеров на многочисленных летних фестивалях, проходящих в исторических дворцах и кафедральных соборах. Кроме того, французские солисты и такие театральные труппы, как Комеди-Франсез, часто гастролировали за рубежом. Пьесы некоторых лучших французских драматургов ставились на Бродвее. По инициативе Мальро было предпринято строительство домов культуры в провинциальных городах для создания очагов всех видов искусства.
Современная французская музыка отличается новаторством и экспериментированием. Произведения таких композиторов начала 20 в., как Клод Дебюсси, Морис Равель, Жак Ибер, Лили Буланже, Габриель Форе, Эдгар Варез, Эрик Сати, и группа «Шесть» с участием Франсиса Пуленка, Дариуса Мило и Жермен Тайфер стали частью европейской музыкальной традиции. Новые горизонты были открыты такими композиторами, как Пьер Булез, Андре Жоливе, Ж.-Л. Мартине, Оливье Мессиан, Пьер Шеффен и Пьер Анри.
Франция – родина многих выдающихся современных художников и скульпторов. Среди них – Балтюс, Жан Базен, Жорж Брак, Бернар Бюффе, Рауль Дюфи, Жан Дюбюфе, Фернан Леже, Аристид Майоль, Альфред Манессье, Анри Матисс, Клод Моне, Жермен Ришье, Жорж Руо, Пьер Таль Коа, Ив Танги и Морис Утрилло. Великие художники Пабло Пикассо, уроженец Испании, и Марк Шагал, уроженец России, проработали во Франции много десятков лет.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО.
В 1995 во Франции 95% семей имели более 34 млн. телевизоров. Работают две государственных телекомпании, «Франс-2» и «Франс-3», и три частных канала, крупнейший и самый популярный из них – «ТФ-1». В больших городах принимают также кабельное и спутниковое телевидение. Действуют национальные радиовещательные станции – «Франс-Интер» (новости, музыкальная и другие программы), «Франс-Кюльтюр», «Франс-Мюзик» (симфоническая и джазовая музыка), «Франс-Инфо» (круглосуточная информационная программа), «Мув» (молодежная культура), «Радио-Блё» (пропагандирует французскую песню), а также ок. 50 местных станций.
КИНО.
Франция была ведущей кинодержавой на самой заре развития этого искусства. В 1895 братья Луи и Огюст Люмьер изобрели кинематограф. Спустя два года Жорж Мельес основал кинокомпанию «Стар». Кинокомпания «Пате Фрер», основанная в 1896, приобрела патенты Мельеса и стала первым международным концерном по выпуску кинофильмов.
После Первой мировой войны во Франции возродилось производство кинофильмов. Из режиссеров этого периода наиболее известны Рене Клер (Свободу нам, 1932), Жан Виго (Ноль за поведение, 1933) и Жан Ренуар, который поставил фильмы Великая иллюзия (1937) и Правила игры (1939).
После окончания Второй мировой войны появились выдающиеся фильмы Марселя Карне (Дети райка, 1944), Жана Кокто (Красавица и зверь, 1946), Робера Брессона (Дневник сельского священника, 1950) и Жака Тати (Каникулы господина Юло, 1953, Мой дядя, 1958). С основанием в 1951 журнала «Кайе дю синема» группа молодых критиков и деятелей киноискусства – Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годдар, Клод Шаброль, Жак Ривет и Эрик Ромер – нашли трибуну для пропаганды нового стиля. Из важнейших творений новой волны отметим фильмы Трюффо (400 ударов, 1959; Жюль и Джим, 1962), Годара (На последнем дыхании, 1959; Альфавиль, 1965), Алена Рене (Хиросима, любовь моя, 1960; В прошлом году в Мариенбаде, 1962; Война окончена, 1966), Аньес Варда (Клео от пяти до семи, 1962; Счастье, 1965), Жака Деми (Шербурские зонтики, 1964), Клода Лелюша (Мужчина и женщина, 1966), Ромера (Моя ночь у Мод, 1970, Колено Клер, 1971) и Луи Маля (Сердцебиение, 1971; Лакомб Люсьен,1974).
Возвращение к сентиментальным и традиционным темам проявилось в следующем поколении французских режиссеров, в том числе у Жана-Шарля Такелла (Кузен и кузина, 1975), Эдуарда Молинаро (Клетка для безумцев, 1978), Даниела Виня (Возвращение Мартина Герра, 1984), Дианы Кюри (Между нами, 1985), Клода Берри (Жан де Флоретт, 1987 и Манон с источников, 1987), Шаброля (Мадам Бовари, 1991), Жака Риветта (Прекрасная орешница, 1991) и Режиса Варньера (Индокитай, 1992). Об огромной популярности кинозвезд и кинорежиссеров свидетельствует выпуск таких специализированных журналов, как «Премьер» и «Стюдио».
ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ.
Популярные журналы – «Пари Матч» (иллюстрированный еженедельник новостей), «Фамм актюэль», «Элль» и «Мари-Франс» (журналы для женщин), «Экспресс», «Пуэн» и «Нувель обсерватёр» (еженедельники новостей), «Телесет жур» (телевизионные программы и новости). Среди ежедневных газет национального значения наибольшие тиражи имеют «Фигаро», «Паризьен», «Монд», «Франс-Суар» и «Либерасьон». Самые популярные специализированные журналы – «Экип» (спортивный) и «Эко» (деловые новости). Выпускается также много ежедневных региональных газет, самая известная из них «Уэст-Франс», выпускаемая тиражом 797 тыс. экземпляров, почти вдвое превышающим тираж любой из национальных ежедневных газет.
СПОРТ И ПРАЗДНИКИ.
Популярность спорта во Франции возрастает. Увеличивается число членов спортивных клубов, особенно футбольных и теннисных. Футбольная ассоциация ежегодно организует соревнования на розыгрыш кубка страны между 60 клубами, подразделяемыми на две лиги.
Много ревностных поборников имеет велосипедный спорт. С 1903 проводятся ежемесячные велогонки «Тур-де-Франс». Много зрителей привлекают скачки в Лоншане и Отёйе в Париже, а также ежегодные автогонки в окрестностях города Ле-Ман. Каждый год проводятся турниры по теннису на парижском стадионе «Ролан-Гаро».
Кроме Рождества и Пасхи, повсеместно во Франции справляют и другие религиозные праздники – Троицу в мае-июне, Преображение в августе, День всех святых 1 ноября. 14 июля – день взятия Бастилии – остается главным национальным праздником страны.
Добавить себе закладку на эту станицу: